ПОИСК
Культура и искусство

Знаменитый польский кинорежиссер кшиштоф занусси: «в сталинские времена в польше был введен запрет на верховую езду»

0:00 24 января 2002
Мэтр европейского кино собирается снимать на «Мосфильме» 26-серийный фильм «Спаси и сохрани»

Выдающийся кинематографист, неоднократный лауреат Каннского кинофестиваля, обладатель главных призов многих кинофорумов (в частности, Венецианского и Московского), один из лидеров европейского интеллектуального кино, снявший более пятидесяти лент, 62-летний Кшиштоф Занусси свой творческий путь начинал в середине 50-х. Президент ФЕРА (Европейской федерации авторов аудиовизуальных зрелищ), многие годы он возглавляет киностудию «Тор». Личный друг Папы Римского.

Так сложилось, что за последнее десятилетие украинские, да и российские зрители видели в прокате всего три кинофильма польского производства: «Охранник для дочери», «Киллер» и «Киллер-2». Поэтому ретроспектива из четырех лент К. Занусси в Одессе -- это событие.

«Я верующий, поэтому понимаю, что сам по себе человек слаб»

-- Пан Кшиштоф, не секрет, что вы входите в тройку (наряду с Ежи Кавалеровичем и Анджеем Вайдой) культовых режиссеров Польши. От таких мастеров всегда ожидают чего-то необычного. Чем порадуете?

-- Только что закончил монтаж и впервые просмотрел киноленту «Дополнение к жизни». Она основана на материале, не вошедшем в одну из моих последних работ, -- «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». Она не станет дополнением к упомянутой картине. Название ее связано с высказыванием средневекового мистика Святого Берхарда: «Разум -- это только дополнение к вере». Сама же тема фильма -- о духовности, о вере в Бога, о любви -- вовсе не нова…

РЕКЛАМА

-- «Жизнь… » получила «Гран-при» на ХХII Московском международном кинофестивале.

-- «Жизнь… » -- очень непростой фильм. В нем я касаюсь темы смерти, «лекарства» от которой человечество пока не изобрело. Кстати, в России эта картина вышла на видеокассете, и впервые за десять лет это не пиратское видео, а абсолютно легальная, лицензионная копия.

РЕКЛАМА

Помимо этого, в одесскую ретроспективу вошли также «Парадигма, или Власть зла», лейтмотив которой -- поиски смысла жизни. В противовес американскому кинематографу, который наложил табу на подобные темы, я утверждаю: смерть -- понятие не только философское, но и жизненное.

Я верующий, поэтому понимаю, что сам по себе человек слаб. Ищу выхода в этом мире, убежище от собственной слабости… Это философская комедия, снятая совместно с итальянскими, французскими и немецкими кинематографистами.

РЕКЛАМА

«В сталинские времена в Польше был введен запрет на верховую езду»

-- Лента «Где бы ты ни была» больше известна вашему зрителю -- когда-то, еще во времена СССР, она недолго шла у вас. А вот «Галоп» -- автобиографический фильм, о моем детстве. Он -- исключение из правил: о себе я никогда не снимал. В сталинские времена в Польше был введен запрет на верховую езду. Я был тогда школьником и участвовал в подпольном движении людей, любящих лошадей. Такие «реакционные выходки» пресекались очень строго.

-- Каким образом?

-- А как придется: пороли, заставляли выполнять непосильную работу… Одним словом, «воспитывали». Это сейчас выглядит абсурдно, но ведь так сложилось исторически: верховая езда в Польше -- традиция. Уже тогда в моей душе возник протест. Полвека спустя я «обыграл» ситуацию в «Галопе».

-- Я слышал, вы состоите в комиссии Ватикана по культуре.

-- Это правда. Мне постоянно предлагают стать членом правительства, послом, дипломатом, но я категорически отказываюсь.

-- Не прельщает?

-- Лет эдак двадцать назад всегда отвечал: «Я -- кинорежиссер». Нынче же приходится ездить на всевозможные конгрессы, преподавать, являясь членом Государственного совета, уговаривать зарубежных инвесторов вкладывать средства в экономику и культуру Польши. Будучи членом Папской комиссии по культуре, разъясняю высшей церковной администрации, что такое постмодернизм…

Занимаясь этим «комплексом странных вещей», я, как ни удивительно, испытываю внутренний подъем: есть движение -- есть жизнь. Достаток людей растет, появляются бизнесмены, банкиры. Люди взлетают, падают…

«Когда-то я голодал, а теперь имею возможность помочь другим»

-- Что для вас деньги?

-- Многие годы я жил довольно-таки скромно, балансируя на грани бедности, потом стал достаточно состоятельным. Когда-то я голодал, а теперь имею возможность помочь другим избежать подобной участи. И это меня очень радует.

Я отвергаю деньги ради денег и приветствую, когда дензнаки расходуются с умом. Не так давно был приятно поражен, узнав о решении руководителя мощной банковской структуры оставить свой пост и пойти… играть на театральных подмостках. Он стал просто задыхаться в огромном «денежном мешке» и оставил его своему сыну.

-- Бытует расхожее мнение, что достижения кинематографа социалистической Польши были более значимыми…

-- Не разделяю такой точки зрения. Самые значительные достижения польского кино приходятся на демократический, посткоммунистический период. Происходящее нынче в нашем кинематографе никак не хуже, а, убежден, лучше того, что было раньше. В 80-е годы минувшего столетия развитие нашего кино притормозилось. А сейчас 65 процентов зрителей в нашей стране предпочитают польские фильмы.

Конечно, произошли перемены. Прежде всего, в жизни. А кино, как и журналистика, вторично. Оно лишь отражает действительность. Рассказать о наших современниках, о сегодняшних буднях и переменах -- дело непростое. К сожалению, в этом мы не преуспели. Как и европейское кино в целом…

Другое дело, что в сегодняшнем кинематографе не так много новых ярких имен, личностей. Есть Баськовский, фильмы которого очень нравятся публике, он нашел общий язык с миллионами зрителей. Есть Кшиштоф Краузе, есть пани Шумовска… Убежден, их ждет большое будущее. Ведь тот же Вайда первые вначале тоже был не очень-то известен.

В 2001 году Польша продала за рубеж 40 процентов своих фильмов, а это, согласитесь, много. Поэтому воспоминания о днях минувших -- не более чем ностальгический миф. Наша киношкола жива: недавно состоялась премьера новой картины Ежи Кавалеровича в Риме. Снимает фильмы и 75-летний Анджей Вайда.

-- У вас есть любимые актеры?

-- Конечно, как и у любого режиссера. Это прежде всего Ежи Томашевич. Иногда ко мне подходят и говорят: «Я снимался у вас уже восемь--десять раз. Очень хотелось бы продолжить сотрудничество». Я очень предан своим друзьям, если кто-то у меня снялся и мы подружились, это навсегда.

-- Они же -- первые зрители, ценители ваших новых творений?

-- Пожалуй, нет. Здесь первенство принадлежит моей жене. Она же -- моя «скорая помощь», медсестра…

-- Она медработник?

-- Нет, она -- художница, натура творческая, очень близкая мне по духу. Много пишет на религиозные темы. Не так давно участвовала в реставрации костела. Кроме того, она еще и общественный деятель. Мы с нашими друзьями построили школу.

-- Школу?

-- Хорошую частную школу. Одна из основных особенностей (читай: слабостей) интеллигентов -- любовь поговорить. Моя супруга как-то заметила с презрением: «Либо сделайте что-то конкретное, либо хотя бы смените тему разговоров». Так возникла идея построить школу.

Пришлось попотеть, чтобы добиться выделения земельного участка в Варшаве, наняли экскаватор, вырыли котлован, заложили фундамент… Уже семь лет эта школа функционирует: 13 классов, более 600 учеников. Отсюда выходят достойные молодые люди.

-- Чем вы занимаетесь в свободное время?

-- Лучше спросите, есть ли у меня таковое (смеется. -- А. Л. ). Когда удается, полностью отдаюсь лошадям, у нас в семье есть несколько этих удивительных животных. Это огромная радость, удовольствие. Наверное, все еще сильна детская привязанность! Поэтому, если выбирать, скажем, между политикой и моими четвероногими друзьями, перевес будет за последними. Хотя политика для меня -- тоже не более чем хобби. Но она переменчива, а лошадь всегда тебе преданна. Не только в год Лошади. Еще люблю ходить на лыжах.

«Собираюсь создать на польском телевидении авторскую программу»

-- Вы свободно говорите по-русски. Это -- тоже хобби?

-- Русский я изучал еще в средней школе, остальное -- в процессе общения. Иногда читаю лекции в Москве, у меня много студентов из России, Украины, Белоруссии. С ними поддерживаю постоянные контакты, переписываюсь. За последнее десятилетие где-то человек 500 из этих стран побывали у меня дома, в семье. Они стали нам родными…

-- Каковы ваши ближайшие планы?

-- Вероятно, создам на польском телевидении авторскую программу. В Италии ставлю пьесу, а весной приступлю к съемкам фильма в Германии. Два года искал средства. На 2002 год заключил договор на театральную постановку в Германии, есть вероятность реализации еще двух кинематографических проектов.

-- Нет ли проектов, связанных с Украиной? Насколько я знаю, вам предлагали поставить оперу на сцене Одесского театра.

-- В принципе, этот проект вполне реален. На сцене Одесского театра оперы и балета, думаю, имеет смысл сделать совместную постановку, в «связке» с двумя-тремя театрами. Ведь сегодня большая часть оперных театров Европы занимается именно совместными постановками. Даже «Гранд-опера» и «Ла Скала» ставят совместные спектакли с другими театрами. Опера -- самый международный жанр искусства. Но посещение оперных театров -- очень дорогое удовольствие во всем мире. Например, билет в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке стоит минимум 100 долларов.

P. S. Когда материал готовился к печати, пришло сообщение, что Кшиштоф Занусси подтвердил свою готовность руководить съемками 26-серийного телевизионного художественного фильма «Спаси и сохрани». Сценарий, написанный Иваном Егоровым и Владимиром Фатьяновым после многолетнего кропотливого исследования европейской истории, погружает зрителя в атмосферу царской России начала ХIХ века, посвящает в тонкости внутренней и внешней политики, переносит в то время, когда Александр I впервые заронил в умы современников мысль об объединении европейских государств…

Сериал снимается продюсерской компанией «Save and Guard» при участии киностудии АРК-Фильм киноконцерна «Мосфильм». По словам генерального директора «Save and Guard» Алексея Яшина, действие сериала будет разворачиваться во многих странах Европы, уже сейчас принять участие в съемках изъявили желание Швеция, Франция, Польша, Ведутся также переговоры с Германией, Финляндией и Италией.

 


442

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров