ПОИСК
Происшествия

Алексей михайличенко: «в своем доме в лондоне бываю очень редко… »

0:00 29 марта 2003
Завтра главному тренеру киевского «Динамо» исполняется 40 лет

Олимпийский чемпион Сеула, вице-чемпион Европы, обладатель Кубка кубков, многократный чемпион СССР и Шотландии, чемпион Италии… Такое девятилетнему мальчишке с Борщаговки, который в 1972 году пришел записываться в динамовскую футбольную школу на Нивках, не могло присниться даже в самом сладком детском сне. Пролетели годы, и теперь один из самых титулованных украинских футболистов, заслуженный мастер спорта Алексей Михайличенко уже стал тренером. Какова же азбука жизни наставника киевского «Динамо»? Алексей Михайличенко от «А» до «Я» специально для читателей «ФАКТОВ».

«Первый «Мерседес» мне подарил президент итальянской «Сампдории»

«А». Автомобиль.

- Свою первую машину — «Волгу» — я получил, еще когда играл в «Динамо». После этого у меня всегда были только «Мерседесы», первый из которых мне подарил в Италии президент «Сампдории». За рулем я уже около двадцати лет. Ездить учился, когда у меня еще даже не было своего автомобиля. Прямо на нашей базе в Конче-Заспе. Ребята давали покататься на своих машинах. Помню, одним из первых моих инструкторов был Андрей Баль. За эти годы несколько раз попадал в аварии, но от серьезных происшествий, тьфу-тьфу, Бог миловал.

«Б». Бог.

РЕКЛАМА

- На мой взгляд, рассуждать вслух о Боге и выносить его из своей души не нужно. Со мною всегда крестик, который я купил в Ватикане.

«В». Вид спорта (кроме футбола).

РЕКЛАМА

- Баскетбол, хоккей, главным образом — НБА, НХЛ… Словом, все игровые виды спорта. Раньше, когда было больше свободного времени, с удовольствием ходил в наш Дворец спорта на баскетбольные или гандбольные матчи, на хоккей.

«Г». «Глазго Рейнджерс».

РЕКЛАМА

- Это второй клуб после киевского «Динамо», который я могу назвать для себя родным. В Глазго мне очень легко жилось и игралось. И вообще я люблю Шотландию. Хотя знаменитую шотландскую юбку так ни разу и не надел. Наверное, потому что ноги кривые. Если же серьезно, то очень хотелось, но все как-то не представлялось случая. Я был поражен отношением шотландцев к своим историческим корням: к национальной одежде, обычаям и традициям.

«Д». Деньги.

- Когда они есть, человек чувствует себя значительно увереннее. Но я никогда не хотел становиться заложником денежных знаков. Когда играл в «Рейнджерсе» купил дом в Лондоне. Но бываю там очень редко. Разве что во время декабрьского отпуска удается выбраться.

А вообще путешествовать мне нравится. В одних странах есть на что посмотреть, в других можно прекрасно отдохнуть. К примеру, жить в Америке я бы не смог, хотя при этом много раз с удовольствием отдыхал во Флориде. Своим спокойствием и уравновешенностью поражает Шотландия, но жить я хочу только в Украине. Не поехал бы и на необитаемый остров. Мне очень тяжело без общения, поэтому желание остаться наедине со своими мыслями возникает очень редко. Разве что после тяжелых матчей, когда на несколько часов уезжаю из города и в одиночестве сижу на берегу с удочкой.

«Е». Еда.

- Я не переборчив в еде, хотя люблю много и вкусно поесть. Чему-то одному предпочтения не отдаю. Мне нравятся и итальянская, и японская, и украинская кухни… Если же говорить о моих кулинарных способностях, то они просто огромные! Могу не только поджарить яичницу, но еще и сварить пару яиц! На этом все и заканчивается. Слава Богу, стоять у плиты мне не надо, поскольку прекрасно готовит жена.

Не силен я и в работе по дому. Мои «творения», как правило, невысокого качества. Если начну забивать гвоздь, то на это без слез смотреть нельзя. Наверное, у меня вместо рук — ноги.

«Ж». Жена и сын.

- С моей будущей супругой Инной мы выросли в одном доме, в соседних подъездах и были знакомы с тринадцати лет. А поженились, когда мне было девятнадцать. Нашему сыну Алексею Михайличенко-младшему в июне исполнится 20 лет. Сейчас он учится в Лондонском университете. По отцовской стезе не пошел.

«З». Золотая олимпийская медаль.

- Тогда в 88-м в Сеуле мы просто делали свою работу, и лишь когда нам вручали золотые медали, каждый осознал, что стал олимпийским чемпионом. Теперь-то понимаешь, что обыгрывали мы очень сильных соперников. За бразильцев выступали знаменитый Ромарио, Бебето, Таффарел, в сборной Германии играли — Клинсман, Херстер, Хесслер…

«И». Италия.

- Именну в эту страну я уехал после завершения карьеры в киевском «Динамо». Моим первым зарубежным клубом стала «Сампдория», в в составе которой я сразу же стал чемпионом Италии. То «золото», к слову, так и осталось пока единственным за всю историю команды из Генуи.

«К». Комсомол.

- Несколько лет я был комсоргом киевского «Динамо». Ой, страшное это было время! (Смеется). В смысле комсомольских взносов. Во-первых, никогда их вовремя не мог собрать, а во-вторых, сумма всегда получалась меньшей, чем должна была быть.

«Л». Лобановский.

- … О Лобановском в двух словах не скажешь. Никакие слова, никакая бумага не смогут передать, какую роль в моей жизни и жизни других футболистов сыграл этот человечище. Не зря, наверное, мы называли Васильича отцом.

«За пять лет, проведенных в Шотландии, я так ни разу и не попробовал виски»

«М». — Московское «Динамо».

- Вот вы о чем вспомнили! Действительно, в 1986 году я едва не перешел в эту команду. И кто знает, как бы сложилась моя дальнейшая судьба, решись я на такой шаг. Предложение переехать в Москву мне поступило в тот момент, когда киевляне почти в полном составе уехали на чемпионат мира в Мексику. Причем, «сватали» меня в Белокаменную в приказном порядке. Видимо, даже Лобановский не смог бороться с Центральным советом общества «Динамо». Помню, тогда мне показывали его визу на документах: «Не возражаю против перехода до окончания сезона». В Москву я прибыл в сопровождении динамовских руководителей Украины и СССР. Меня даже уговорили подписать контракт. Побывал и на базе московского «Динамо», но… ни одного матча за свою новую команду я так и не сыграл! Когда меня уже собирались выпустить на поле в игре с тбилисскими одноклубниками, отвертелся, сказав, что… у меня нет бутс, а в чужих не играю. Так я стал для Москвы врагом.

«Н». Наиболее памятный матч.

- Сколько их было! И финал Олимпиады против бразильцев, и полуфинал чемпионата Европы с итальянцами, и матч в Москве против команды Франции, когда я забил своей первый гол за сборную СССР. А еще, наверное, встреча против ленинградского «Зенита» — на поле Республиканского стадиона я четырежды поразил ворота питерцев. Кстати, уже много лет спустя в одном из матчей Сергей Ребров также забил четыре гола в ворота соперников «Динамо». Через некоторое время он подходит ко мне и с удивлением спрашивает: «А вам что, Александрович, тоже подобное удавалось?» «Извини, — говорю, — Сережа. Удавалось».

«О». Одежда.

- Большую часть времени мне приходится проводить в спортивной форме, хотя на игры теперь стараюсь надевать строгий костюм. Правда, больше всего мне по душе удобная одежда — джинсы, свитер. Иногда покупаю вещи сам, иногда с женой. Особых приоритетов нет, хотя, как правило, отдаю предпочтение продукции «Армани», «Босс», «Ферре»…

«П». Приметы.

- Конечно же, они были и есть. Но если я о них расскажу, то приметы утратят свою силу. Когда же был игроком, то всегда последним выходил на поле, позже всех надевал в раздевалке футболку. Да много чего было…

«С». Сигареты и спиртное.

- Не скрою, когда играл баловался иногда, хотя серьезно начал курить уже перед завершением карьеры. Сейчас же, если матч напряженный, то четыре-пять сигарет за игру выкуриваю. А если говорить о спиртном, то вы, наверное, думаете, что когда я играл в Шотландии, то пил исключительно виски. Разочарую. За пять лет, которые я провел в этой стране, виски… так ни разу и не попробовал. После игр, как правило, снимал напряжение одним-двумя бокалами пива. Хотя когда вернулся в Киев, то именно здесь открыл для себя виски. Под настроение могу себе иногда позволить.

«В юности меня так увлекли «Три мушкетера», что потом я перечитал почти всего Дюма»

«Т». Травмы.

- За свою многолетнюю карьеру я перенес по две операции на каждом колене, не считая других мелких повреждений. К слову, еще одна тяжелая травма помешала мне в 1990 году поехать на чемпионат мира. За три недели до отъезда в Италию в товарищеском матче с израильтянами сломался, как говорится, на ровном месте. Меня толкнули в спину, и я неудачно упал на руку. Почувствовав резкую боль в плече и увидев выпирающую из-под футболки кость, обратился к разминавшемуся за воротами нашему голкиперу Диме Харину. «Вправь руку», — говорю. Когда же Дима с круглыми глазами стал махать доктору, я понял — не вправит…

«Ф». Футбольный кумир.

- С самого детства меня завораживала игра Виктора Колотова. И я благодарен Богу, что спустя годы познакомился с ним и ни капли не разочаровался в своих детских представлениях. Жаль, что мы так рано потеряли этого запредельно порядочного и честного человека.

«Х». Хобби.

- Рыбалка. Какой самый большой улов? Если покажу руками, то газеты не хватит. Знаете, я рыбачу не для Книги рекордов Гиннесса, а для себя. Не в килограммах дело. Скажем, гораздо интереснее, когда долго не клюет, поймать наконец хоть какую-то рыбешку. А еще иногда с друзьями играю в карты или на бильярде. Причем не на деньги, а на какой-то интерес. Вот в такие моменты завожусь не на шутку, поскольку очень не люблю проигрывать.

Если говорить о литературе, то в юношеские годы мне так понравилась книга «Три мушкетера», что затем я прочитал практически всего Дюма. Сейчас же отдаю предпочтение историческим романам, к примеру, Валентина Пикуля. Не люблю детективов.

По душе мне и старые советские кинокомедии — «Не может быть», «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука»… А еще среди многих фильмов особняком стоит «Крестный отец». Наверное, память детства до сих пор дает о себе знать.

«Ч». Человеческие качества.

- Больше всего ценю в людях порядочность и чувство юмора. Единственная вещь, которую не могу простить, — это предательство. На людях, способных на такое, сразу ставлю крест. Еще одним из самых больших человеческих пороков считаю зависть. Она превращает людей в зверей. Как по мне, то чем лучше живут мои друзья и знакомые, тем лучше мне. Если уж и завидовать, то только белой завистью.

«Я». — Как же о себе говорить? О том, какой я, судить другим. Знаю только, что Алексей Михайличенко не самовлюбленный человек и прекрасно понимает, сколько у него недостатков. Вот и борется с ними…

 


347

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров