Осточертев своими репетициями домашним, я отправлялся испытывать репертуар в Студенческие общежития. Зрители собирались в халатах, тапочках, спортивных костюмах»
Одна из студенческих баек повествует о том, что иные профессора ставят тройку уже за то, что студент вспоминает, какой предмет он пришел сдавать и как зовут экзаменатора. Будущим филологам, изучающим риторику в Национальном педагогическом университете имени Драгоманова, в этом смысле напрягаться не надо: их преподаватель -- звезда.
Народный артист Украины Анатолий Паламаренко вошел в нашу жизнь с «усмiшками» Павла Глазового и более чем с десятком сольных концертов по произведениям Шевченко, Гоголя, Нечуя-Левицкого
В советские времена без него не обходился ни один правительственный концерт
«Книг молодежь нынче практически не читает -- в этом беда»
Анатолий Нестерович преподает еще и в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко, Национальной музыкальной академии имени Чайковского. Но на зачет к профессору я отправилась именно в педагогический.
Сдавали ему в этот раз скороговорки и басни. «Серденько моє, уявiть, що ви зозуля, що ви гойдаєтесь на гiлцi. Вам добре на душi. А внизу симпатичний пiвень, який вам подобається. Помажте йому душу добрим словом, помажте!» -- учит мэтр студентку искусству перевоплощения. «А ви Ви ж троянда, королева! Хiба королеви так швидко говорять?» -- заставляет призадуматься девушку, механически проговаривающую текст басни.
-- Знаете, в раннем детстве, когда я учил напамять стихотворение Пушкина «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя», больше всего меня интересовало, что значит «бурямлою», -- говорит Анатолий Нестерович. -- Только позже обнаружил, что это два слова. Поэтому и ребятам постоянно втолковываю, что нельзя прочитать с выражением то, чего себе не представляешь. Представляйте! Входите в образ
Студенты слушают его с открытыми ртами. Но на Паламаренко нужно еще и смотреть. То он изображает простачка кота, то хитрую щуку
Анатолий Нестерович не жалует студентов-киевлян, считает, что их произношение далеко от «тiєї мови, що вiн викладає». Ну никак они не могут произнести по-украински «щ» и «ч», как полагается. «Стреляют» словом, а мэтр хотел бы, чтобы речь смаковали.
-- Тот язык, на котором разговаривает молодежь, это уже, к сожалению, и не русский, а шулявский с «блинами», -- сетует Анатолий Нестерович.
Чтобы вдохновить девушек разговаривать, не глотая окончаний, преподаватель то и дело шутит: «Якщо будете розмовляти, не «ковтаючи» слiв, повiрте, хлопцi будуть любити вас ще бiльше». Девушки хихикают.
-- Анатолий Несторович, студентам-то с вами весело. А они вас смешат?
-- Бывает и такое. Изучали, например, Шевченковские «Дiвичiї ночi». Там есть строки «Розкрилися перси-гори, хвилi серед моря». Я спрашиваю у студентов, что у женщины называют «персами». Один парень, недолго думая, ответил: «Стегна!» Книг молодежь нынче практически не читает -- в этом беда. А телевизор на мышление влияет не лучшим образом.
«В зале я легко отмечал «идеологов» от остальных зрителей»
-- Что легче: отработать сольный концерт или прочитать лекцию?
-- Иногда пара дается во много раз трудней. Хотя В профессиях артиста и педагога много общего. Например, аудитория слушателей. Никогда не забуду, как выступал в одном селе с юмореской Остапа Вишни «Дикий кабан або вепр», где речь шла о пьяном охотнике, который заврался. На первой лавке в клубе сидел пьяный в доску председатель колхоза, видимо, заядлый охотник -- слушал меня с таким вниманием, что глаза едва не вылезали из орбит. Вдруг когда я прочитал реплику из диалога «А коли я взагалi розгублювався? -- скажи. Ну, скажи!», председатель поднялся во весь рост и во всеуслышанье заявил: «НИ-КА-ДА!»
-- Вы сочувствуете студентам на экзаменах?
-- Разумеется. Ведь и сам учился в театральном. На одном из зачетов разыгрывал с однокурсником сценку. Я -- сын, он -- отец. Вдруг у меня из головы вылетели слова. Я партнеру: «Ну що ви менi, тату, скажете?» А он тоже, очевидно, забыл текст, растерялся и говорит: «Кажи вже, сину, ти». Педагог, естественно, все понял, но виду не показал. Пощадил!
Студенты сыграли в моей жизни немалую роль и в том смысле, что я первые свои роли отправлялся репетировать в общежития. Домашним ведь уже осточертел! Кроме того, интересно было видеть реакцию все новых и новых слушателей. Я заходил в общежития к комендантам и просил дать мне 5--10 человек, которые хотят бесплатно послушать артиста. Через несколько минут прибегали зрители в халатах, тапочках, спортивных костюмах
-- А сами боялись экзаменаторов?
-- Да, были такие, перед которыми мы «тремтiли». Но в жизни впоследствии встретились и пострашнее. В советские времена на моих концертах в зале сидели идеологические работники и проверяли, ничего ли «такого» нет в моем творчестве, что могло бы подорвать основы государства. Обнаружив «такое», на месяц--два меня отстраняли от выступлений. Некоторое время в опале была юмореска Павла Глазового «Пижикова шапка» -- о номенклатуре. Хотя она очень нравилась людям. Кстати, в зале я легко отличал «идеологов» от остальных по.. отсутствию искреннего смеха -- они сидели с напряженными лицами.
-- Тем не менее, говорят, вас любил слушать сам Щербицкий?
-- С первым секретарем ЦК Компартии Украины лично знаком не был. Только однажды, когда на первомайской демонстрации я шествовал в колонне с сыном на плечах, Владимир Васильевич, заметив меня, вдруг перегнулся через трибуну и поприветствовал Я был тогда начинающим артистом. А вот когда я приезжал на гастроли в Днепродзерджинск, мать Щербицкого не пропускала, пожалуй, ни одного моего выступления. Она сидела в зале всегда на одном и том же месте в своем синем пальто с черным воротником и от души смеялась, когда я читал «усмiшки».
-- У вас есть любимый студенческий анекдот?
-- Это не анекдот, а быль. Когда я поступал в театральный в 57-м году, одним из обязательных заданий было исполнение этюда. Кому-то поручали изобразить крокодила, кому-то — тряпку, тучу, трактор Одному из абитуриентов нужно было изобразить корову. Как он старался! Став на четвереньки, и мычал, и «хвостом махал», и «воду пил» А когда фантазия иссякла, его обуял страх, что провалился, и парня начало трясти. «А це що?» -- с удивлением спросил один из членов экзаменационной комиссии. «Це мене доять», -- нашелся с ответом абитуриент.
Никто из первокурсниц (на филфаке учатся преимущественно девушки) в тот день не ушел от Паламаренко без зачета. А одна студентка даже сама нечаянно себе его выставила, оставив место только для подписи. «Молодец! Уверенности тебе не занимать!» -- пошутил Анатолий Нестерович. Хорошо, когда у преподавателя есть чувство юмора.
232Читайте нас в Facebook