Поэт александр коротко: «я хотел бы досказать за Владимира высоцкого»
Может быть, читатели сегодняшнего номера «ФАКТОВ» удивятся -- как так?! Ведь в газете никогда не публиковались стихи! И будут правы. Мы действительно никогда не печатали стихотворных произведений. Но отнюдь не потому, что среди наших читателей нет истинных ценителей поэзии. Конечно, их очень много! Просто формат газеты не позволял нам такие «вольности». И все-таки Мы решили сделать исключение из правил и опубликовать отрывки из поэмы члена русского ПЕН-центра Александра Коротко «Заре навстречу». Причина проста -- они нас ПОТРЯСЛИ!
«Для меня Блок -- ангел в поэзии»
-- Честно говоря, я немного удивилась, когда прочитала, что «Заре навстречу» -- поэма, настолько самодостаточен каждый из ее семнадцати стихов
-- На самом деле, форма лишь вторична. Просто я хотел передать период нашей советской жизни, который мы прожили и до сих пор носим в себе. Фактически это воспоминания и мои, и моих бабушек, и дедушек. Если уж быть более пафосным, то я хотел бы досказать за Владимира Высоцкого.
-- ?!.
-- Ведь жизнь Высоцкого оборвалась на полуслове Когда я садился за написание этой поэмы, хотел передать боль восприятия и обостренные чувства Высоцкого Крах империи, состояние жуткой деградации. Прежде всего, нравственной и моральной. Кстати, я был просто потрясен, насколько Андрей Вознесенский, написавший предисловие к моей книге, угадал многие мои мысли.
-- Он сравнивает «Заре навстречу» с поэмой Александра Блока «Двенадцать»
-- Я с ним согласен. Для меня Блок -- ангел в поэзии. Удивительный мастер, Андрей Вознесенский, сам на основании своих поисков и параллелей, сравнил меня с Блоком. Эта параллель очень интересна. И моя поэма, и поэма Блока «Двенадцать» были созданы на изломе исторических эпох. Мы с вами живем в очень интересное время, на стыке времен
-- Вы были до этого знакомы с Андреем Вознесенским?
-- Мы никогда раньше не встречались. Я просто передал ему книгу в Москву. Точно так же, чуть позже, случилось с книгой моей прозы «Лунный мальчик», которую я передал Андрею Битову. Вознесенский высоко оценил мою работу. Недавно я был в Москве на поэтическом биеннале, где присутствовало много номинантов на Нобелевскую премию со всего мира. Лучшие поэты. Я был приглашен от Украины. И там я уже познакомился с Андреем Вознесенским. У нас с ним была долгая беседа, он сказал мне много теплых слов.
Вообще, удивительно, как многое он угадал в моей поэме. Например, что один из моих самых любимых моих художников -- Ван Гог, что мне нравится импрессионизм
-- Поэма «Заре навстречу» очень интересно оформлена.
-- Эстетика подачи была выбрана не случайно. Красный цвет -- цвет агрессии. А фотографии выдающихся мастеров двадцатого века передают состояние того времени. Поэма -- это память, история и мои собственные переживания
СВАДЬБЫ
Вот и снег лицом в грязь. Долговязая осень, ты меня
заждалась. Так и хочется бросить связку сонных ключей
в царство вечной разлуки. Никому не уйти от сердец палачей.
Видишь, тянутся к нам их холодные руки. Заигрались в
рулетку ветра. Блефовала природа. До чего же азартной
казалась игра. Но закончилось все, не прошло и полгода.
БЕРЕЗКА
Голодные песни. Холодные сны. Доносчик кудесник -- глашатай
страны. Краюха рассвета на нарах лежит. Судьба повитуха
мечту сторожит. Звезд медные гроши всегда подадут. На паперти
ночи лишь сердце крадут. Прочитаны сказки. Пора уезжать. Мир
предан огласке. Нам нечего ждать. Пустынное утро. Дорог
не видать. И нас будто нету. Пора умирать.
ИМПРЕССИОНИЗМ
Задыхаясь от любви, проститутка ждет клиента. Не такая уж плохая
Михалкова кинолента. Провалился нос рассудка. Слава по рукам
пошла. На седьмые только сутки браво взвилось в облака. День
разрезал рот для смеха. У Ван Гога ухо взял. Плакало от страха эхо.
В муках умирал вокзал.
ГРАЧИ УЛЕТЕЛИ
Гимн разлуке. Марш славянки. Уезжают поезда. Загрустили сны
от скуки. Неужели навсегда? И над девственной весною птичья
стая пронеслась. Дым отечества растаял. Родину втоптали в грязь.
Солнце зря по небу бродит, лает на луну в ночи. Посмехаются в
народе. Говорят, пора лечить. Жаль, природа позабыла заглянуть
в свой календарь. Не сменила время года. Будет в мае нам январь.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Маршируют парты. Гитлерюгенд в школе. Все сейчас воруют. И
пока на воле, думают о юге. С перебитым носом циркуль в
готовальне. Кто к нему с вопросом, сразу тянет в спальню.
Пионервожатые зори на линейке. Ходят неженатые зеки в
телогрейке. Мыши равенство проели. Шаг ступил, и ты на
дне. Зря мы лучше жить хотели. Страшно, как в кошмарном сне.
ЗАРЕ НАВСТРЕЧУ
Неуютная страна. В равенство и только строем. В каждом жесте:
«Я сама». Песни с лицами героев. Сын внебрачный ветра в поле
беспризорным Марксом рос. Не дремал наш общий враг. Вот и
съели мы пуд соли, то ли сдуру, то ли так. Собирал нас Дед Мороз
от запоя до запоя. Знали все про красный нос. Жили по календарю.
И когда куранты с боем возвещали Новый год, ждали новую зарю.
«Огонек» дразнил гусей. Съезд вопрос ребром поставил, и по всей
стране кричали, что не так он нами правил, и пора менять букварь.
ИГРЫ ПО-ОЛИМПИЙСКИ
Попугаи хрущевки. Здесь никто не забыт. Будет вить из нас веревки
недоношенный быт. Съезд затянет потуже пояс наших побед, и чем
хуже, тем лучше раструбим на весь свет. И в расцвете упадка в
нашей славной Москве олимпийские пятки засверкают в траве.
P. S. « Поэма написана художником, а не повествователем. Александр Коротко рисует, а ты разглядываешь картины. И чем богаче твое собственное воображение, тем больше ты поймешь и откроешь. Ибо не пристало художнику навязывать свое мнение зрителю, который не просто так бродит по галереям, вышагивая, вызубривая стихи любимых поэтов. Только свободу провозглашает автор -- свободу самовыражения, свободу самовосприятия. Таков мир поэмы Александра Коротко».
407Читайте нас в Facebook