ПОИСК
Происшествия

46-летний игорь николаенко продал квартиру в киеве, чтобы купить яхту и стать «морским бродягой»

0:00 5 июня 2002
Первое полуторагодичное путешествие показало, что рыбалкой и случайными заработками можно обеспечить себе сносное существование

После полутора лет скитаний по морям Игорь Николаенко был вынужден вернуться в Украину: какие-то зловредные черви, обитающие в южных водах, практически… съели днище яхты «Санта Мария», которая стала для бывшего водителя домом. Но Игорь не отчаивается: за лето он планирует сделать ремонт и направиться на Канарские острова, где на зимовку собираются романтики из разных стран, избравшие бескрайние просторы Мирового океана своим местом жительства.

«Прежняя жизнь мне чертовски надоела!»

Игорь Николаенко не так давно жил вполне обычно: работал водителем, а до этого электриком. У него была семья: жена и двое сыновей.

-- Так называемый переходный возраст старшего сына -- ему тогда было 17 лет -- стал толчком к крутому повороту в моей жизни, -- говорит Игорь Николаенко. -- Парня нужно было занять чем-то интересным и полезным, вот я и вспомнил о романтической мечте своей юности ходить под парусом. Стал с сыном посещать Киевский яхт-клуб. Но какие же яхтсмены без собственного судна?.. Поэтому когда я узнал, что один уезжавший на родину чех продает первоклассный парусник, решил: куплю. Эта яхта особенная: за основу ее конструкции архангельские мастера взяли проверенный столетиями традиционный рыбацкий бот поморов. Он рассчитан на тяжелые условия плавания по Белому морю.

Однако денег на покупку яхты не было. Пришлось продать киевскую квартиру, ведь у жены есть своя трехкомнатная. Но эта история стала для наших отношений роковой… Старший сын тогда остался со мной (мы поселились у моих родителей в Киевской области), а младший -- с бывшей супругой. В отцовском дворе я построил небольшую верфь для ремонта яхты и соорудил специальный прицеп для ее перевозки. Я, кстати, очень благодарен родителям за то, что они поддержали меня в той непростой ситуации.

РЕКЛАМА

Возвращаться к прежней жизни мне вовсе не хотелось -- рутина чертовски надоедала. Я решил жить так, как мне хочется: ходить по морю. Сына, к сожалению, эта идея стала привлекать все меньше. Полтора года назад, когда я отправился в плавание, он остался дома. У меня было немного денег, а основным «капиталом» стали несколько мешков крупы и сахара, которые подарил мой кум-фермер.

В первом путешествии решил пройти по древнему пути «Из варяг в греки». Поначалу у меня и команда была -- двое яхтсменов из Херсона. В сильный, девятибалльный, шторм мы попали в Эгейском море. Накануне со встречного судна нам сообщили, что ожидается улучшение погоды. Мы смело направились в узкий пролив между двумя островами. Там нас и застала стихия. В таких местах штормовать особенно опасно: можно разбиться о камни. Выручило то, что вскоре мы смогли «нырнуть» в укромный заливчик. Для меня это было первое подобное испытание в жизни. После этого случая я убедился, что море мне «не противопоказано».

РЕКЛАМА

Затем я много раз попадал в шторма в открытом море. Если уставал бороться с непогодой, опускал паруса и забирался в каюту. Был уверен, что лодка выдержит, а куда меня занесет, особого значения не имело -- по прибору спутниковой навигации определял свое местонахождение с точностью до нескольких метров. Главное не попасть под крупное судно. Однажды просыпаюсь и вижу, что прямо на меня надвигаются огни громадины-сухогруза! Еле увернулся. Команды современных судов уж очень надеются на электронику, которая должна вовремя заметить даже такие небольшие лодки, как моя. Но техника порой подводит. Красноречивое тому подтверждение -- прошлогодняя авария греческого парома. Команда смотрела футбол по телевизору, а навигационные приборы дали сбой, и паром налетел на камни. Погибли 80 человек…

Ловить руками здоровенного осьминога -- занятие не менее впечатляющее, чем борьба с девятибалльным штормом

-- Денег на покупку продуктов у меня не было, но ведь в море полно живности, -- продолжает Игорь Николаенко. -- В Греции мои попутчики сошли на берег, и я отправился путешествовать по островам, возле берегов которых можно наловить рыбы, крабов, моллюсков. В тех местах только обитаемых островов 777 и масса безлюдных, где только одни козы бегают. У меня были подводное ружье и маска с ластами. Оставалось проявить сноровку и упорство, чтобы не остаться голодным. «Урожайными» были дни, когда попадались косяки кефали. Промахнуться невозможно -- рыба идет стеной. Одну кефаль весом килограмма в два добудешь, и хватит на целый день. Лакомился я и морскими деликатесами -- мидиями и крабами. А самым захватывающим событием оказалась первая в моей жизни охота на осьминога. Он вынырнул из-под лодки, и я, не задумываясь, бросился в воду. Мне удалось ухватить его мертвой хваткой и вытащить на берег, хотя вырывался осьминог отчаянно. Это «чудовище» весом более трех килограммов, похоже, сразу даже не успело испугаться -- выпустило чернильную жидкость (с ее помощью осьминог прячется от хищников) только на берегу. При этом животное вскочило на все свои восемь ног и стало отчаянно выдувать из себя воздух -- получался звук, напоминающий хрюканье. Эмоций во время этой охоты я пережил не меньше, чем при сильном шторме. А вот правильно приготовить осьминога не сумел, мясо получилось уж очень жестким. Затем мне объяснили, что перед приготовлением его следовало хорошенько побить о камни -- получится нечто вроде отбивной.

РЕКЛАМА

… Игорь планировал продолжить путешествие в Италию и Испанию. Но оказалось, что яхта подверглась нашествию морских червей, способных сродни термитам превратить в труху добротный деревянный дом. Странник обнаружил в днище небольшую дырочку, попытался ее законопатить -- и инструмент при незначительном усилии провалился сквозь доски. Они были изъедены червями.

-- С ремонтом мне помог земляк Григорий, эмигрировавший в Грецию, -- говорит Игорь. -- Оказывается, в Киеве мы жили с ним на соседних улицах. Он позволил поставить яхту на территории своей фирмы, а зарабатывать на починку мне пришлось у одного грека. Я устроился у него механиком, но наниматься официально не имел права -- пришлось нелегально. В остальном же порядки в Греции либеральные. Скажем, я беспрепятственно причаливал к берегу, мог посидеть в кафе, сходить в магазин и только затем отправиться в полицию регистрировать свое прибытие. Правда, не обошлось без курьезов. Однажды катал на яхте украинских греков, недавно переселившихся на историческую родину. Вернувшись, мы попытались высадиться на частном причале. Сторож разрешил, а когда узнал, что мы из Украины, помчался звонить в полицию: решил, что мы нелегалы. Полицейские провели «жесткое» задержание. Затем всех отпустили, однако извинений мы так и не дождались.

За несколько месяцев мне в одиночку удалось кое-как отремонтировать днище, но этого было недостаточно, а денег на капитальный ремонт недоставало. Поэтому решил возвращаться и ремонтироваться по «украинским» ценам.

В одном турецком порту среди бесчисленного множества яхт я сразу приметил парусник, оборудованный явно не для увеселительных прогулок. На нем не было внешнего лоска, зато все максимально надежно и практично. Я называю такие суда «морскими бродягами». Хозяином оказался немец, который уже 15 лет вместе с женой живет на яхте. Здесь же у них родился ребенок, малышу уже пять лет. Вместе с ними по морям ходит жизнерадостный пес, обученный, словно утка, ловить рыбу, ныряя под воду. Несмотря на мое слабое знание английского, мы сразу нашли с немцем общий язык. Оказалось, что его яхте более ста лет. Он купил ее полузатопленную за 30 тысяч долларов и восстановил собственноручно. От него я узнал, что Канарские острова в Атлантическом океане -- одно из самых популярных мест, где собираются люди, годами живущие на яхтах. После ремонта своей «Санта Марии» отправлюсь на Канары -- хочется побывать среди «своих».

1225

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров