Никита хрущев не поместился за руль понравившегося ему «рено» и Подарил его дочери
Никита Сергеевич Хрущев, всю жизнь испытывавший пристрастие к кабриолетам, был первым советским лидером, который появился на публике в открытом автомобиле. Именно после него партийные руководители и высшие военные чины стали приветствовать народ и принимать парады, стоя в открытых кабриолетах. Об автомобилях в жизни Хрущева сегодня наш рассказ.
Свой первый «Кадиллак» Хрущев продал через комиссионный магазин
В начале своей карьеры Никита Хрущев, как и многие партийные руководители, ездил на американских машинах (в 30-е годы Соединенные Штаты продавали СССР большое количество легковых автомобилей). В 1937 году глава партийного руководства Украины получил обтекаемый «Линкольн-Зефир», который называли 12-цилиндровым «Фордом». Это объясняется тем, что по своему дизайну «Зефир» очень напоминал обычный «Форд», ведь фирма «Линкольн» с 1921 года принадлежит корпорации «Форд мотор». Но под капотом этого автомобиля был линкольновский 12-цилиндровый двигатель. Кстати, «Линкольн-Зефир», на котором ездил Никита Хрущев, затем верой и правдой служил семье академика Патона, а сегодня находится в киевском клубе «Автомузей».
В начале Великой Отечественной Хрущеву, члену Военного совета Юго-Западного фронта, выделили обыкновенный «Виллис». Этот американский джип имел великолепную проходимость, но его вряд ли можно было назвать комфортным. Однако на джипе с открытым кузовом Никита Сергеевич проездил практически всю войну.
В 1944 осматривая захваченные разведчиками трофейные машины, Хрущев был очарован одной из них. Машин, пытавшихся прорваться из ставки Гитлера под Винницей, было две: огромный закрытый «Майбах» и открытый американский «Кадиллак-61». «Американка» произвела на Хрущева неизгладимое впечатление, а узнав ее историю, он решил машину себе.
Выпустили «Кадиллак-61» в 1939 году, и его техническое оснащение было стандартным для марки, по сей день занимающей главенствующую позицию в концерне «Дженерал моторс». Но оформление кузова действительно радовало глаз. Тогдашний посол США в Берлине купил этот седан-кабриолет за 2200 американских долларов. Когда японцы напали на Перл-Харбор и Германия объявила войну США, имущество посольства было национализировано, а дипломаты выдворены. «Кадиллак» попал в гараж начальника личной охраны Гитлера, который, дабы не дразнить соратников, в 1941 году отвез американскую машину под Винницу, где она сопровождала нацистские автомобили.
Раскатывая по Киеву в открытом «Кадиллаке», Хрущев понял смысл английской поговорки: «Даже если в году есть только один солнечный день, то и для него надо иметь кабриолет». Не изменил Никита Сергеевич любимому автомобилю, даже когда Сталин распорядился убрать иномарки из столичных городов. Лишь получив повышение и перебравшись в Москву, Хрущев продал «Кадиллак» через комиссионный магазин.
Правда, для официальных выездов Хрущев стал пользоваться отечественным ЗИС-110 с открытым кузовом. Этот семиместный кабриолет, казалось, был под стать открытому и общительному характеру Никиты Сергеевича. Когда Хрущев перебрался в Москву, его ЗИС остался в Киеве и теперь украшает коллекцию киевского клуба «Автомузей». А в Москве Хрущеву выделили бронированный ЗИС-115, который полагался ему по должности. Но Никита Сергеевич не удержался и попросил в придачу полюбившийся ему кабриолет ЗИС-110.
В Индии Никиту Сергеевича, покинувшего автомобиль, едва не раздавила толпа
В Югославии, которую Хрущев посетил уже в качестве советского лидера, к СССР относились достаточно прохладно. Однако Иосип Броз Тито, глава Социалистической Федеративной Республики Югославия, покорил Никиту Сергеевича, распорядившись подать высокому гостю огромный открытый «Хорьх-951А». Тем самым страстный коллекционер дорогих автомобилей, а в прошлом механик гоночной команды Тито намекнул на возможность потепления отношений между двумя государствами. Позднее Хрущев подарил Тито открытый ЗИС-110.
В ноябре 1955 Хрущев с Булганиным отправились в Индию. Обычно за несколько дней до прибытия высоких гостей в ту или иную страну туда привозили машины и водителей, которые обучались управлять в местных условиях. В Индии водителям пришлось привыкать к левостороннему движению.
В Калькутте Хрущева и Булганина вышло встречать огромное количество людей. Обрадованный таким приемом Никита Сергеевич приказал шоферу остановить открытый ЗИС и, подхватив Булганина, «пошел в народ». Ликующая толпа, прорвав полицейское оцепление, окружила советских лидеров. Началась давка. Но охрана сработала на совесть: Хрущева с Булганиным подхватили и буквально перенесли в открытую машину, после чего кортеж продолжил движение.
Ответный визит в СССР главы Индии Джавахарлала Неру и его дочери Индиры Ганди тоже прошел не слишком гладко. В Союзе как раз решили апробировать новое действо в приеме зарубежных гостей -- по дороге из аэропорта их должны были встречать ликующие советские граждане. В Москве все прошло удачно, но вот в Самарканде премьер-министр Индии отказался от специально привезенного из Ташкента закрытого лимузина и потребовал открытый автомобиль. Нужно сказать, что в Самарканде тогда был лишь один кабриолет -- «Победа» с откидным верхом, принадлежавшая председателю облсовпрофа. Правда, она не прошла специального технического контроля, но руководство КГБ, не видя другого выхода, решило рискнуть. Неру подали «Победу», и кортеж выехал из аэропорта. Премьер-министр Индии стоял в автомобиле, помахивая своей белой пилоточкой и опираясь на плечо сидевшего впереди полковника КГБ. Но когда у Абрамовского бульвара хлынувшая толпа зажала кортеж, высокие гости оказались в ловушке. Из застрявшего впереди гебешного ЗИМа с трудом выбрался заместитель начальника Самаркандского управления КГБ полковник Кислов. Он прибежал в соседнюю воинскую часть, что располагалась в метрах пятистах от дороги, и вместе с офицерами особого отдела выкатил из капонира огромный тягач с платформой. Встав на платформу тягача, особисты поверх голов перебрались на «Победу», а оттуда передали на тягач сначала Индиру, а потом и Джавахарлала. Чуть позже вытащили офицера охраны, с белого кителя которого толпа посрывала все блестящие пуговицы.
Хрущев хотел строить для Америки автомобили
В 1955 году Хрущев вместе с Жуковым прибыл на саммит глав держав -- победительниц во Второй мировой войне. По Женеве представители СССР ездили в ЗИС-110, а президент США Дуайт Эйзенхауэр -- в «Крайслере». Огромный белоснежный кабриолет, изготовленный в единственном экземпляре специально для этого случая, вызвал восхищение и даже зависть Хрущева. А когда иранский шах Пехлеви отказался от ЗИС-110, который ему хотел подарить Никита Сергеевич, советский лидер и вовсе расстроился.
Между тем автомобиль ЗИС-110 к середине 50-х уже морально устарел, и в том, что шах откзался от этого подарка, нет ничего удивительного. Сотрудники завода имени Лихачева (ранее -- имени Сталина) стали искать замену ЗИСу. За прототип было решено взять «Паккард-Карибиен» 1956 года с автоматической коробкой передач, выдержанный в типично американском стиле. Представительский лимузин был готов уже к 1958 году и получил название ЗИЛ-111. «Презентацию» своего кабриолета Хрущев устроил в 1960 году на очередном женевском саммите глав Европейских держав, но западные журналисты отнеслись к ЗИЛ-111 с иронией. Ведь этот автомобиль к тому времени уже успел устареть.
Из своих многочисленных поездок за рубеж Хрущев привозил огромное количество иномарок, но, вдоволь накатавшись, раздаривал их. Так, удивительный «Мерседес-Бенц 300SL», который за поднимающиеся вверх двери прозвали «Крыло чайки», был передан Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, ведь это был первый в мире автомобиль с вспрыском топлива. А роскошный черный «Роллс-Ройс Сильвер Клауд» передали интернату старых большевиков -- говорят, эту британскую королевскую марку очень любил Ленин. Именно при Хрущеве наши заводы стали приобретать автомобили для копирования, в основном почему-то американские.
На американской выставке в Сокольниках (1959 год) были представлены не только цветные телевизоры, джаз и кока-кола, но и автомобили -- роскошные «Кадиллаки» и стремительные «Империалы», вальяжные «Линкольны» и удивительные «Бьюики». Хрущев тогда сказал американскому сенатору Никсону, предложившему накормить хлебом СССР: «А мы будем строить для вас автомобили», -- и потребовал от Минавтопрома освоения машины, подобной «Форду-Фарлейну», который его поразил. Впрочем, это было невозможно. Кстати, когда американская выставка закрылась, некоторые экспонаты были проданы проверенным товарищам. Так алый «Бьюик-Инвикта» купил председатель ленинградского исполкома, а пластиковый открытый «Шевроле-Корвет» -- сын знаменитого конструктора, каскадер Александр Микулин.
Осенью того же года Хрущев отбыл в США. В этой поездке Хрущеву был представлен огромный красный лимузин «Кадиллак-Флитвуд 75» 1960 года (модельный год в США начинается на пару месяцев раньше календарного). Вернувшись в Москву, Никита Сергеевич привез этот лимузин с бархатным салоном и кондиционером и потребовал доработать ЗИЛ-111 под американское авто. Так появился ЗИЛ-111г, внешне напоминавший «Кадиллак» и прозванный в кремлевском гараже «Григорием». Но, к сожалению, «начинка» нового ЗИЛа осталась прежней.
В 1961 году Хрущев посетил завод «Рено» во Франции. Там ему продемонстрировали маленький элегантный кабриолетик «Рено-Флорида». Машинка очень понравилась первому секретарю ЦК КПСС, но за руль он не поместился -- мешал большой живот. Пришлось подарить этот кабриолет дочери Раде. А для сына Сергея Хрущев привез из Италии «Фиат-2300». Кстати, именно на этом «Фиате», а не на «Волге», как было показано в фильме «Серые волки», Сергей Хрущев отвез к Микояну чекиста, узнавшего о заговоре против главы государства
Когда Хрущев стал пенсионером союзного значения, за ним пожизненно оставили дачу да ЗИЛ-111г. Сегодня этот лимузин стоит в «Мотормузее» в Риге, и в его открытую дверцу периодически запрыгивает маленький толстенький человек в капроновой шляпе
941Читайте нас в Facebook