Пока горноспасатели разбирали завал, шахтеры, находящиеся за ним, играли в «виселицу»
Не успели мы прийти в себя после страшной трагедии на шахте имени Засядько, как в минувшую пятницу из Донецкой области пришло сообщение о крупной аварии на одном из местных угольных предприятий.
В расчищенный участок завала спасатели нагнетали воздух
В 4 часа 10 минут на поверхность шахты «Красноармейская-Западная N 1» поступил сигнал, что на проходческом участке N 3 южной лавы замкнулись провода телефонной связи и датчиков аппаратуры газовой защиты.
-- На место сразу же послали монтера, -- рассказывает заместитель директора шахты «Красноармейская-Западная N1» Григорий Гайшенец. -- Он-то и увидел, что выработка запечатана завалом.
Как потом вспоминал один из спасенных, все произошло мгновенно: никто из будущих пленников опомниться не успел, как они оказались в тупике. К счастью, в тот момент все находились возле комбайна в самом конце забоя, где устанавливали крепление. Это место оказалось самым безопасным под землей.
-- Через час после случившегося начались спасательные работы, -- говорит заместитель начальника штаба государственной военизированной горноспасательной службы (ГВГСС) Украины Виктор Желязко. -- На место происшествия прибыл десятый отряд ГВГСС, в зоне обслуживания которой и находится эта шахта. Вскоре в помощь к ним прибыли еще шесть отделений горноспасателей из Павлограда Днепропетровской области. Основные силы горноспасателей Донецкой и Луганской областей до сих пор ликвидируют последствия взрыва на донецкой шахте имени Засядько.
-- Где находятся люди -- под завалом или за ним, не было понятно, -- вспоминает Сергей, работник шахты, входивший в бригаду спасателей. -- Но мы надеялись на второй вариант: это означало бы, что они живы.
-- Опустившись под землю, спасатели попытались расчистить завал, -- говорит Виктор Желязко. -- Короткий путь поверху был весьма опасен из-за возможного повторного обвала. Кроме того, пройдя несколько метров, спасатели наткнулись на плотный завал, состоящий из породы и искореженных креплений. Дальше продвигаться было бесполезно. Поэтому решили идти влево, в обход. Фактически это означало, что нужно делать новый проход длиной несколько больше, чем сам завал. А в расчищенный участок завала начали нагнетать воздух, надеясь, что он дойдет до шахтеров.
-- Когда спасательные работы только начались, мы услышали стук с той стороны завала, -- вспоминает горноспасатель Виктор. -- Горняки стучали шесть раз. Это означало, что в том месте находятся шесть человек. Но, по мнению руководства, там должны были быть семеро. Позже оказалось, что один горняк в момент аварии отошел далеко от места проведения работ и не попал под завал.
Дыхательные аппараты шахтеров были рассчитаны максимум на пять часов
В каменном мешке оказались Сергей Матвеев, Иван Ковалев, Александр Пата, Сергей Дроботов, Александр Чура и Алексей Ищенко. Все они давно работают на угольных предприятиях, поэтому знали, как действовать в такой ситуации.
Расстояние от начала завала до забоя составляло примерно 18-22 метра -- как далеко вперед ушла бригада за смену, точно известно не было. Это была так называемая скоростная бригада, использовавшая высокопроизводительный проходческий угольный комбайн.
-- Сложность состояла в том, что, оказавшись в тупике, люди не могли выбраться запасными выходами, -- рассказывает Виктор Желязко. -- На этом участке было замечено большое выделение метана, и объем помещения, в котором оказались горняки, примерно за шесть--семь часов должен был заполниться газом. А дыхательные аппараты шахтеров были рассчитаны максимум на пять часов. Поэтому спасателям надо было спешить. Еще одной опасностью оказались шахтные воды. Выработка, в которой были замурованы шахтеры, расположена не горизонтально, а с наклоном, и если не откачивать воду, тупик мог постепенно заполниться водой. При этом существовала также угроза повторного обрушения породы.
Во избежание этого спасатели первым делом стали усиливать крепления. И тут заметили, что оставшийся за завалом насос для откачки воды продолжает работать и им кто-то управляет. В таких шахтах с целью безопасности используют насосы, работающие не от электропривода, а при помощи сжатого воздуха, подающегося в забой по трубопроводу. К счастью, он не был поврежден. Это означало, что горняки могут дышать благодаря сжатому воздуху, который подавался с компрессора на поверхности. Как потом рассказывали спасенные шахтеры, они так и делали.
-- Если бы не насос, не знаю, что бы мы делали, -- вспоминает спасенный шахтер Сергей Дроботов. -- Благодаря ему и воду откачивали, и воздухом, поступавшим к насосу под давлением, дышали. Мы ведь не знали, насколько тут застряли. Экономили воздух в дыхательных приборах самоспасателей, старались поменьше их включать, берегли и зарядку наших ламп.
Помимо горноспасателей нужны были специалисты, которые могли бы работать отбойным молотком. Конечно же, лучше других это могли сделать проходчики шахты, каждый день работающие в этой выработке. Поэтому для прохождения обходного спасательного прохода директор шахты дал распоряжение с каждого участка выделить по два горнорабочих.
-- Нужно отдать должное директору шахты Леониду Байсарову, -- говорит Виктор Желязко. -- До того момента, как горняки были подняты на поверхность, он находился возле завала и руководил спасательными работами.
«О том, что случилось с нашими мужьями, мы узнали последними»
Когда обходной проход (длиной около 10 метров) уже почти достиг «каменного мешка», находившиеся там горняки не выдержали и стали со своей стороны расчищать завал. Однако такая помощь могла оказаться роковой -- обвал мог повториться. По мнению спасателей, горняки находились в таком состоянии, что уже не ощущали опасности. А ведь единственное, что от них в тот момент требовалось, -- ожидать своего вызволения.
-- Проход пробивали диаметром примерно до одного метра, -- рассказывает Григорий Гайшенец. -- Его необходимо было скреплять, а то спасательный лаз мог обвалиться. Первым по нему пробирался 25-летний Александр Чура. Чтобы широкоплечий парень смог пролезть, проход пришлось немного расширить. Вылезший наружу Александр был весь мокрый. Оказывается, узников шахты уже опять начало подтапливать. Слава Богу, все были спасены вовремя. Шестеро горняков просидели в завале около 18 часов.
Сразу после того как горняки были вызволены, врачи осмотрели их. По словам медиков, они чувствовали себя нормально, хоть давление у многих и было несколько повышено. Что поделаешь, нервный стресс.
-- Нас освободили примерно около полуночи, -- вспоминает спасенный шахтер Сергей Дроботов. -- Признаюсь, когда нас завалило, часов до шести вечера было страшновато Когда все случилось, в первую очередь подумал о семье. Думаю: не дай Бог что, как они без меня. У меня ведь двое детей -- сыну Сергею 16 лет, а дочке Яне -- 11. Кстати, в день аварии у моего Сережи был день рождения -- праздновали его совершеннолетие.
-- Все бы хорошо, только о том, что случилось, мы, как всегда, узнали самыми последними, -- говорит жена Сергея Дроботова Елена. -- Нас до последнего держали в неведении, лишь по распространившимся слухам, от знакомых мы узнали о случившемся.
Пока на поверхности супруги горняков от волнения не находили себе места, их мужья под землей, чтобы как-то занять себя, травили анекдоты, говорили о жизни и играли в старую детскую игру «виселица».
-- Царапая буквы на куске железа и постепенно вставляя букву за буквой, мы отгадывали загаданные слова, -- вспоминает Сергей Дроботов. -- И говорили обо всем Буду ли я после случившегося работать на шахте? Конечно, буду. И вовсе не потому, что некуда податься. У меня есть вторая профессия водителя. Однако только на этой шахте я вижу будущее своей семьи. Самое главное -- это стабильный и хороший заработок.
Хотя никто из горняков так и не признался, сколько зарабатывает, предположительно их заработок составляет две тысячи гривен в месяц. К слову, об уровне благосостояния местных шахтеров свидетельствует такой факт. Не имея возможности поставить дома (в новостройках Красноармейска) телефон, обычный горняк может позволить себе приобрести мобильный телефон, что многие и делают.
Через несколько часов после спасения врачи вновь осмотрели горняков. Все были здоровы и могли приступить к работе. Что они и не преминули сделать. Спасенные вечером в пятницу шахтеры уже в субботу вечером, то есть практически через сутки, вышли на работу в четвертую смену.
471Читайте нас в Facebook