Работу всего наземного общественного транспорта столицы контролирует теперь единая центральная диспетчерская система
В свое время у наземного электротранспорта была одна диспетчерская, у автобусников -- другая. После создания единого коммунального предприятия «Киевпасстранс», объединившего все виды городского наземного транспорта, появилась необходимость скоординировать их работу. Ведь столичные транспортники обслуживают почти 300 маршрутов, ежедневно на линии из автобусных автопарков, троллейбусных и трамвайных депо выезжает более 2000 машин. Без единого «всевидящего ока» уследить за порядком на маршруте довольно сложно.
Диспетчеры сразу узнают, где и по какой причине возникли заторы
Многие линейные диспетчеры работают пока по старинке: бегают на конечных остановках, пытаясь посчитать, сколько машин уехало или приехало. А пассажиры, простаивая на остановках, нервничают, не зная, сколько времени придется ждать автобуса или троллейбуса. Бывает и так: долгое время нет ни одной машины, а затем едут друг за другом цепочкой. Или водитель автобуса, к примеру, может тихонько «съехать налево» с маршрута, а диспетчер об этом и не догадывается.
Чтобы избежать подобных ситуаций, в столице стали внедрять автоматизированную систему управления дорожным движением и контроля за работой общественного транспорта. Начали с центральной диспетчерской службы. На смену многотомным журналам, где диспетчеры записывали информацию, уже пришли компьютеры и внедряются новые системы цифровой связи.
-- Работники центральной диспетчерской станции смогут теперь эффективно руководить работой общественного транспорта столицы, -- говорит генеральный директор коммунального предприятия «Киевпасстранс» Николай Ламбуцкий. -- Будут точно знать, сколько и по какой причине машин выехало на маршруты, где возникли заторы.
К примеру, мы установили камеру видеонаблюдения на конечной остановке скоростных трамваев N1 и N 3 на площади Победы. И у центральной диспетчерской на экране «живая» картина: когда приехал вагон, сколько пассажиров собралось на остановке. Видя это, диспетчеры смогут оперативно направлять на тот или иной маршрут дополнительный подвижной состав.
Вскоре подобные камеры планируют установит на многих конечных остановках и пересадочных узлах. Прежде всего, в районе станций метро «Лыбедская», «Петровка», «Святошин», на основных столичных магистралях -- проспектах Победы, Ватутина, Маяковского, улице Елены Телиги.
Модернизируют и линейные диспетчерские службы -- там тоже установят компьютерную технику
Помимо камер видеонаблюдения, контролировать работу общественного транспорта будут бортовые компьютеры и специальные маячки так называемой спутниковой навигации. Такими приборами оснащено пока несколько автобусов -- еще идет испытание системы, но затем они появятся на всех машинах, включая маршрутки. Где в данный момент движется автобус, диспетчер проследит по большой электронной карте города. Если водитель отстанет от графика, то точка, обозначающая машину на карте, станет красной.
Модернизируют и линейные диспетчерские службы -- там тоже установят компьютерную технику, позволяющую следить за работой транспорта на конкретном маршруте. Более того, проезжая мимо каждой остановки, снабженный радиомаячком автобус «зарегистрируется», и всегда можно выяснить, исправно ли работает на маршруте водитель.
Сегодня диспетчер еще не всегда оперативно узнает о поломке машины на трассе -- пока водитель доберется до телефона-автомата, проходит время (если трамвай, к примеру, сломался в Пуще-Водицком лесу). А ведь иногда срочно требуется помощь. Поэтому в подвижном составе начали устанавливать системы радиосвязи. Уже сейчас водители более 40 трамваев могут связаться с центральной диспетчерской, не выходя из кабины.
Со временем такая возможность появится у всех водителей автобусов, троллейбусов и трамваев. И за считанные секунды диспетчер сможет узнать о поломке машины, направит туда аварийные службы и выведет на линию новую машину. Оперативно можно будет принять меры и при чрезвычайных происшествиях: авариях, хулиганстве в салоне, передав информацию в милицию, ГАИ или «скорую»
-- Серьезно готовимся мы и к летней жаре, -- отметил Николай Ламбуцкий. -- К сожалению, в прошлом году были случаи, когда водители в знойные дни теряли сознание, что едва не привело к нескольким серьезным авариям. Поэтому теперь во всех новых или капитально отремонтированных машинах в кабине водителя устанавливают кондиционеры.
277Читайте нас в Facebook