Чтобы разработать пальчики маленькому илюше, который болен дцп, мама придумала для него игру -- изучать на ощупь крупинки гречки и риса
Илья перебирает пальчиками гречку, рис, запускает ладошки в муку и щурится от удовольствия.
-- Это занятие я придумала для сына в надежде, что оно сделает его руки более подвижными и чувствительными, -- объясняет Елена. -- Из-за ДЦП у Ильи скованы мышцы, некоторые движения ему не удавались. Сейчас сын уже сам держит ложку в руке, а вот рисовать карандашом пока не получается. ДЦП -- тяжелая болезнь. Родителям и малышу нужно быть готовыми к тому, что придется изо дня в день усердно работать, чтобы только через время увидеть какие-то небольшие результаты.
Илья с двух лет занимается позиционной гимнастикой. Елена уверена, что именно благодаря ей сын начал ходить.
-- Об этой гимнастике мы узнали из «ФАКТОВ», -- объясняет Лена. -- В газете рассказывали о 14-летней Кате, страдающей тяжелой формой ДЦП (см. «ФАКТЫ» за 27 апреля 2001 года. -- Авт. ). Девочка с семи лет делает упражнения. Она не только нормально ходит, но и играет в волейбол, катается на роликах, на соревнованиях по плаванию получила три золотые медали. Реабилитолог Анатолий Смолянинов подобрал и нашему Илье комплекс упражнений. В том, что они действуют, мы уже убедились. До этого пробовали разные методики, так что есть с чем сравнивать.
-- Метод биомеханической коррекции не учит человека ходить, садиться. Он лишь готовит мышцы к тому, чтобы больной выполнял эти движения, -- говорит Анатолий Смолянинов. -- При ДЦП повышен тонус мышц, из-за чего каждое движение дается с большим трудом. Определенные позы позволяют сомкнуть руки и ноги таким образом, чтобы в мышцах рационально распределилось напряжение. Те мышцы, которые напряжены, расслабляются, другие укрепляются. Через полгода занятий можно учиться садиться, ходить А стереотипы правильных движений закрепляются в головном мозге.
-- Илья пока не понимает, что тренировки для него очень важны, но мы его не заставляем делать зарядку, -- говорит Елена. -- Лечение для ребенка не должно быть дополнительным стрессом, поэтому муж придумал хитрость: начинает сам делать Илюшкины упражнения, а сынишка бросает играть и повторяет движения за папой.
Родовая травма
-- Многие считают меня жестокой, бессердечной, но у нас в семье не принято жалеть ни себя, ни Илью, -- признается Елена. -- Когда в гости приезжают родители, они носят внука на руках. Бабушки и дедушки не в силах видеть, как ему трудно ходить. Я же стремлюсь вырастить сына самостоятельным и не стесняюсь, что у него неуклюжие движения. Наоборот, горжусь своим малышом и уважаю за то, что он терпеливо преодолевает столько трудностей.
Наиболее распространенная причина детского церебрального паралича -- асфиксия (удушье) у новорожденного. Опытный врач может заподозрить вероятность осложнения и назначить кесарево сечение, чтобы не допустить родовой травмы.
-- Роды у меня были тяжелые. Тем не менее состояние Илюши по десятибалльной шкале оценили в семь баллов, -- вспоминает Елена. -- А через двенадцать часов после рождения сын стал задыхаться, позже у него случился отек мозга, и его перевели в реанимацию. Врачи месяц боролись за жизнь Ильи, а когда нас выписывали домой, предупредили, что отдельные участки мозга могли пострадать. Но в первые месяцы Илья не отставал в развитии от сверстников. Беда в том, что проявления детского церебрального паралича заметны не сразу.
В четыре месяца Илья не тянулся за яркой погремушкой, как это делают здоровые дети, у него ладошки были сжаты в кулачки, в полгодика он еще не садился и не переворачивался. Но только в восемь месяцев мальчику поставили диагноз ДЦП и направили его в Украинский медицинский центр реабилитации детей с органическими поражениями нервной системы.
-- Здесь таким детям назначают Войта-терапию: родителей обучают специальной зарядке, -- продолжает Елена. -- Нужно было многократно повторять комплекс упражнений, которые стимулируют биологически активные точки и формируют нормальные движения. Признаюсь, делать их тяжело. Илья сопротивлялся, мне не всегда удавалось его «скрутить» в нужную позу. В центре я познакомилась с семьей, в которой ребенок, благодаря этой терапии, в годик начал ходить. Но мы с мужем решили искать другие методы.
Муж освоил динамическую гимнастику. Он брал Илью за руки или ноги и вертел его, как акробата. Сын заливался смехом. Эта зарядка улучшает координацию движений, укрепляет мышцы. Ежедневно мы устраивали экстремальные купания: в определенном ритме окунали Илью под воду, давая возможность сделать лишь один вдох на поверхности. Так организм обогащается кислородом, что ускоряет обменные процессы. После 200 ныряний Илью вынимали из ванны обессиленного и расслабленного.
-- После такой экзекуции Илья не боится воды?
-- Он у нас с одного месяца плавал и нырял в ванне, так что в воде чувствует себя как рыба. С двух лет ходим в бассейн, Илья плавает сам, а я все время нахожусь рядом. Мы с ним в воде дурачимся: я -- акула, нападаю на него, а сынишка удирает. Вообще стараемся все занятия проводить в виде игры, упражнения делаем под громкие считалки.
Ни дня без гимнастики!
-- Несмотря на все наши усилия, в годик Илья сидел и стоял, держась за диван, -- продолжает мама мальчика. -- Еще через три месяца мы уже водили сына за ручку. Шел он на носочках, с полусогнутыми коленками. Илья долго не мог научиться удерживать равновесие. Представьте, как устоять, когда ступни не разгибаются, ноги иксом, туловище «скручивает».
Два года назад мы попали на очередной семинар, который проводил Анатолий Смолянинов. Илья прошел несколько сеансов мануальной терапии, у него стали разгибаться ступни и коленки. Но этот эффект временный, напряжение в мышцах нужно снимать постоянно. Анатолий Смолянинов обучил нас гимнастике, которую нужно делать три раза в день по 10 минут.
Через месяц Илья выпрямился, спустя полгода уже уверенно шагал, наклонялся и поднимал с пола игрушки.
-- Тогда же я прочла, что при ДЦП назначают иппотерапию (верховую езду на лошадях), -- вспоминает Елена. -- Выяснила, где проводят занятия. В течение года мы возили Илью два раза в неделю на тренировки. Чтобы сидеть на лошади, ему приходилось разводить ноги почти как на шпагате. Но зато после поездки ножки выравнивались. Катаясь верхом, Илья делал упражнения на равновесие: разводил руки в стороны, поднимал их над головой. Для того чтобы улучшить координацию движений, нам посоветовали чаще катать сына на качелях. Знакомые подарили Илье игрушку-качалку -- деревянного коня, на даче дедушка смастерил качели.
У Ильи пострадали мышцы лица, и пока малыш не говорит.
-- Я думаю, что его состояние похоже на то, когда стоматолог вводит большую дозу обезболивающего: язык становится ватным, непослушным, и можешь только мычать. Чтобы объясняться с нами, Илья придумал свою систему жестов: хочет есть -- причмокивает, нырять -- рукой наклоняет голову вниз, спать -- прикладывает ручку к щеке. Сын ходит в специализированный детский садик, с ним занимается логопед, ему делают массаж мышц шеи и лица. Общение с детьми тоже помогает: видит, как другие дети двигаются, и пытается подражать им.
На уроках английского языка Илья играет с учительницей в прятки
После случившегося с ее ребенком Елена начала изучать лечебную педагогику. Вместе с другими преподавателями она планирует открыть в Киеве школу для детей-инвалидов.
-- В одном классе будут учиться дети с разными диагнозами, -- рассказывает Елена. -- Обучение планируем проводить в форме игры. Дети будут изучать разные ремесла, учиться считать, читать, писать и сами выберут, какого размера и цвета будут их буквы и цифры в тетради. Но важно не только вложить в ребенка знания по разным предметам, а постараться сделать его внутренний мир богаче. Ведь тогда человек сможет справиться с любыми трудностями.
Когда мы с Леной разговаривали, Илья в другой комнате занимался с учительницей английским.
-- Это не обычный урок английского, -- объясняет Лена. -- Илья с учительницей играют в прятки, водят хороводы с куклами. Преподаватель на каждом занятии говорит несколько новых слов. Илья их не повторяет, но запоминает. Если учительница спросит, он показывает, где находится тот или иной предмет, выполняет какие-то действия. Важна форма уроков, ведь дети развиваются через игру. Илья получает заряд положительных эмоций, а в хорошем настроении он затем охотно делает зарядку.
С нетерпением ждем лета, чтобы вновь поехать в Крым и пройти там курс дельфинотерапии. Мы дважды с Ильей были на семинарах, которые Анатолий Смолянинов проводит в дельфинарии. Хотя сын в воде отказывался плавать с дельфином, но зато с удовольствием трогал его, наблюдал за игрой животных, был расслабленным.
-- Исследования показали: когда человек видит игру дельфинов или плавает с ними, у него вырабатываются гормоны радости, -- говорит Анатолий Смолянинов. -- Нервная система расслабляется, улучшается самочувствие. Под водой человек оказывается еще и в условиях искусственной невесомости, которая способствует расслаблению мышц. Эффект после семинаров в дельфинарии поразительный! Поэтому мы уже несколько лет ведем переговоры о том, чтобы перевозить дельфинов на зиму в Киев. 18--19 апреля в Украинском медицинском центре реабилитации детей с органическими поражениями нервной системы Минздрава Украины (ул. Богатырская, 30) состоится семинар «Школа для родителей». Мы проведем бесплатную консультацию, подберем комплекс упражнений для детей, страдающих ДЦП, заболеваниями позвоночника и суставов, нарушениями осанки, а также болезнями дыхательной системы. Задача нашего «Кинезис-Клуба» -- объединить различные методы реабилитации: ипотерапию, дельфинотерапию, гимнастику, массаж, занятия в воде. Тогда ребенок сможет в одном центре получить всестороннюю помощь. В некоторых городах Украины подобные центры уже действуют, например, в Запорожье, Марганце, Полтаве, Белой Церкви. Таким детям нужна реабилитация постоянно, спорт должен стать образом жизни.
2110Читайте нас в Facebook