Уезжая домой после шести лет работы в нашей стране, иностранка хотела вывезти с собой полноценный музей истории украины
«ФАКТЫ» уже писали о совместной операции Службы безопасности Украины и Киевской региональной таможни, в результате которой была предотвращена попытка вывоза из Украины гражданкой одной из стран Евросоюза, проработавшей у нас шесть лет, огромной коллекции антиквариата. На днях журналисты имели возможность увидеть, что собой представляет задержанная коллекция. Огромное складское помещение Киевской региональной таможни было заставлено иконами. Они были всюду: на полу, на подоконниках. Здесь же находились и предметы сельского и мещанского быта, монеты, палеонтологические и археологические находки
«Реставрации подверглись почти все задержанные иконы»
Начальник отдела искусствоведов-контролеров Главного управления культуры и искусств Киевской госадминистрации Ольга Ростиславовна Беспятова предложила себя в качестве экскурсовода, чтобы журналисты смогли представить и оценить масштабность задержанной коллекции.
-- Предметы, которые вы видите перед собой, имеют исключительную историческую и культурную ценность, -- утверждает Ольга Беспятова. -- Раскладывая предметы для описи, мы вдруг увидели, что имеем дело не просто с коллекцией -- в ней представлены все периоды истории нашего государства! Здесь и окаменелости триасового периода, и конская сбруя киммерийцев, и женские украшения периода Киевской Руси, и картины представителей соцреализма 50--60-х годов прошлого века. Словом, настоящий музей истории Украины.
Начнем, пожалуй, с икон, которых в коллекции 114 штук. Особо хочу выделить «Образ Пресвятой Богородицы Киево-Печерской». Икона эта датируется серединой XIX века и дорога нам тем, что связана с Киево-Печерской лаврой. На ней изображена Богоматерь, рядом с ней Антоний, Феодосий и предстоящие (стоящие перед кем-то. -- Авт. ). Еще одна икона -- «Спящий младенец Христос, недремлющее око». Она отреставрирована, притом весьма профессионально. На кромку иконы нанесен новый холст, и совершенно незаметен переход нового холста в старый, на котором и написан библейский сюжет.
Полностью продублирована на новый холст и «Тронная Богоматерь» конца XIX века. Это один из методов контрабанды, когда старая вещь переносится на новый холст. И если при таможенном досмотре не присутствует специалист, то 60 процентов вероятности, что таможенный инспектор пропустит данную вещь, как «новодел». Реставрации подверглись практически все задержанные иконы. На одной из них -- «Святой Николай» (1869 год) -- даже остались специальные наклейки, которыми укрепляют красочный слой, чтобы он не осыпался.
Еще один пример профессиональной реставрации -- икона «Старозаветная Троица» конца XVIII века. Доска, на которой написан сюжет, была сильно выгнута. И тогда с задней части иконы сняли полсантиметра древесного слоя, что позволило ее несколько выровнять, а затем укрепили эпоксидным клеем. Неспециалист также спокойно мог бы пропустить эту вещь как не представляющую исторического интереса.
«Христос Вседержитель» -- классический вариант украинского барокко»
-- В коллекции очень много икон Святой Екатерины, Святой Варвары и Параскевы-Пятницы, -- продолжает Ольга Беспятова. -- Эти святые были наиболее популярны в Украине. Им поклонялись и крестьяне, и дворяне. Интересная история Святой Параскевы. Она является покровительницей животноводства, сельского хозяйства. В XVII--XVIII веках люди перенесли на эту святую черты языческой Берегини, поэтому церковь одно время не поощряла поклонение этой святой.
Самые ценные из тех, которые вы видите, парные иконы «Христос Вседержитель» и «Богоматерь с младенцем». Это классический вариант украинского барокко и, судя по уровню исполнения, они могут принадлежать кисти художников, близких к Тарасевичу (в монашестве Антоний. -- Авт. ). Обе иконы относятся к первой половине XVIII века. Возможно, написаны они в Лаврских иконописных мастерских.
Некоторые иконы, например «Ангел с весами», датированы, что является большой редкостью, потому что даты ставились только в случаях, когда икона жертвовалась кем-то в храм. «Ангел с весами», к слову сказать, является одной из самых дорогих икон, ее стоимость -- от пяти тысяч долларов и выше. Иконы попроще -- от двух с половиной тысяч долларов, хотя говорить о конкретной стоимости культурных ценностей невозможно, потому что цена предмета на территории Украины -- одна, в Европе, Америке -- другая, а в Азии -- третья.
В багаже иностранки была и так называемая «наивная живопись» -- одиннадцать картин, относящихся к XIX веку. Полотна с изображением сценок из жизни простых людей являлись обычным украшением стен домов мещан: парубок с граблями и девушки в национальных костюмах, разговаривающие у тына; влюбленная пара в восточных костюмах, скачущая на лошадях; катание на лодке Кстати, среди задержанных «наивных» «Казак Мамай» представляет собой большую редкость, так как практически не имел «хождения на руках». Такие картины есть в музеях, но в продажу попасть они не могут. Стоимость «Мамая» на сегодняшний день колеблется от пяти тысяч долларов и выше. «Наивное искусство» очень дорого во всем мире.
Большой интерес у искусствоведов вызвали три картины: «Казахский мальчик», «Крестьянская девушка» и «Молодой человек в папахе». Их авторы не установлены, но есть вероятность того, что первая может принадлежать кисти Тараса Григорьевича Шевченко. Известно, что в ссылке Шевченко создал целую серию картин под общим названием «Казахский мальчик». Но только эксперт сможет сказать, чьей кисти принадлежит полотно. Требуется экспертиза и «Молодому человеку в папахе», на которой есть инициалы «П. Ш. » Был такой каталожный художник Шилинговский (П. А. -- Авт. ), и эта картина как раз подпадает под период его учебы в Кишиневском художественном училище. И эксперт должен будет определить подлинность подписи.
-- Неужели представляют собой ценность металлические коробки из-под конфет? -- удивился я, когда мы с Ольгой Ростиславовной подошли к экспозиции «Быт».
-- Бытовые предметы, как правило, не сохраняются, потому что во время наводнений, землетрясений, революций люди спасают сначала детей, потом -- бриллианты и Рембрандта. А бытовые вещи, обычно, погибают. У искусствоведов есть два понятия: уникальный и редкий. Так вот: эти коробочки -- редкие вещи. Например, коробочка с надписью «Монпансье Гребенщикова» -- редчайшая ценность. На ней лубочный декор, изображающий картинки из крестьянской жизни -- так называемый псевдорусский стиль. А за такими вещами, как коробочка из-под конфет с надписью «Государственная фабрика «Красный кондитер», на Западе гоняются многие коллекционеры. Интересна она тем, что представляет собой предмет первых лет советской власти. Вроде уже и «Красный кондитер», но форма и декор остались еще старые, дореволюционные -- этой несовместимостью она и ценна. Редкая вещь! Как и представленный здесь рушнык «Восемь девок, один я, куда девки, туда я», вышитый черно-красной нитью на белой ткани в 1914 году. Очень тонкая и сложная работа!
«С негосударственными культурными ценностями, извините, полный завал!»
Ольга Беспятова обратила внимание журналистов на коллекцию книг первой половины XIX столетия на французском языке. На одной из них есть экслибрис Французской Королевской библиотеки, на другой -- Императорской Эрмитажной библиотеки.
-- Это свидетельствует о том, что книги были похищены. Но неизвестно, когда: то ли во времена революций, то ли в наши дни. Самая «старая» в этой коллекции книга -- рукописная, в кожаном переплете. «Дата рождения» ее -- XVI век. Возможно, это «Абетка», но окончательные выводы сделают эксперты из Музея книги. Стоит «Абетка» на сегодняшний день не менее 10 тысяч долларов.
-- Какова же стоимость всего этого «музея»?!
-- Предварительно -- 223 тысячи 627 долларов! Более точную цифру можно будет назвать после завершения экспертизы.
-- Как сложится в дальнейшем судьба этих сокровищ?
-- До решения суда рано еще говорить об этом. Если будет принято решение о передаче изъятого в пользу государства, они могут оказаться в музее. И мы бы просили в таком случае не делить эту коллекцию, так как она представляет собой цельную музейную экспозицию. У нас же обычно конфискат делят на части и распределяют в разные музеи. Не исключена возможность, что суд может принять решение о принадлежности коллекции иностранке -- правда, без права ее вывоза за пределы нашей страны. И я не сомневаюсь, что в таком случае снова будет предпринята попытка переправить культурные ценности за границу, но уже частями. Дело в том, что наше законодательство о вывозе культурных ценностей несовершенно. Если бы иностранка обратилась в специальное учреждение и оформила вывоз своей коллекции частями, ей бы это наверняка разрешили. Не дали бы, наверное, разрешения на вывоз от силы десяти предметов.
-- И такое возможно?..
-- У нас существует перечень государственных учреждений, которые могут проводить экспертизу культурных ценностей, но нет положения о проведении этой самой экспертизы. Нет и критериев, которые помогли бы определить, «вывозной» предмет или нет. К тому же закон Украины «О музеях и музейном деле» делит Музейный фонд страны на две части: государственную и негосударственную. И если с государственной частью все ясно -- ее нельзя вывозить навсегда! -- то с негосударственной, простите, полный завал. Как правило, из этой части предметы старины, искусства «улетают» за рубеж. Особенно это касается картин ведущих художников соцреализма 50--60-х годов XX века. По существующим правилам, они приравнены к сувенирной продукции и могут быть вывезены без специального разрешения. Кстати, этой иностранке разрешили вывезти за пределы Украины порядка 200 предметов соцреализма! К сожалению, такие предметы -- а это живопись, графика, скульптура -- мы сегодня не ценим. Ценят его за границей! И можно говорить о том, что наш соцреализм на сегодняшний день практически весь вывезен. Без специального на то разрешения Министерства культуры.
Задержанная партия культурных ценностей является самой большой за все время существования Таможенной службы Украины. Проблема вывоза подобного рода предметов за пределы страны остро стоит перед украинскими спецслужбами. Особенно, если учитывать тот факт, что некоторые сотрудники дипломатических представительств иностранных государств в Украине используют для вывоза историко-культурных ценностей дипканалы, которые не подлежат проверке. Так же было и в данном случае. Отправляя свою коллекцию домой под дипзащитой, иностранка надеялась на ее неприкосновенность, но сработала Служба безопасности Украины, которая проинформировала Киевскую региональную таможню о том, что в вещах бывшего дипработника будут находиться вещи, представляющие ценность для нашей страны. Поэтому и был произведен досмотр дипломатического багажа.
Как сообщил заместитель начальника Службы по борьбе с контрабандой СБУ Андрей Василевский, возбуждено уголовное дело по статье 201 УК (»Контрабанда»), в результате чего иностранного дипломата могут признать персоной non grata в нашей стране.
Андрей Василевский напомнил, что аналогичный случай на Киевской региональной таможне произошел в январе нынешнего года. Тогда был задержан сотрудник Посольства США, пытавшийся вывезти из страны пять редких икон и другие антикварные предметы.
345Читайте нас в Facebook