ПОИСК
Культура и искусство

После съемок в фильме «за двумя зайцами» маргарите кринициной не давали серьезных ролей, а олега борисова уволили из театра

0:00 22 августа 2002
Людмила ГРАБЕНКО специально для «ФАКТОВ»
Сорок лет назад на экраны Советского Союза вышла картина Виктора Иванова

«За двумя зайцами» (сценарий фильма был написан по пьесе украинского классика Нечуй-Левицкого «На Кожемяках») -- лучший пример экранизации классического литературного произведение. Режиссеру и сценаристу удалось не только осовременить материал, подчеркнуть в нем все самое-самое. В результате картина стала не просто культовой -- она оказалась поистине бессмертной. Выбор актеров на главные роли оказался настолько точным, что по сей день зрители на всей территории бывшего Союза только такими представляют себе Голохвастова и Проню Прокоповну.

Режиссер картины называл Олега Борисова «салабоном», а Маргариту Криницину полюбил за… поломанный зуб

Пожалуй, самым важным в работе над картиной был выбор актеров на главные роли. В этом смысле любое классическое произведение сложно переносить на экран, ибо каждый, кто его читал, создает в своем воображении образ, зачастую не совпадающий с режиссерским видением. Известно, что в роли Свирида Петровича Голохвастова режиссер видел знаменитого Николая Гриценко, прекрасного театрального и киноактера, исполнителя роли Каренина в «Анне Карениной», Рощина в первой экранизации «Хождения по мукам». Второй кандидатурой был молодой актер киевского Театра русской драмы имени Л. Украинки Олег Борисов, но сделано это было скорее для проформы -- ни о ком, кроме Гриценко, режиссер и слушать не хотел и Борисова называл… «салабоном». Как это зачастую бывает в кино, все решили пробы. Увидев Борисова на пленке, в гриме и костюме, Иванов понял: другого Голохвастова он искать не будет -- попадание точное.

На роль Прони Прокоповны претенденток было гораздо больше, на пробы приезжали актрисы со всего Советского Союза, на эту роль пробовались и Майя Булгакова (кстати, именно Криницина посоветовала ей поехать в Киев), и актриса киевского театра Русской драмы имени Л. Украинки Вера Предаевич. Но все они, по воспоминаниям Маргариты Кринициной, клеили себе огромные носы и вообще тщательно, по-театральному гримировались, что было очень заметно и лишало исполнительниц естественности. Время шло, а главной героини не было. Что касается самой Кринициной, то, возможно, в глубине души она и мечтала об этой роли, но запрещала себе даже думать о ней. Во-первых, не думала, что молодую актрису предпочтут маститым. А во-вторых, хоть пьесу она и знала (ее играли во ВГИКе), но была уверена: украинскую классику должна играть украинская актриса, а не сибирячка из Москвы.

Говорят, очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Во всяком случае с Кринициной все именно так и произошло. Однажды она шла по коридору Киностудии имени А. Довженко, когда внезапно распахнулась дверь и режиссер картины Виктор Михайлович Иванов сказал: «Рита, куда ты идешь? Пойдем со мной, нужно подыграть на пробах». В тот раз пробовались актеры Яковченко и Кушниренко, сыгравшие впоследствии родителей Прони. Это была та самая сцена, в которой героиня переодевает их перед приходом Голохвастова: «Папа, одягнить галстука! А вы, мама, снимайте этот мещанский платок, и одягайте чепчика!» Это были всего лишь пробы, к тому же пробовали не ее, а других артистов, поэтому гримироваться Криницина не стала -- просто надела платье и пристегнула к волосам хвост-шиньон. Опять-таки по причине своей абсолютной личной незаинтересованности Криницина почти не волновалась, поэтому в кадре смотрелась органично и естественно, а главное, безумно смешно -- съемочная группа так и покатилась со смеху. Особенно в образе Кринициной-Прони Иванову понравился сломанный передний зуб: накануне актриса неудачно грызла орехи. Существует легенда, согласно которой перед утверждением на роль режиссер попросил актрису… улыбнуться, и был совершенно покорен ее щербатой улыбкой. В общем, сомнений ни у кого не оставалось: актриса на роль Прони Прокоповны найдена!

РЕКЛАМА

Щелочное шампанское и попугай, говорящий голосом… режиссера

Было бы величайшим заблуждением думать, что съемки комедии проходят весело -- это прежде всего тяжелый труд. Вспоминают актеры и крутой нрав режиссера: если Виктор Михайлович был чем-то недоволен, то под руку ему лучше было не попадаться. Особенно доставалось Кринициной. Придя после длинного рабочего дня домой, она часто плакала, а муж, успокаивая, говорил: «Если тебе так тяжело, уходи!» Но Маргарита Васильевна не ушла. Дабы лишний раз не мозолить режиссеру глаза, она часто пряталась за декорациями и сидела там тихо-тихо, как мышонок. Когда же он громогласно спрашивал: «Так, а где эта?», выходила из укрытия и смиренно отвечала: «Я здесь, Виктор Михайлович!» Вспоминает Маргарита Васильевна и то, как увлеченно Иванов работал над картиной: показывал актерам, как сыграть ту или иную сцену, потрясающе и с фантазией выстраивал мизансцены. Похоже, только он знал, что снимает настоящий шедевр…

Съемки проходили как в павильонах киностудии, так и на киевских улицах, в весьма похожей на декорацию исторической части города. Правда, если присмотреться повнимательней, можно увидеть и панельные пятиэтажки на днепровских склонах, и катера (кстати, один из них -- явно с красным флагом) на Днепре, но любящие картину зрители уже четыре десятка лет не обращают на это внимания. На съемках было множество забавных эпизодов, из которых, как правило рождаются знаменитые актерские байки. Вне всякого сомнения, актерам надолго запомнился эпизод, когда незадачливая служанка Химка со словами «Я це вино вже грiла, грiла!» обливает родителей, Голохвастого и Проню шампанским. Дело в том, что это шампанское действительно и грели, и взбалтывали, но получить струю нужной мощности, способную облить всех присутствовавших, так и не смогли. Промучавшись почти всю съемочную смену, творческая группа пришла к такому решению: поставили в павильоне емкость с шипучим щелочным соединением, опустили в него шланг и… протянули его в просверленное в дне бутылке отверстие. «Шампанское» бурлило и разливалось, как положено, вот только актеры уворачивались от него, кто как мог: обжечь щелочью лицо никому не хотелось.

РЕКЛАМА

Не менее смешная история произошла и во время озвучивания картины. Среди прочих героев картины был колоритный попугай, живущий в комнате Прони и задорно кричавший: «Химка -- дура!» Конечно, можно было бы научить попугая столь незатейливым словам, но стоит ли так «обогащать» птичий лексикон ради нескольких съемочных дней? Поэтому не съемках птичка кричала что-то из ранее освоенного репертуара, а потом его мастерски озвучил… режиссер картины Виктор Иванов. Кстати, получилось очень достоверно.

Во время премьеры картины зрители просили показать им актрису, сыгравшую Проню Прокоповну. Криницину они просто… не узнали

Премьера картины «За двумя зайцами» состоялась в Дарницком клубе железнодорожников. Особой шумихи вокруг события не было, все-таки это была комедия, а не широкомасштабная эпопея на тему Октябрьской революции или Великой Отечественной войны -- картину не пустили широким экраном, да и рекламы почти не было. Но сказать, что зрители принимали «Зайцев» тепло, значило бы не сказать ничего: успех был фантастический! Пожалуй, больше остальных волновался в тот день режиссер картины. Он хотел так много сказать, но эмоции захлестывали, и получалось нечто нечленораздельное: «Сейчас я вам представлю… вот она… наша Пронечка! А это… монашка… » Маргарита Криницина, загорелая, в белом гипюровом платье, была такой хорошенькой, что, несмотря на представление режиссера, никто не узнал в ней «кислоокую жабу» Проню. После премьеры зрители подбежали к автобусу, который увозил артистов, заглядывали внутрь через стекло и спрашивали: «А где Проня Прокоповна?» -- «Это я», -- скромно отвечала Криницина, но, как показалось актрисе, никто ей не поверил.

РЕКЛАМА

С Олегом Борисовым у Кринициной сложились прекрасные отношения как на съемочной площадке, так и вне ее: впоследствии они долго поддерживали отношения, перезванивались. Борисов даже звал ее в Театр имени Л. Украинки, считая, что там нет острохарактерных актрис. Но Криницину не взяли, сказав: «Мы «вгиковцев» не берем».

На судьбе исполнителей главных ролей картина сказалась неоднозначно: с одной стороны, принесла невиданную славу, с другой -- неприятности.

Несравненная Проня Прокоповна Маргарита Криницина, по сути, стала актрисой одной роли. После премьеры «Зайцев» она не проснулась знаменитой, наоборот, режиссеры видели в ней только Проню. Зрители, несмотря на блестящие роли в картинах «Рожденная революцией», «Свадьба в Малиновке», «Дни Турбиных», «Бумбараш», «Одинокая женщина желает познакомиться», прежде всего вспоминают «За двумя зайцами». Из-за амплуа характерной актрисы Криницина чуть было не лишилась главной роли в картине «Дипломаты поневоле»: известные деятели культуры Украины прислали в «Госкино» письмо, в котором говорилось, что Маргарита Васильевна не отвечает идеалу украинской женщины -- «не вродлива».

Криницина вышла замуж за известного кинодраматурга Евгения Оноприенко, автора сценария фильмов «В бой идут одни старики», «Катя-Катюша», «Женские радости и печали», «Предвещает победу», но, так уж сложилось, не снялась ни в одной картине мужа. Дочь актрисы Алена Криницина, как и отец, стала киносценаристкой -- в ее картинах «Мы веселы, счастливы, талантливы» и «Тысяча долларов в одну сторону» Маргарита Васильевна снималась.

Режиссер картины Виктор Иванов хотел, чтобы Криницина снова сыграла Проню -- на этот раз в спектакле театра-студии киноактера, но не сложилось. Похоронив мужа, Маргарита Васильевна живет одиноко (дочь Алена работает в Москве), часто болеет, но ее неизбывный оптимизм, потрясающее чувство юмора и заразительный смех всегда с ней.

Блестящий исполнитель роли Голохвастова Олег Борисов… был уволен из Театра имени Л. Украинки, в котором проработал одиннадцать лет, за то, что в середине театрального сезона поехал в Польшу на премьеру картины «За двумя зайцами». Из-за поездки Борисова между театром и Министерством культуры Украины возник конфликт: театральное руководство было против (дескать, на актере держится половина репертуара), а министерство настояло. Борисов уехал, а в театре тем временем состоялся сбор труппы, результатом которого стало письмо в газету «Советская культура» и решение об увольнении актера. Вмешался министр культуры Куропаткин, и Олега Ивановича восстановили. Когда вернувшийся из Польши Борисов узнал, что произошло, то, по словам сына, испытал нечто вроде шокового состояния. Потом успокоился, но в Театр им. Леси Украинки так и не вернулся. Трудно сказать, кто от этого потерял больше -- сам актер или театр. Через год Олег Борисов уехал в Москву, затем в Ленинград -- в БДТ, к Георгию Товстоногову, где и прослужил двадцать пять лет. Последние годы актер работал во МХАТе. Помимо всего прочего, роль Голохвастова открыла актера для кинематографа, и он много снимался: «Дайте жалобную книгу», «Дневник директора школы», «Крах инженера Гарина», «По главной улице с оркестром», «Слуга». Эти фильмы любят и помнят зрители.

Принято считать, что у Борисова был тяжелый, неуживчивый характер, хотя он был способен на верную и преданную дружбу. Именно такие отношения связывали актера с Валерием Васильевичем Лобановским: Борисов ходил на все матчи киевского «Динамо», а Лобановский, в свою очередь, в бытность актера в Киеве не пропускал ни одного спектакля с его участием. Была у Олега Борисова и на редкость крепкая (как для актерской среды) семья -- жена Алла Романовна, сын Юрий.

Олег Иванович Борисов умер в 1994 году от лейкемии -- с этим страшным диагнозом он прожил целых шестнадцать лет.

 


2048

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров