ПОИСК
Украина

Негосударственное пенсионное страхование нужно людям, получающим более 3 тысяч гривен в месяц, и тем, кто имеет право раньше выйти на пенсию

0:00 7 августа 2003
Лилия ПОВОЛОЦКАЯ «ФАКТЫ»
Со следующего года вступит в силу закон, регулирующий работу негосударственных пенсионных фондов

Новая пенсионная система, которая заработает уже в 2004 году, будет состоять из трех уровней. А будущие пенсии, соответственно, из трех частей. Первые два уровня -- это государственное пенсионное страхование, обязательное для всех (они регулируются Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», о котором «ФАКТЫ» достаточно подробно рассказали в номерах за 17, 23, 24 и 30 июля). Однако со следующего года начнет действовать и третий уровень -- добровольное негосударственное обеспечение.

Зачем и кому нужен этот дополнительный уровень? В этом «ФАКТЫ» попытались разобраться вместе с членом экспертного совета при министре труда и социальной политики, экспертом по негосударственному пенсионному обеспечению Украины Анной Нечай.

Зачем понадобилось вводить негосударственное пенсионное обеспечение?

Существует несколько причин. Начнем с того, что у нас в стране уже сейчас работает около 200 негосударственных пенсионных фондов. Но пока их деятельность не регулируется ни одним специальным законом и практически никем не контролируется. Фактически, сейчас единственной гарантией возврата вложенных в эти фонды денег является порядочность их учредителей. Новый закон достаточно жестко определил правила работы негосударственных пенсионных фондов, порядок их отчетности и проверок, что существенно снижает риск ухода пенсионных денег «в пользу телезрителей».

Но это не самая важная причина. В первую очередь, негосударственное пенсионное обеспечение нужно для того, чтобы постепенно вывести из системы государственного пенсионного страхования… льготные пенсии. Что такое льготные пенсии? Это -- возможность на 5--10 лет раньше уйти на заслуженный отдых (которую наше законодательство предоставляет, например, летчикам, шахтерам, некоторым работникам химической промышленности, балеринам, стюардессам и другим). Получается, что «льготник» платит взносы на государственное страхование на 5--10 лет меньше, чем обычные пенсионеры, а пенсию получает на те же 5--10 лет дольше. Причем, выплата льготных пенсий финансируются из общего котла -- фактически за счет других пенсионеров.

РЕКЛАМА

Чтобы ликвидировать эту несправедливость, в соответствии с новыми законами обеспечение льготных пенсий постепенно перейдет на «плечи» корпоративных и профессиональных негосударственных пенсионных фондов. Таким образом, за всеми имеющими право раньше выйти на пенсию это право сохраняется. Но только льготная часть пенсий будет финансироваться за счет негосударственных пенсионных фондов.

К тому же, третий уровень нужен людям, получающим большую зарплату. Ведь взносы на государственное страхование отчисляются и будут отчисляться только из заработка, не превышающего определенную сумму (в настоящее время -- 2660 гривен в месяц). Соответственно и пенсии из государственной системы будут начисляться только из заработка, не превышающего 2660 гривен, и поэтому никогда не будут «достаточно большими».

РЕКЛАМА

Но если зарплата человека равна 5 или 10 тысячам гривен и он может (и хочет!) делать дополнительные отчисления, чтобы потом получать хорошую пенсию? В таком случае с сумм, превышающих 2660 гривен, он сможет перечислять деньги на негосударственное пенсионное страхование и потом получать дополнительную пенсию.

Как работает система негосударственного пенсионного обеспечения?

Эта система предусматривает накопление денег в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Суммы, поступающие в НПФ, будут приумножаться путем их выгодного вложения (в ценные бумаги, на банковские депозиты, в операции с недвижимостью и так далее). А когда человек решит выйти на пенсию (об этом -- чуть позже), ему к «государственной» пенсии станут доплачивать «негосударственную» пенсию -- из накопленных в НПФ денег.

РЕКЛАМА

Как показывает мировая практика, конкуренция между НПФ бывает достаточно жесткой. А это значит, что они станут активно привлекать клиентов, и на нас вскоре хлынет поток информации о различных негосударственных пенсионных фондах. Разобраться во всех предложениях нашим согражданам будет непросто. Мы постараемся помочь им в этом, объяснив принципы негосударственного пенсионного обеспечения (как говорится, предупрежден, значит, вооружен).

Итак, закон разрешает образовывать негосударственные пенсионные фонды трех видов:

Корпоративные -- фонды, создаваемые работодателями для своих работников. Это закрытые пенсионные фонды (вступить туда посторонний человек не может). В корпоративные фонды работодатели сами отчисляют взносы за всех своих работников. Причем, размер взносов, выплачиваемых за каждого конкретного сотрудника (например, 2, или 3, или 10 процентов его заработка) зависит не от симпатий или антипатий руководства, а только от возраста или стажа человека. Кроме того, работник может сам платить взносы в такой корпоративный фонд.

Профессиональные -- полузакрытые фонды. В профессиональный НПФ могут вступить только люди, чьи профессиональные признаки совпадают с признаками, указанными в его уставе. Причем, от формулировок устава зависит очень многое. Например, в «Пенсионный фонд юристов» могут вступить только юристы, а вот в «Пенсионный фонд работников юридических фирм» -- все сотрудники юридических фирм, вплоть до уборщицы. В эти фонды люди платят взносы, как правило, самостоятельно. Могут делать отчисления и работодатели, соблюдая условия, указанные в законе.

Открытые фонды. С ними все просто. В открытые НПФ разрешается вступать любому человеку. Взносы может платить и сам человек, и его работодатель (опять-таки, соблюдая условия, указанные в законе). Мировая практика показывает, что открытые НПФ обычно создают уже состоявшиеся финансовые структуры -- банки, страховые компании.

В целом, уйти из негосударственного пенсионного фонда можно, только перейдя (и, соответственно, передав все свои накопленные деньги) в другой НПФ, страховую организацию или открыв пенсионный счет в банке. То есть деньги, отложенные на «негосударственную» пенсию, не выходят из системы до наступления пенсионного возраста или до форс-мажорных обстоятельств -- смерти человека, его выезда на постоянное место жительства и так далее.

Если негосударственный пенсионный фонд по тем или иным причинам перестает существовать, все находящиеся в нем пенсионные деньги (с учетом прибыли, которой они «обросли») переходят в полном объеме в другой пенсионный фонд, который выберет для себя каждый его участник.

Кстати, суммы, направляемые работодателями на негосударственное пенсионное страхование, должны относиться на их расходы (и, соответственно, не должны облагаться налогом на прибыль). Но для того чтобы эта норма полноценно заработала, предстоит несколько откорректировать наше налоговое законодательство.

Как и сколько нужно платить?

Человек, решивший прибегнуть к услугам негосударственного пенсионного фонда, должен заключить с ним пенсионный контракт. В этом документе будет подробно описана пенсионная схема, по которой нужно платить взносы (обращаем внимание на то, что пенсионная схема регулирует только процесс уплаты взносов, а не последующую выплату пенсий). В пенсионной схеме указывается:

* когда платятся взносы (ежемесячно, раз в квартал, раз в год, в любое удобное время);

* размер взносов -- фиксированная сумма (например, по 100 гривен в месяц), процент от заработка (например, 2 процента от зарплаты), любая удобная для человека сумма (один месяц -- 25 гривен, другой -- 2500 гривен, в зависимости от его финансовых возможностей) и так далее.

Закон оговаривает, что НПФ имеет право устанавливать минимальный размер взноса на уровне 10 процентов минимальной зарплаты в месяц (в настоящее время минимальная зарплата составляет 185 гривен, 10 процентов -- 18 гривен 50 копеек). Ограничений по максимальной сумме взноса нет.

Какие пенсии будут платить из негосударственных пенсионных фондов?

«Точного» пенсионного возраста в негосударственном пенсионном обеспечении нет. Это значит, что человек может, не дожидаясь отведенных законом 55 или 60 лет, начать получать выплаты из НПФ. Нужно только предупредить о своем желании фонд за 15 дней. Правда, существует ограничение: уйти на «негосударственную» пенсию человек имеет право на раньше, чем за 10 лет до установленного государством пенсионного возраста (женщины -- не раньше 45 лет, мужчины -- 50 лет) и не позже, чем через 10 лет после его наступления (женщины -- не позже -- 65 лет, мужчины -- 70 лет).

Если участник НПФ умрет до выхода на пенсию, все накопленные на его счету деньги передаются его наследникам (с соответствующей уплатой подоходного налога).

Закон предусматривает три вида выплат:

Первый -- одноразовая выплата. В некоторых случаях человек имеет право забрать всю накопленную на его счету сумму сразу. А именно:

* если сумма на счету не достигает размеров, установленных Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг;

* если он уезжает за рубеж на ПМЖ;

* в случае подтвержденного медучреждением критического состояния его здоровья (онкозаболевание, инсульт и так далее).

Второй -- пенсия «на определенный срок». Ее платит негосударственный пенсионный фонд. При этом человек имеет право выбрать срок, в течение которого он хочет получать пенсию (но не менее 10 лет), и написать об этом в своем заявлении администратору фонда. Исходя из суммы, имеющейся на персональном счету человека, рассчитывается размер его дополнительной пенсии. Например, сумма, накопленная к моменту выхода человека на пенсию, позволяет делать на протяжении 10 лет выплаты в размере 160 гривен или на протяжении 15 лет -- 126 гривен. Размеры ежемесячных пенсий могут незначительно колебаться в зависимости от того, насколько успешно НПФ вкладывает остаток денег на счету и его расходов.

Третий -- пожизненная пенсия. Ее платит уже не НПФ, а страховая организация. За деньги, накопленные в негосударственном пенсионном фонде, человек может купить специальную страховку -- аннуитет. Эта страховка предусматривает, что ему ежемесячно платят определенную сумму до самой смерти. Размер аннуитета (сколько именно каждый человек будет получать в месяц) рассчитывает страховая организация, исходя из размера накопленной суммы, средней продолжительности жизни и других показателей, которые должны быть указаны в законе «О страховании».

Кстати, эти выплаты возложены именно на страховиков из-за невозможности предугадать, сколько именно проживет каждый из нас. Четко установить размер выплат (так, чтобы деньги не закончились раньше) трудно. Страховая же организация весь риск, связанный с такими «перевыплатами», берет на себя. Проще говоря: если деньги пенсионера закончатся раньше, страховики будут продолжать платить ему пенсию уже за свой счет.

Любой из вышеперечисленных видов пенсий будет облагаться подоходным налогом (напомним, что с 2004 года у нас в стране вводится единая ставка подоходного налога -- 13 процентов, а с 2007 года -- 15 процентов). Правда, с некоторым льготным ограничением: налог будет начисляться только на 60 процентов размера выплат и только для людей моложе 70 лет.

P. S. Закон «О негосударственном пенсионном обеспечении» вступит в силу с января 2004 года. Еще год дан Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг на то, чтобы разработать порядок регистрации негосударственных пенсионных фондов и другие необходимые нормативные акты. Получается, что система НПФ заработает в Украине не позже 2005 года.

Автор благодарит компанию ПАДКО (проект технической помощи Агентства США по международному развитию «Внедрение пенсионной реформы в Украине») за помощь в подготовке материала.

 


502

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров