ПОИСК
Події

Обстоятельства гибели в мае 1939 года легендарной первой украинской женщины-летчицы полины осипенко до конца так и не выяснены

0:00 26 травня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
В то время, когда она устанавливала мировые рекорды, ее первый муж гнил в одном из ГУЛАГовских лагерей

Ровно 62 года назад газета «Правда» писала: «Трагическая гибель Анатолия Серова и Полины Осипенко -- тяжелая утрата для народа. Боль щемит сердце, но став плечом к плечу, мы еще теснее сомкнем ряды». Прах летчиков захоронили на Красной площади в Кремлевской стене.

Многие годы биография этой женщины, простой крестьянки, ставшей за несколько лет знаменитой летчицей, служила примером того, что в стране Советов «героем становится любой». Между тем и по жизни Полины Осипенко прошел сталинский сапог.

С кремлевской трибуны недавняя птичница заявила: «Обещаю летать выше всех девушек мира!»

Полина Дудник родилась 8 октября 1907 года в одной из самых бедных хат села Новоспасовка Бердянского уезда. В семье деревенского ремесленника Дениса Дудника она была девятым ребенком. Девочка подросла и пошла, как многие ее сверстницы, нянькой по зажиточным семьям, батрачила у кулаков. Поучиться в церковноприходской школе смогла только два года. В 1927 году вся семья вступила в колхоз. Прошло два года -- и вот уже комсомолка, активистка Полина едет в Киев на курсы птицеводов. Окончив их с похвальной грамотой, возвратилась в село инструктором по организации птицеводческих ферм. Вскоре ее назначают заведующей птицефабрикой. Казалось, своя жизненная дорога навсегда определена.

Однажды на колхозный луг возле Новоспасовки приземлились две диковинные металлические птицы. Растолкав толпу сбежавшихся к самолетам крестьян, Полина протиснулась вперед. Подошла поближе, потрогала одну из машин. В кабине увидела женщину в кожаной куртке и шлеме. Набравшись смелости, спросила: «А вам не страшно летать?». «Нет, совсем не страшно. Но я не летчик», -- с улыбкой ответила собеседница. -- «Я врач и самолетом управлять не могу». -- «А женщина может быть летчиком?» -- «Почему же нет? И вы сможете летать».

РЕКЛАМА

Так когда-то описывали журналисты день, определивший судьбу сельской дивчины. «Летать!» -- стало ее заветной мечтой. Односельчанин Костя, служивший в Качинской летной школе под Севастополем, написал, что она может приехать и устроиться работать в столовую школы. Полина приехала, пошла в официантки и все свободное время отдавала чтению книг. Наконец решилась подать рапорт начальнику школы с просьбой о зачислении, обещая быть упорной в овладении знаниями и летным мастерством, как и подобает комсомолке.

В 1933 году Полина, окончив училище, стала военным летчиком. Приказом Генерального штаба РККА Полину Денисовну Дудник направляют в одну из авиачастей Харьковского гарнизона, где, оценив ее летное мастерство, назначают командиром звена. Дальнейшие места службы -- авиачасти Житомира и Киева.

РЕКЛАМА

Весной 1935-го Полину (уже Осипенко -- замуж она вышла за однополчанина, которого знала еще по летной школе) переводят в Московский военный округ, а затем назначают инспектором ВВС при Генштабе. В 1936 году Осипенко участвовала во Всесоюзном совещании жен командного и начальствующего состава РККА в Кремле и была представлена руководству страны. С высокой трибуны она заявила: «Обещаю летать выше всех девушек мира!».

«Согласна быть хоть третьим пилотом, только бы принять участие в перелете»

Сначала летчица решила перекрыть достижение итальянки Негрон, гидросамолет которой поднялся на высоту 6200 метров. Свой гидросамолет Полина осваивала в районе Севастополя -- на крупной летной базе. 22 мая 1937 года Осипенко установила мировой рекорд, поднявшись на высоту 9100 метров. Через два дня -- мировой рекорд при полете с грузом: Полина подняла на гидросамолете на высоту 7009 метров груз в одну тонну. Газетные вырезки того времени, хранящиеся в музее села Осипенко (Новоспасовку переименовали в 1939-м в честь знаменитой землячки), свидетельствуют о большом общественном резонансе первых спортивных побед советской летчицы.

РЕКЛАМА

После высотных Осипенко решила штурмовать рекорды на дальность: перелететь страну с юга на север. Разрешение на полет и подбор экипажа дал нарком обороны маршал Климент Ворошилов. 2 июля 1938 года экипаж в составе Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (Севастополь -- Киев -- Новгород -- Архангельск), преодолев с грузом в пять с половиной тонн за 10 часов 33 минуты 2372 км. Объятиями, цветами и улыбками встретила героических женщин после перелета Москва. Осипенко наградили орденом Ленина, присвоили звание капитана.

Следующим шагом в развитии советского женского воздухоплавания должен был стать беспересадочный перелет на Дальний Восток. Командиром корабля назначили Валентину Гризодубову -- она специально и давно готовилась к такому полету. Вторым пилотом назвали Осипенко, хоть уверенности в том, что она согласится на вторую роль, не было. Но от Полины пришла телеграмма: «Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелете». Третьим членом экипажа стала штурман Марина Раскова.

89-летний запорожец Евгений Гинзбург, работавший в 1938 году начальником опытно-испытательной станции завода им. Баранова (там выпускали авиационные двигатели), помнит, что предприятие получило правительственное задание на подготовку в кратчайшие сроки восьми улучшенных двигателей М-86. Для чего они предназначались, никто не знал. Только потом стало известно, что два М-86 поставили на самолет «Родина» конструктора Сухого, на котором знаменитые летчицы совершили легендарный перелет.

Существует версия, что самолет упал из-за несогласованности действий пилотов

24 сентября 1938 года двухмоторный ДБ-2 «Родина», взлетев с подмосковного аэродрома, взял курс на Дальний Восток. Пробираясь сквозь облака, самолет долго шел в слепом полете -- штурману Расковой приходилось прокладывать путь по приборам. Вскоре проявился еще один коварный враг -- обледенение. Чтобы сбить лед с лопастей пропеллера, летчики до предела увеличили обороты винта. Донимала болтанка. После Урала связь с землей прервалась.

Из-за отсутствия связи летчики прошли мимо Комсомольска-на-Амуре. Когда показалось Охотское море, тревожно вспыхнула лампочка, сигнализируя, что бензина осталось на полчаса. Командир корабля Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси. Она приказала Расковой прыгать с парашютом, потому что подобная посадка опасна в первую очередь для сидящего впереди штурмана. Самолет посадили на болото в верховьях таежной реки Амгуни.

Точного места приземления «Родины» никто не знал. Начались поиски. От Байкала до Охотского моря над тайгой, горными хребтами, непроходимыми болотами летали самолеты. Охотники, жители далеких поселков ушли в таежную глушь. 3 октября экипаж был обнаружен с воздуха. Из села Керби вышел катер «Дальневосточный», который, дойдя до верховьев бурной Амгуни, подобрал в тайге героических женщин.

За 26 часов 29 минут беспересадочного полета «Родина» преодолела расстояние в 6450 км. Мировой рекорд дальности полета для женщин оказался перекрыт более чем на полторы тысячи километров. На каждой станции, в каждом городе от Керби до Москвы летчиц встречали восторженные толпы людей. За свой подвиг Гризодубова, Осипенко и Раскова получили звания (первыми из женщин страны) Героев Советского Союза. 1 мая 1939 года Полина Осипенко участвовала в воздушном параде, пролетев в группе скоростных истребителей над Красной площадью. После парада сообщила друзьям, что надумала лететь в Америку -- до Нью-Йорка. А через несколько дней, 11 мая, совершая совместный полет с Героем Советского Союза комбригом Анатолием Серовым, майор Полина Осипенко погибла.

Существует версия, что самолет упал из-за несогласованности действий летчиков: полет выполнялся на спаренном самолете, автономное управление было в передней и задней кабинах. Очевидно, пилоты спорили, кому управлять… В официальном сообщении, обнародованном «Правдой», никаких подробностей трагедии не сообщалось.

Из личного и партийного дел Полины Осипенко сведения о первом замужестве исчезли

В родном селе летчицы с 1968 года работает исторический музей имени Героя Советского Союза Осипенко П. Д. По словам директора музея Олега Будяка, некоторые важные эпизоды биографии его знаменитой землячки многие годы замалчивались или фальсифицировались. Семья Дудник была многодетной, но не бедствовала, как писали журналисты. В феврале 1926 года Полина Дудник вышла замуж за односельчанина Степана Говяза. Он был военным летчиком и сыграл решающую роль в том, что супруга тоже выбрала авиацию. В апреле 31-го Полина Говяз уехала из Новоспасовки к своему мужу в Качу, где тот служил. Степан и подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов.

Когда Полину Говяз стали готовить к установлению авиационных рекордов, супругов-летчиков специально разлучили, отправив Степана на службу в Ростовскую область. Талантливый пилот почему-то не вписался в биографию будущей героини. Но Степан продолжал поддерживать связь с женой. Тогда его репрессировали.

Осенью 38-го Степан Говяз из заключения писал родственникам: «Отдельные лица разбивали нас своими переводами и разделами в разные стороны, что и привело к окончательному разрыву… В марте 1939 г. я выйду на волю, и не приеду до тех пор, пока обратно не восстановлюсь в авиацию и не получу звание. Не подумайте, что я преступник в полном смысле слова, что я враг народа. Нет!». Но Степана так и не освободили.

В 1934 году Полина Говяз вторично вышла замуж (можно предположить -- «по заданию партии») за военного летчика Александра Осипенко, ставшего впоследствии Героем Советского Союза за участие в войне в Испании и генерал-лейтенантом авиации. Однако до 1936 года она носила фамилию Говяз. Очевидно, при подготовке к Всесоюзному совещанию жен командного и начальствующего состава РККА в Кремле, ее биография подверглась «чистке». В графе «социальное положение» появилась запись «батрачка». Из личного и партийного дел сведения о первом замужестве исчезли.

Обласканная партией и правительством, талантливая летчица Полина Осипенко набирала высоту, а в это время человек, прививший ей любовь к авиации, гнил в одном из ГУЛАГовских лагерей.

О дальнейшей судьбе Говяза известно немного. Перед арестом он успел вторично жениться. В Мариуполе живет его сын Александр, о рождении которого Степан узнал уже в заключении. Работники Осипенковского музея много лет разыскивают следы Степана, однако пока не обнаружено никаких документов не только о его судимости и пребывании в лагерях, но даже о военной службе. Видимо, чтобы не запятнать образцовый образ женщины-героини Полины Осипенко, все данные о первом ее муже уничтожили.

Истинная причина гибели Полины Осипенко и Анатолия Серова до сих пор неясна. Писатель Владимир Сиренко, уроженец Новоспасовки, высказывает такое предположение: «Жена Серова, известная красавица- актриса, была «легальной» любовницей писателя Константина Симонова, приближенного к сталинскому двору. А Полина Осипенко, став известной всему миру, могла заинтересоваться, куда делся ее первый муж, столько для нее сделавший, может, даже пыталась что-то сделать для его освобождения.

Разве не могли, посадив их в один самолет, что-то «не докрутить» или «перекрутить»? Трудно поверить, что два таких аса не смогли найти выход из катастрофической ситуации. В конце концов, своевременно покинуть кабину самолета и приземлиться на парашютах».

 


4936

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів