Сергей бубка: «в детстве бедовым был! Мама калитку веревкой намертво привязывала, чтобы я со двора не сбежал»
Свою первую золотую медаль чемпиона мира Бубка выиграл двадцать лет назад. В олимпийском Сиднее он завершил свою уникальную и по продолжительности, и по титулам карьеру, которую в обозримом будущем вряд ли кому-то удастся повторить. Сергей Бубка в конце прошлого столетия побил рекорды, которым, возможно, суждено устоять и в нынешнем, XXI, веке.
ШЕСТЬ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ СЕРГЕЯ БУБКИ
Шестиметровую высоту Сергей преодолел через четыре дня после рождения сына
1. Каждый рекорд -- это событие в мировом спорте. Но случаются рекорды, которые становятся событием эпохальным, открывающим новый этап в развитии спорта. Как, например, преодоление Сергеем Бубкой шестиметровой отметки. Произошло это 13 июля 1985 года на парижском стадионе имени Жана Буэна. Кстати, за четыре дня до соревнований у Сергея родился первенец, которого они с супругой Лилией назвали в честь тренера Виталием.
-- Меня не раз спрашивали, что я думал, когда шел на штурм ЭТОЙ высоты, -- вспоминает Сергей Бубка в своей книге «Попытка в запасе». -- Красивого ответа у меня не получалось. Думал о том, чтобы не ошибиться с разбегом, точно попасть на место отталкивания Если бы думал о чем-то более «возвышенном», то не видать мне ни этой, ни других высот. Прыжок не показался мне каким-то особым. Обычным он вышел, даже немного корявым.
2. Никакой, так сказать, спортивной наследственностью Бубка отмечен не был. Мама -- медсестра. Впервые в жизни побывала на стадионе, когда ее сын уже стал рекордсменом мира. Отец -- армейский прапорщик. К десяти годам школьник Сережа Бубка перепробовал многие виды спорта. Занимался и плаванием. Мог бы стать известным пловцом, если бы не одно происшествие.
-- Я в детстве бедовым был! -- рассказывает Сергей. -- Мама дырки на штанах штопать не успевала, калитку веревкой намертво привязывала, чтобы я со двора не сбежал. Однажды моя непоседливость чуть было не обернулась бедой. Во дворе под навесом стояла двадцативедерная бочка с водой, в которой солили капусту на зиму. Жгучее любопытство заставило меня подтянуться на руках, я заглянул в зеленоватую глубину и перевернулся. Если бы не старший брат, то утонул бы. Из бочки только ноги мои торчали. Вася закричал: «Сережка тонет!» Вытащили, а я уже не дышал. Начали трясти, я и очухался. Так что плаванием мне расхотелось заниматься.
Однажды друг заманил Сережу на тренировку по легкой атлетике и познакомил с тренером Виталием Петровым. Когда тренер решил перебраться с семьей из Луганска в Донецк, то предложил переехать и своему ученику -- 18-летнему брату Сергея Василию. А вот 15-летнего Сережу мама ни в какую не хотела отпускать. Но через месяц сдалась: «Знаешь, сынок, ты все-таки поезжай. Не хочу себя потом казнить, если у тебя в жизни получится что-то не так, как ты задумал».
Личный психолог атлета запретил ему подавать руку соперникам
3. Как спортсмена, Бубку «хоронили» не раз. Первый раз -- после неожиданного провала в олимпийской Барселоне, где Сергей не взял даже начальную высоту. Но вскоре серией новых рекордных прыжков он восстановил свою репутацию. Второй раз неприятности подстерегли его в олимпийской Атланте.
-- За неделю до старта я провел в олимпийской деревне последнюю тренировку, -- вспоминает Сергей Бубка. -- Прыгал на высоте порядка 6. 20 -- 6. 30 м. Наблюдавшие за мной спортсмены и тренеры хватались за головы: «Что он делает? Сумасшедший!» Но беда приходит, откуда ее не ждешь. Вдруг сильно заболела правая нога. Как потом выяснилось, произошел надрыв ахиллова сухожилия. В день квалификации я и ста метров трусцой пробежать не мог, какое там прыгать.
4. Он выиграл пять чемпионатов мира подряд. В Афинах появился после годичного перерыва из-за травмы, которая грозила оборвать его феноменальную карьеру.
-- Меня терзали сомнениями: ехать в Афины или не ехать? -- рассказывает спортсмен. -- Боль, возвращавшаяся после каждой тренировки, истощала не столько физически, сколько морально. Но все-таки решил: надо ехать.
После победы на чемпионате мира в Греции Бубка сказал, что здороваться с соперниками в секторе для прыжков во время соревнований (его тогда упрекали в высокомерии) ему запретил его личный психолог Рудольф Загайнов.
-- Запретил потому, чтобы не допускать вторжения в мое биополе, — объясняет Бубка. — После соревнований -- пожалуйста, сколько угодно жми руки, обнимайся, целуйся. Этому совету я следую неукоснительно.
Бубку упрекали в том, что он прибавляет к рекордам сантиметры из-за денег
5. Злые языки поговаривали, что Бубка сознательно прибавлял к рекордам по одному сантиметру. С 1984 по 1994 год он установил 35 мировых достижений. За последний мировой рекорд -- 6. 14 м -- легкоатлету в качестве приза подарили автомобиль «Ферари» стоимостью 120 тысяч долларов. Да и стартовый гонорар Бубки был довольно приличный -- организаторы этапов Гран-при готовы были платить ему за участие 50 тысяч долларов.
-- По-настоящему большие деньги я стал зарабатывать лишь после 1991 года, -- подчеркивает Бубка. -- Ведь прежде всю валюту за выступления в коммерческих соревнованиях получал Госкомспорт СССР, а нас премировали небольшими суммами -- 100, 200, ну максимум 300 долларов за выступление. Многие упрекают меня, что мировые рекорды я улучшал по сантиметру. С одной стороны, чего скрывать, была коммерческая заинтересованность, а с другой -- мне не хотелось быть самоубийцей. Я мог бы, наверное, прыгнуть на 6. 20. Но передо мной был пример американского прыгуна в длину Боба Бимона, который в 1968 году в олимпийском Мехико опрометчиво улетел на 8. 90 и больше никогда в жизни к этому фантастическому рубежу не приблизился.
Я завоевывал высоту постепенно прежде всего потому, что не хотел терять стимулов в спорте.
6. Одним из многих слагаемых успеха Сергея Бубки было его просто фантастическое честолюбие.
-- Сверхчеловеком себя не считаю, -- поведал в одном из интервью «ФАКТАМ» Сергей Бубка. -- Наверное, в чем-то я неординарен, Сколько себя помню, дух соперничества всегда был у меня в крови. Все, чем я занимаюсь в жизни, должно быть сделано не на сто, а на тысячу процентов. Такой у меня характер.
В молодости спортивного честолюбия сидело внутри гораздо больше. С годами острота ощущений притупилась, и это, наверное, естественно. Потому что прекрасно понимаю: все главное в жизни будет все-таки после спорта, сколько бы твоя карьера ни длилась. Знал, что придет день, когда нужно будет уйти. Конечно, тяжело, особенно когда наступает прощание
Когда оставлял спорт -- плакал. -- Кажется, ну как это может быть? Мужчина, сильный, мужественный -- плачет. Но сильный мужчина, на мой взгляд, всегда сентиментален. Человек, добившийся чего-то в жизни, должен воспринимать мир очень тонко. Хотелось бы запомниться людям не только как спортсмен Бубка, который выше всех прыгнул, а человеком, который внес что-то прекрасное в этот мир, старался сделать это общество добрее.
Читайте нас в Facebook