ПОИСК
Україна

С международной олимпиады по информатике все(!) юные украинские программисты вернулись с наградами

10:00 6 жовтня 2012

С тройкой ребят-победителей — Сергеем Нагиным, Романом Рубаненко, Романом Фурко — и их учителем Валентином Ивановичем Мельником я встретилась буквально через три часа после их возвращения из «Борисполя». Валентин Иванович, прождав своих учеников весь воскресный день в аэропорту, поскольку их самолет намного опоздал, ночью вез мальчишек домой. И всю дорогу они... заново решали задачи, над которыми довелось ломать головы в итальянском городе Сирмионе, где проходила международная олимпиада. Искали ошибки в решениях, говорили о том, как лучше можно было бы справиться с заданиями. И, конечно же, радовались успеху. Занять одиннадцатое место среди 82 команд мира — это довольно весомый результат. Далеко позади наших ребят остались даже представители Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Норвегии, куда компьютерные технологии пришли гораздо раньше, чем в Украину.

*Победители международной олимпиады по информатике в Италии (слева направо) Сергей Нагин, Роман Фурко и Роман Рубаненко справедливо разделяют свой успех с педагогом Валентином Ивановичем Мельником (фото автора)

«На время выполнения заданий у нас отобрали мобильники»

— Как обычно, китайцам не было равных и здесь, — рассказывает самый титулованный из всей команды Сергей Нагин, который успел уже побывать на подобных интеллектуальных соревнованиях в Канаде и Таиланде. — Абсолютным победителем в этот раз стал американец китайского происхождения Джонни Хо. Он набрал шестьсот баллов из шестисот возможных! Мне удалось набрать 393 балла — во втором туре не далась одна задача.

РЕКЛАМА

— А списать у соседа, сидящего спереди, или получить консультацию друга с помощью какого-нибудь новейшего приспособления нельзя было?

— Нет, конечно, — улыбается бронзовый призер олимпиады Роман Фурко. — На время выполнения заданий у нас отобрали мобильные телефоны и лишили выхода в интернет, то есть никакой связи с внешним миром не было. К тому же участников разместили по диагонали — таким образом мы могли видеть разве что заднюю панель соседнего компьютера или ноутбука. Представителей одной расы даже рядом не сажали! Да и некогда было по сторонам глядеть. Нужно было прочитать задачи и понять, какую из них можно решить в первую очередь, чтобы осталось время на решение более сложной. А на то, чтобы прочитать условие каждой задачи, которое занимало восемь(!) печатных страниц, и сделать для себя какие-то заметки, уходило полчаса.

РЕКЛАМА

Олимпиада проходила в два тура — 25 и 27 сентября. Все 310 участников получали одни и те же задания, цель которых — проверить способность ребят создавать оптимальные программы для работы с компьютером. От них требовалось придумать самый быстрый и самый точный алгоритм, с помощью которого можно управлять той или иной программой. Причем в одинаковых условиях находились как подростки, так и юноши, уже отрастившие бородки. Дело в том, что к участию в олимпиаде допускаются лица до 21 года — именно в таком возрасте в некоторых странах молодежь заканчивает обучение в средней школе. Хотя в общем-то возраст в информатике не имеет абсолютно никакого значения. Тут важно иметь набор определенных знаний, уметь мыслить в правильном направлении и придумывать собственные решения. Только и всего!

Но, наверное, это и является самым сложным. Опытному Сергею Нагину, например, довольно долго не удавалось запрограммировать движения робота на непонятном ему языке. Говорит, пришлось задачу разбивать на пять подзадач и для каждой писать отдельную программу. Лично мне тяжело это даже просто представить.

РЕКЛАМА

Сережа намерен стажироваться в Гугле и Фейсбуке — там отдают предпочтение творческим личностям с нестандартным мышлением, а тем более победителям международных олимпиад по информатике. Сейчас он уже студент-первокурсник факультета кибернетики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

— А вы могли бы справиться лучше своих учеников с задачами, которые им пришлось решать на олимпиаде? — спрашиваю Валентина Мельника.

— Вряд ли, — сознается 44-летний педагог — мастер по подготовке победителей международных олимпиад по информатике (за шесть последних лет уже десять учеников Валентина Мельника привозят медали с престижных интеллектуальных соревнований). — Мне нужно гораздо больше времени, ведь компьютер я впервые увидел в 21 год. И так быстро печатать, как мои ребята, не умею. Зато я очень болел за них на протяжении целой недели, поддерживал морально, настраивал на победу, с каждым вырабатывал собственную стратегию — мы общались в скайпе. Особенно за двух Романов — Рубаненко и Фурко — переживал. Они учатся в одиннадцатом классе, и для них это был первый опыт участия в подобных соревнованиях. Вы же понимаете, что мальчики не столько для себя медали хотели, сколько для Украины. И меня старались не подвести. Все-таки три ученика одного учителя на таких важных соревнованиях — это ответственность.

К сожалению, ребята не видели своих результатов, которые высвечивались на турнирной таблице в режиме он-лайн, иначе, возможно, они могли бы лучше сконцентрироваться и набрать больше баллов. Но я-то наблюдал за этим в интернете. Сережа получил «золото» благодаря второму туру, а оба Романа до последнего момента имели «серебро», потом у Романа Фурко предпоследнее «серебро» превратилось в «бронзу». Но все равно они молодцы!

«Я собрал своих учеников и предложил им переехать со мной из Александрии в Кременчуг. Согласились 14 человек!»

Не зря директор Кременчугского педагогического училища Иван Васильевич Гальченко на протяжении десяти лет «охотился» за Валентином Мельником. До этого учебного года Валентин Иванович преподавал информатику в Александрийском лицее информационных технологий (Кировоградская область). Его и в Киев звали, и в Тернополь, но семейные обстоятельства не позволяли сорваться с насиженного места. Когда же поступило очередное предложение из Кременчуга, Валентин Иванович все-таки решился.

— Я собрал своих учеников и предложил им поехать вместе со мной, — рассказывает педагог. — Согласилось 14 человек: двое девятиклассников, пятеро десятиклассников и семеро одиннадцатиклассников. Десять из них — победители всеукраинских олимпиад по информатике. Теперь мои «переселенцы» — учащиеся Полтавского областного лицея-интерната для одаренной сельской молодежи имени Макаренко при Кременчугском педучилище, где я тоже преподаю. Живем вместе в одном общежитии — я на первом этаже, ребята на девятом.

— За Валентином Ивановичем мы в огонь и в воду, — говорит Роман Рубаненко. — Он для нас не просто лучший из учителей, а и очень близкий человек — как отец, как друг. Он не считается со своим личным временем. Сколько нужно, столько и будет заниматься с нами после уроков. Совершенно бесплатно, что по нынешним временам не так часто бывает. А в Кременчуге очень сильная материальная база, здесь хорошо к нам относятся. Нас тут, как героев, встречали после победы в Италии.

— Сложно было попасть на эту олимпиаду?

— Сложно, — улыбается Рома. — В том смысле, что авиаперелет в Италию дался непросто, с несколькими пересадками. А завоевать путевку на олимпиаду подготовленному человеку, мне кажется, элементарно. Просто нужно постоянно и много работать — без выходных, без каникул.

— Как вы чувствовали себя в кругу конкурентов?

— Да мы не конкурировали, просто нормально общались. Кстати, от британцев довелось услышать немало комплиментов по поводу нашего английского.

— Самый главный враг участника олимпиады — его собственный страх, — считает Роман Фурко. — Он иногда парализовал мысли и тормозил действия. И зачастую успех зависел от того, насколько быстро человек мог преодолеть неуверенность в себе.

— Кто оценивал ваши знания?

— Робот! То есть субъективность оценок была полностью исключена. На оценку влияла и скорость, с которой ты решаешь задачу, и то, пройдет ли твое решение все тесты, которые подготовило жюри.

— Что полагается победителям международной олимпиады?

— Президентская стипендия в размере 2050 гривен. До этого каждый из нас уже несколько лет получал стипендии, только скромнее, по 800-1200 гривен — победа на всеукраинских олимпиадах ценится ниже.

— Так что, стоит учить информатику, чтобы быть успешным в жизни?

— Обязательно. Только вот не всем везет с учителями. Нам повезло...

3434

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів