Знаменитый польский кинорежиссер кшиштоф занусси: «в сталинские времена в польше был введен запрет на верховую езду»
Выдающийся кинематографист, неоднократный лауреат Каннского кинофестиваля, обладатель главных призов многих кинофорумов (в частности, Венецианского и Московского), один из лидеров европейского интеллектуального кино, снявший более пятидесяти лент, 62-летний Кшиштоф Занусси свой творческий путь начинал в середине 50-х. Президент ФЕРА (Европейской федерации авторов аудиовизуальных зрелищ), многие годы он возглавляет киностудию «Тор». Личный друг Папы Римского.
Так сложилось, что за последнее десятилетие украинские, да и российские зрители видели в прокате всего три кинофильма польского производства: «Охранник для дочери», «Киллер» и «Киллер-2». Поэтому ретроспектива из четырех лент К. Занусси в Одессе -- это событие.
«Я верующий, поэтому понимаю, что сам по себе человек слаб»
-- Пан Кшиштоф, не секрет, что вы входите в тройку (наряду с Ежи Кавалеровичем и Анджеем Вайдой) культовых режиссеров Польши. От таких мастеров всегда ожидают чего-то необычного. Чем порадуете?
-- Только что закончил монтаж и впервые просмотрел киноленту «Дополнение к жизни». Она основана на материале, не вошедшем в одну из моих последних работ, -- «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». Она не станет дополнением к упомянутой картине. Название ее связано с высказыванием средневекового мистика Святого Берхарда: «Разум -- это только дополнение к вере». Сама же тема фильма -- о духовности, о вере в Бога, о любви -- вовсе не нова
-- «Жизнь » получила «Гран-при» на ХХII Московском международном кинофестивале.
-- «Жизнь » -- очень непростой фильм. В нем я касаюсь темы смерти, «лекарства» от которой человечество пока не изобрело. Кстати, в России эта картина вышла на видеокассете, и впервые за десять лет это не пиратское видео, а абсолютно легальная, лицензионная копия.
Помимо этого, в одесскую ретроспективу вошли также «Парадигма, или Власть зла», лейтмотив которой -- поиски смысла жизни. В противовес американскому кинематографу, который наложил табу на подобные темы, я утверждаю: смерть -- понятие не только философское, но и жизненное.
Я верующий, поэтому понимаю, что сам по себе человек слаб. Ищу выхода в этом мире, убежище от собственной слабости Это философская комедия, снятая совместно с итальянскими, французскими и немецкими кинематографистами.
«В сталинские времена в Польше был введен запрет на верховую езду»
-- Лента «Где бы ты ни была» больше известна вашему зрителю -- когда-то, еще во времена СССР, она недолго шла у вас. А вот «Галоп» -- автобиографический фильм, о моем детстве. Он -- исключение из правил: о себе я никогда не снимал. В сталинские времена в Польше был введен запрет на верховую езду. Я был тогда школьником и участвовал в подпольном движении людей, любящих лошадей. Такие «реакционные выходки» пресекались очень строго.
-- Каким образом?
-- А как придется: пороли, заставляли выполнять непосильную работу Одним словом, «воспитывали». Это сейчас выглядит абсурдно, но ведь так сложилось исторически: верховая езда в Польше -- традиция. Уже тогда в моей душе возник протест. Полвека спустя я «обыграл» ситуацию в «Галопе».
-- Я слышал, вы состоите в комиссии Ватикана по культуре.
-- Это правда. Мне постоянно предлагают стать членом правительства, послом, дипломатом, но я категорически отказываюсь.
-- Не прельщает?
-- Лет эдак двадцать назад всегда отвечал: «Я -- кинорежиссер». Нынче же приходится ездить на всевозможные конгрессы, преподавать, являясь членом Государственного совета, уговаривать зарубежных инвесторов вкладывать средства в экономику и культуру Польши. Будучи членом Папской комиссии по культуре, разъясняю высшей церковной администрации, что такое постмодернизм
Занимаясь этим «комплексом странных вещей», я, как ни удивительно, испытываю внутренний подъем: есть движение -- есть жизнь. Достаток людей растет, появляются бизнесмены, банкиры. Люди взлетают, падают
«Когда-то я голодал, а теперь имею возможность помочь другим»
-- Что для вас деньги?
-- Многие годы я жил довольно-таки скромно, балансируя на грани бедности, потом стал достаточно состоятельным. Когда-то я голодал, а теперь имею возможность помочь другим избежать подобной участи. И это меня очень радует.
Я отвергаю деньги ради денег и приветствую, когда дензнаки расходуются с умом. Не так давно был приятно поражен, узнав о решении руководителя мощной банковской структуры оставить свой пост и пойти играть на театральных подмостках. Он стал просто задыхаться в огромном «денежном мешке» и оставил его своему сыну.
-- Бытует расхожее мнение, что достижения кинематографа социалистической Польши были более значимыми
-- Не разделяю такой точки зрения. Самые значительные достижения польского кино приходятся на демократический, посткоммунистический период. Происходящее нынче в нашем кинематографе никак не хуже, а, убежден, лучше того, что было раньше. В 80-е годы минувшего столетия развитие нашего кино притормозилось. А сейчас 65 процентов зрителей в нашей стране предпочитают польские фильмы.
Конечно, произошли перемены. Прежде всего, в жизни. А кино, как и журналистика, вторично. Оно лишь отражает действительность. Рассказать о наших современниках, о сегодняшних буднях и переменах -- дело непростое. К сожалению, в этом мы не преуспели. Как и европейское кино в целом
Другое дело, что в сегодняшнем кинематографе не так много новых ярких имен, личностей. Есть Баськовский, фильмы которого очень нравятся публике, он нашел общий язык с миллионами зрителей. Есть Кшиштоф Краузе, есть пани Шумовска Убежден, их ждет большое будущее. Ведь тот же Вайда первые вначале тоже был не очень-то известен.
В 2001 году Польша продала за рубеж 40 процентов своих фильмов, а это, согласитесь, много. Поэтому воспоминания о днях минувших -- не более чем ностальгический миф. Наша киношкола жива: недавно состоялась премьера новой картины Ежи Кавалеровича в Риме. Снимает фильмы и 75-летний Анджей Вайда.
-- У вас есть любимые актеры?
-- Конечно, как и у любого режиссера. Это прежде всего Ежи Томашевич. Иногда ко мне подходят и говорят: «Я снимался у вас уже восемь--десять раз. Очень хотелось бы продолжить сотрудничество». Я очень предан своим друзьям, если кто-то у меня снялся и мы подружились, это навсегда.
-- Они же -- первые зрители, ценители ваших новых творений?
-- Пожалуй, нет. Здесь первенство принадлежит моей жене. Она же -- моя «скорая помощь», медсестра
-- Она медработник?
-- Нет, она -- художница, натура творческая, очень близкая мне по духу. Много пишет на религиозные темы. Не так давно участвовала в реставрации костела. Кроме того, она еще и общественный деятель. Мы с нашими друзьями построили школу.
-- Школу?
-- Хорошую частную школу. Одна из основных особенностей (читай: слабостей) интеллигентов -- любовь поговорить. Моя супруга как-то заметила с презрением: «Либо сделайте что-то конкретное, либо хотя бы смените тему разговоров». Так возникла идея построить школу.
Пришлось попотеть, чтобы добиться выделения земельного участка в Варшаве, наняли экскаватор, вырыли котлован, заложили фундамент Уже семь лет эта школа функционирует: 13 классов, более 600 учеников. Отсюда выходят достойные молодые люди.
-- Чем вы занимаетесь в свободное время?
-- Лучше спросите, есть ли у меня таковое (смеется. -- А. Л. ). Когда удается, полностью отдаюсь лошадям, у нас в семье есть несколько этих удивительных животных. Это огромная радость, удовольствие. Наверное, все еще сильна детская привязанность! Поэтому, если выбирать, скажем, между политикой и моими четвероногими друзьями, перевес будет за последними. Хотя политика для меня -- тоже не более чем хобби. Но она переменчива, а лошадь всегда тебе преданна. Не только в год Лошади. Еще люблю ходить на лыжах.
«Собираюсь создать на польском телевидении авторскую программу»
-- Вы свободно говорите по-русски. Это -- тоже хобби?
-- Русский я изучал еще в средней школе, остальное -- в процессе общения. Иногда читаю лекции в Москве, у меня много студентов из России, Украины, Белоруссии. С ними поддерживаю постоянные контакты, переписываюсь. За последнее десятилетие где-то человек 500 из этих стран побывали у меня дома, в семье. Они стали нам родными
-- Каковы ваши ближайшие планы?
-- Вероятно, создам на польском телевидении авторскую программу. В Италии ставлю пьесу, а весной приступлю к съемкам фильма в Германии. Два года искал средства. На 2002 год заключил договор на театральную постановку в Германии, есть вероятность реализации еще двух кинематографических проектов.
-- Нет ли проектов, связанных с Украиной? Насколько я знаю, вам предлагали поставить оперу на сцене Одесского театра.
-- В принципе, этот проект вполне реален. На сцене Одесского театра оперы и балета, думаю, имеет смысл сделать совместную постановку, в «связке» с двумя-тремя театрами. Ведь сегодня большая часть оперных театров Европы занимается именно совместными постановками. Даже «Гранд-опера» и «Ла Скала» ставят совместные спектакли с другими театрами. Опера -- самый международный жанр искусства. Но посещение оперных театров -- очень дорогое удовольствие во всем мире. Например, билет в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке стоит минимум 100 долларов.
P. S. Когда материал готовился к печати, пришло сообщение, что Кшиштоф Занусси подтвердил свою готовность руководить съемками 26-серийного телевизионного художественного фильма «Спаси и сохрани». Сценарий, написанный Иваном Егоровым и Владимиром Фатьяновым после многолетнего кропотливого исследования европейской истории, погружает зрителя в атмосферу царской России начала ХIХ века, посвящает в тонкости внутренней и внешней политики, переносит в то время, когда Александр I впервые заронил в умы современников мысль об объединении европейских государств
Сериал снимается продюсерской компанией «Save and Guard» при участии киностудии АРК-Фильм киноконцерна «Мосфильм». По словам генерального директора «Save and Guard» Алексея Яшина, действие сериала будет разворачиваться во многих странах Европы, уже сейчас принять участие в съемках изъявили желание Швеция, Франция, Польша, Ведутся также переговоры с Германией, Финляндией и Италией.
Читайте нас в Facebook