На блошиных рынках парижа можно найти туфли греты гарбо, мебель наполеона iii и довоенные платья от шанель
Почувствовать дух Парижа невозможно без прогулок по Латинскому кварталу, восхождения на Монмартр и длительного созерцания прохожих из-за столика овеянного литературной славой кафе «Купол» на Монпарнасе. И, конечно же, участия в торге на знаменитых парижских блошиных рынках (марше-о-пюс, по-французски).
Катрин Денев и Изабель Аджани приходят на рынок в нищенских обносках
Мне повезло: один из самых крупных рынков, на Понт Сент-Уан, расположился прямо возле моей гостиницы. Идти на рынок нужно спозаранку -- тогда есть шанс застать момент, когда торговцы разворачивают перед проворными коллекционерами настоящие шедевры. Сентуанский рынок -- по сути, маленький город. На одной улочке продают кожу, на другой -- фарфор, на третьей -- старинное серебро. Антикварные лавки -- отдельная вотчина. Конечно, байки о том, как кто-то купил за несколько франков Рембрандта, россказни. Но все, что касается предметов быта -- мебели, одежды, аксессуаров, действительно может быть куплено за пару монет, а после продано за тысячи евро или просто составить гордость коллекции. Недаром коллекционеры -- завсегдатаи парижских «блошек».
Понятно, что на блошиных рынках принято торговаться. Но как это сделать, не зная французского -- на английский французы, как правило, не реагируют. Очень быстро торговцы навязали мне свои, международные правила -- писать цену на бумажке. Зачеркиваешь и ставишь свою. Вступил в переписку -- ты на крючке, без покупки не уйдешь. Торговец ставит свою, уже сниженную, удовлетворенно улыбаясь.
Порядок ценообразования странный. Африканскую статуэтку из эбенового дерева торговец сначала оценил в двадцать евро. Когда я просто развела руками, отказываясь писать свою цену, мол, дорого, он моментально написал: бьен, тогда три. Приятно, когда люди не мелочатся. Отказаться торговаться, купив товар за предложенную цену, -- пощечина уважающему себя торговцу.
Эти асы торга мгновенно просвечивают тебя, как рентген, на предмет денег. Чем хуже ты выглядишь, тем больше у тебя шансов купить вещь недорого. Говорят, что даже знаменитости -- Катрин Денев, Эммануэль Унгаро, Иссей Мияке, Изабель Аджани -- приходят сюда в нищенских обносках, инкогнито. Но торговцы рано или поздно рассекречивают и их.
Прямо на мостовых Парижа лежат средневековые подсвечники и музейная обувь
Старьевщики, или бракант, -- профессия весьма уважаемая. Среди них есть и подлинные эксперты, и неучи, которых можно элементарно обвести вокруг пальца. Настоящий профи знает, что где можно откопать: на свалках и помойках, возле реставрируемых домов. Кто-то собирает зеркала и посуду, кто-то -- старые велосипеды. Словом, специализация. Хотя у многих товар представлен разнородный: тут тебе в одной куче чугунные утюги, удивительные кружева де Кале, рукомойники времен Виктора Гюго, довоенное платье от Шанель, судя по крою, конца 30-х, не потраченное молью, ночные горшки с картинками рококо, индийские шали буйных расцветок, диковинные броши с полудрагоценными камнями, средневековые подсвечники. Все эти сокровища лежат прямо на земле либо на фанерных столиках.
История блошиных рынков восходит к ХIХ веку, когда на севере Парижа собирались старьевщики, зеленщики, молочники. Потом родился самый крупный рынок Клиньянкур, внутри которого существует семь рынков. Один из них, Бирон, насчитывает 220 антикварных павильонов, и его адрес помещен в каталог респектабельных торговых домов. Кроме Клиньянкур, есть еще рынок с арабской атмосферой -- Монтрей -- и антикварный толчок на станции Понт де Ванв. На Ванв запросто можно найти веер эпохи Марии Антуанетты, секретер времен правления Наполеона III, украинскую плахту начала ХIХ века (очевидно, сбагренную торговцам нуждающимися эмигрантами), флакон первых духов от Герлен, русские иконы, уникальное женское белье с множеством завязочек и тесемочек конца ХIХ века.
Но ХIХ век -- не предел мечтаний, блошиные рынки изобилуют раритетами из века ХVIII. Здесь можно по-настоящему разбогатеть, купив за смешную цену жюстокор (мужская распашная одежда), расшитый золотом, туфли-эскарпэн с серебряной пряжкой или изящную табакерку. Все это музейные экспонаты, каким-то чудом оставшиеся жить на мостовых Парижа. А для любителей звездного барахла здесь тоже настоящее раздолье -- при особо глубоком погружении в контейнеры можно найти платье от Ив Сен-Лорана 1965 года, почти как у Денев -- известной любительницы старья. Туфли-балетки, которые носила Грета Гарбо, с фамильной бирочкой, книги, подписанные «Дорогой Роми Шнайдер от такого-то», детские фотографии Бриджит Бардо, явно из личного архива. Словом, придумать вещи, которые попадают в объектив глаза, невозможно.
480Читайте нас в Facebook