Механизмы поддержки западом оппозиции в югославии в 1998--2000 годах и в сегодняшней украине очень и очень похожи
Сообщения о судебных слушаниях в Гааге по обвинению в военных преступлениях Слободана Милошевича постепенно сошли с первых полос западных СМИ. Наверное, в немалой степени из-за того, что бывший руководитель Югославии весьма аргументированно себя защищает. А цитировать его обвинения в адрес Запада в том, что он потакал созданию баз сепаратистов в Македонии и Косово в свете последних событий, связанных с масштабной борьбой с терроризмом, стало, мягко говоря, не с руки.
Даже симпатики нынешнего югославского режима соглашаются с влиянием Запада на местный политический Олимп
Между тем, многие международные наблюдатели и политологи все чаще говорят о том, что произошедшее в Югославии в период с 1998 по 2000 год -- это хорошо спланированная операция. А имевшие место события связаны преимущественно с длительным противостоянием неугодного Западу во главе с США национально сориентированного политического режима и прозападной оппозиции, а также сменой этого режима путем применения как демократических процедур, так и элементов силового давления.
Более того, анализ произошедшего наталкивает на предположения о существовании определенной модели, применение которой возможно и в других государствах Юго-Восточной и Восточной Европы, в том числе в Украине. К этому выводу -- с теми или иными уточнениями, оговорками и комментариями -- склоняется сегодня значительная часть югославских наблюдателей и экспертов, независимо от их политических симпатий и идеологических пристрастий. Например, Зоран Лутовец, советник по политическим вопросам премьер-министра Сербии; Слободан Самарджич, советник по экономическим вопросам Президента Югославии; Благой Бабич, заместитель директора Института мировой политики и экономики; Йован Теокаревич, заместитель директора Института европейских исследований; Славенко Терзич, директор Института истории; Томислав Кресович, политический аналитик информационного агентства «Бина»; Неделько Коич, сотрудник агентства «Танюг», бывший спецкорр в Киеве и Москве и многие другие эксперты и политические наблюдатели.
Вышеизложенную точку зрения разделяют не только, собственно, ряд югославских специалистов, но и их зарубежных коллег. Например, таких, как Константин Никифоров, политолог, бывший спич-райтер Президента России; Елена Гуськова, директор Центра по изучению современного балканского кризиса Российской Академии наук; Панайотис Харитос, специалист по международному праву, бывший консультант министра иностранных дел Греции по Югославии.
Сторонников мнения о вмешательстве Запада во внутренние дела Югославии под тем или иным предлогом можно перечислять и дальше, потому как даже симпатики нынешнего югославского политического режима и должностные лица соглашаются с выводом, о котором идет речь. Но, как правило, в частных беседах и не очень охотно, стараясь при этом сделать как можно больше разного рода оговорок.
А вот сторонники и апологеты режима Мелошевича говорят и пишут об этом уверенно и не таясь. В частности, о том, что ключевой составляющей югославской модели противостояния «неугодный для Запада правящий режим -- прозападная оппозиция» является атмосфера абсолютного неприятия высшего государственного руководства страны со стороны его международных партнеров. Возникая на каком-либо этапе как определенного рода тенденция, оно, неприятие, постепенно набирает силу, разрастается как количественно, так и качественно. И в конце концов становится доминирующим фактором в отношениях данной конкретной страны с мировым сообществом. Это в полной мере ощутил в свое время на себе Слободан Милошевич и его режим.
Сегодня многие наблюдатели говорят о том, что положение дел в Украине, особенно в части отношений официального Киева с некоторыми его международными партнерами во многом соответствует тому состоянию, в котором оказался Милошевич в 1997 -- первой половине 1998 годов. А именно: в отношении режима, который получает в глазах Запада статус «неугодного» (в симпатизирующих этой позиции СМИ, как правило, он именуется антидемократическим), начинает применяться методика парализации власти. Отправными пунктами этой методики являются дискредитация органов государственного управления в целом в глазах населения страны и международного сообщества, дискредитация высшего политического руководства во главе с первым руководителем государства, дискредитация силовых структур, распространение панических слухов среди населения, внедрение новых ценностных ориентиров и моральных критериев
В Украине на роль альтернативного политического лидера Запад выдвинул Виктор Ющенко?
Отстранение главы государства от всей структуры государственной власти сопровождается его демонизацией. Как это происходит, можно увидеть на примере Милошевича, обвиняемого сегодня во всех смертных грехах, в том числе и в тех, в которых и к которым он не имеет прямого отношения. Если говорить об Украине, то применительно к Президенту Леониду Кучме возможны обвинения в причастности к коррупции, в нарушениях прав человека, в преследовании журналистов. Именно эти обвинения некоторые украинские оппозиционеры используют сейчас в своих предвыборных речах. Но на этом модель себя не исчерпывает. Важнейшей ее составляющей является выдвижение альтернативного политика, роль которого состоит, во-первых, в поляризации мнений среди населения, а во-вторых, в сплочении всех политических сил, готовых выступить против правящего режима.
В Югославии, в отличие от ряда других постсоциолистических стран Центральной, Юго-Восточной, Восточной Европы и Балтии, таким политиком стал представитель не первого и даже не второго, а третьего эшелона оппозиции -- Воислав Коштуница. В Украине, в принципе, на роль альтернативного политического лидера выдвинут Виктор Ющенко. В Югославии, кстати, его считают политическим аутсайдером. По крайней мере, такую точку зрения выдвигает Неделько Коич, бывший спецкорр в Киеве и Москве агентства «Танюг». По мнению его коллег, а также ряда югославских политологов, идея выдвижения представителя «третьего» ряда состоит в том, чтобы нейтрализовать аллергию населения на оппозиционных политиков, которые за годы своей деятельности успели полностью себя скомпрометировать, а также в том, чтобы после избрания этого политика на ответственный государственный пост установить над ним полный контроль.
В случае с В. Коштуницей задача установления контроля в изменившихся условиях заменяется на отстранение от участия в реальном управлении государством путем передачи большинства полномочий с федерального уровня (Коштуница является президентом Югославии) на уровень каждой из двух республик (Сербии и Черногории), входящих в состав федерации. Для того, чтобы эти действия не выглядели чужеродными, создается определенная атмосфера в обществе.
Но на этом внедрение запланированной модели не заканчивается. Помимо дискредитации правящих властей активно используются также разного рода санкции (в первую очередь, экономические), направленные на резкое падение жизненного уровня и усиление настроения неудовлетворенности и безвыходности. А параллельно в качестве единой альтернативы выдвигается идея необходимости вхождения в европейское сообщество, теснейшим образом увязываемая с идеей о необходимости смещения правящего режима и, в особенности, главы государства.
По оценкам некоторых специалистов, процесс создания подобной атмосферы в Украине уже идет полным ходом. И в ближайшее время (по некоторым предположениям, речь идет от двух до восьми месяцев) он будет сосредоточен на личности Президента. Тем не менее, в реализации модели -- «неугодный для Запада правящий режим -- прозападная оппозиция» -- парламентские выборы в Украине рассматриваются как один из основных этапов ее воплощения. Поэтому, по мнению некоторых экспертов, сейчас для Запада очень важно убедиться в правильности своей ставки на Виктора Ющенко как на будущего главного конкурента Леонида Кучмы на президентских выборах 2004 года. Этот, образно говоря, долгосрочный проект связан с тем, что о досрочном прекращении полномочий нынешнего Президента путем импичмента речь уже не идет, поскольку вероятность форсирования инициирования этого вопроса парламентом нового созыва при всех усилиях Запада крайне незначительна.
Преодолеть международную изоляцию страна, попавшая под «пресс» Запада, может и с помощью контактов на уровне неправительственных организаций
Что же касается методов силового давления, то по мнению наблюдателей, в том числе и югославских экспертов, в Украине на сегодняшний день условий, аналогичных тем, которые сложились в Югославии в сентябре-октябре 2000 года, когда Запад перешел к решительному наступлению на режим Милошевича с применением силы (штурм здания Скупщины Югославии, а также здания телецентра Сербии), нет.
Но существуют другие немаловажные обстоятельства в реализации модели отстранения неугодного Западу политика от власти. Например, изоляция Президента, прекращение его официальных и неофициальных контактов с представителями других стран и международных организаций. В свое время Милошевич недооценил данный фактор, и это сослужило ему плохую службу. Для Украины, особенно, в последнее время, это обстоятельство приобретает особое значение. И в качестве противодействия ему могут выступать контакты руководства страны не только с представителями стран -- стратегическими партнерами официального Киева, таких, например, как Россия и Польша, но и с соседними государствами и странами из близлежащих регионов. В сегодняшней ситуации такими партнерами могут стать, например, Венгрия, Словакия, Болгария, Греция, Югославия. В этой связи речь не идет только лишь о встречах на высшем уровне. Как показал опыт Югославии, преодолеть международную изоляцию страна, попавшая под «пресс» Запада, может и с помощью контактов на уровне неправительственных организаций, а также личных встреч людей, имеющих международную известность. А главное, способных лоббировать не столько свои личные интересы, сколько продвигать цели своей страны в столицах «великих» держав. Говорить о появлении такой необходимости тяжело, но международные эксперты утверждают, что механизмы поддержки Западом оппозиции в Югославии в период 1998--2000 годов и в Украине в настоящее время очень и очень похожи
Осенью 2000 года Запад, борясь с неугодным ему режимом Милошевича, бомбил здание телецентра Сербии. А перед этим были заявления, дискредитирующие президента Югославии в глазах населения его страны и международного сообщества
335Читайте нас в Facebook