На Афоне отыскали заброшенный скит, в котором селились украинские казаки, принявшие монашество (фото)
— О том, что в 1747 году представитель знатного казацкого рода иеросхимонах Григорий Голубенко основал в Греции на горе Афон(ее еще называют Святая Гора. — Авт.) скит «Черный Выр», я узнал случайно, — говорит директор Международного института афонского наследия в Украине Сергей Шумило. — Работая в одном из киевских архивов, наткнулся на письмо старца Григория об этой обители, которое он адресовал последнему кошевому атаману Запорожской Сечи Петру Калнышевскому. После этого я начал искать сведения о ските в архивах Украины и Афона. В сопровождении афонских монахов мне удалось дважды побывать в «Черном Выре». Он находится в труднодоступном месте, к которому в горной местности не так просто добраться. Кстати, один болгарский ученый недавно тщетно пытался дойти к нему самостоятельно, без проводника: заблудился, пять часов бродил по горным зарослям, еле выбрался к людям, когда уже стемнело.
*Сергей Шумило демонстрирует старинный документ о ските «Черный Выр», который хранится в архиве на Афоне
— «Черный Выр» был не первой обителью, построенной нашими предками на горе Афон: еще в княжеские времена вскоре после крещения Руси они основали там монастырь «Ксигургу», — продолжает Сергей Шумило. — Первое письменное упоминание о нем появилось 1000 лет назад. Название «Ксигургу» греческое, означает «Древодел». Греки строили каменные храмы, поэтому бревенчатая обитель была для них в диковинку. К ее созданию причастен основатель Киево-Печерской лавры преподобный Антоний Печерский, который долгое время жил на Афоне и потом ввел афонские монашеские традиции на Руси. Следует сказать, что обитель «Ксигургу» сохранилась до сегодняшнего дня. Сейчас она каменная, является скитом при Афонском Пантелеимоновом монастыре, в котором много наших земляков.
К XVII веку «Ксигургу» (монастырь еще называли «Русик» или «Руссикон») постепенно отошел к греческим монахам. Поэтому нашим соотечественникам, отправлявшимся на Афон, как писал киевский паломник Григорович-Барский, «там не было где голову преклонить».
Основать на Святой Горе казацкую обитель взялся представитель знатного рода, потомок гетмана Олифера Голуба Григорий Голубенко. Он занялся этим после того, как оставил военную службу и принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг. Деньги на Черновырский скит Рождества Богородицы собрали запорожские казаки. Сохранились сведения о том, что разрешение на его создание дала императрица Елизавета Петровна, которая состояла в тайном браке с графом Алексеем Разумовским (Розумом), родным братом последнего гетмана Украины и Войска Запорожского Кирилла Разумовского. Вероятно, старец Григорий Голубенко был знаком с братьями Разумовскими и заручился их поддержкой для своего афонского начинания. Императрица, видимо, помогла материально. Подробных сведений об этом пока разыскать не удалось. О ее денежном взносе известно лишь из письма царю Николаю II, написанного в 1912 году иеросхимонахом Антонием (Александром Булатовичем). Он попросил императора разыскать банковский вклад Елизаветы Петровны, предназначенный для «Черного Выра», чтобы за накопившиеся проценты возродить скит — к тому времени он уже давно был заброшен. Однако деньги так и не были найдены.
Кстати, в архивах Афона я отыскал документы о том, что средства на нужды Святой Горы жертвовали такие известные деятели времен казачества, как гетманы Иван Мазепа, Иван Самойлович, Данила Апостол, лидер национально-освободительной войны конца XVII — начала XVIII веков на Правобережной Украине Семен Палий, знатные казацкие семьи Лизогубов, Кочубеев.
— Вы недавно побывали в ските «Черный Выр». Что от него осталось?
— Доступ туда сейчас закрыт. Само здание церкви уцелело, хотя в стенах есть трещины. Остальные строения скита находятся в полуразрушенном состоянии. Все кругом захватила буйная растительность. Внутри церкви частично сохранились фрески, остатки иконостаса, иконы, выполненные в стиле так называемого казацкого барокко, некоторые вещи.
Обитель получила название по местности, на которой она расположена, — Черный Выр. Там действительно есть омут: поблизости течет горная река, в которую впадает несколько горных потоков. В месте, где они сливаются, вода имеет темный оттенок.
Один из паломников, побывавших на Святой Горе в XVIII веке, в своих записках рассказал, как туда добирались: из Киева ехали на Запорожскую Сечь, оттуда с торговым караваном спускались по Днепру до Черного моря, затем плыли в Стамбул, а уже после — на Афон. Некоторые казаки, пожив в ските некоторое время, возвращались на Сечь, другие — оставались на Святой Горе насовсем. Монахи с Афона часто и подолгу гостили у запорожцев, отбирали среди них склонных к иноческой (монашеской) жизни.
— Планируется провести реставрацию обители?
— Прежде всего следует более тщательно исследовать обитель, иначе реставрационные работы могут навредить скиту. Нужно учесть еще один важный аспект: Афон — особая территория, где действуют свои законы, правила, традиции. Святая Гора — единственная в мире автономная монашеская республика. У нее есть правительство — Священный Кинот, в который входят представители 20 действующих на Афоне монастырей. Поэтому светские подходы в данном случае неприемлемы. Вопрос о реставрации обители исключительно в компетенции внутренних канонических взаимоотношений Афона и Украинской православной церкви. Представители других конфессий Украины не имеют официальных канонических отношений с Афоном.
*Уцелела церковь скита. Внутри частично сохранились фрески, остатки иконостаса и иконы, написанные в стиле казацкого барокко
— На Афоне были другие духовные центры, связанные с казачеством?
— Да. Через десять лет после основания «Черного Выра» выходец из семьи казацких священников с Полтавщины преподобный Паисий Величковский создал на Святой Горе еще один казацкий скит — Ильинский.
На Афон Паисий приплыл в 24 года, поселился в монастыре. А в 36 лет получил разрешение занять старинную келью пророка Илии и вместе с братией занялся созданием скита, который стал одним из самых больших на Святой Горе. Здесь жило много бывших запорожских, задунайских и кубанских казаков. Вплоть до начала ХХ века скит официально называли «малороссийским».
— При каких обстоятельствах «Черный Выр» пришел в упадок?
— Это произошло во время греческой революции, которая началась в 1821 году и продолжалась десять лет. Напомню, что Греция тогда была под властью Османской империи. Турки предприняли жестокие меры для подавления восстания, даже повесили Вселенского патриарха Германа. В греческой Македонии, на территории которой находится Афон, они уничтожили в 1822 году около пяти тысяч мирных жителей. Турецкие войска разместились на самой Святой Горе, казнили там многих монахов. Большинство иноков были вынуждены покинуть Афон. Многие обители пришли в запустение, подверглись разграблению.
*На фото: одна из находок, сделанных в обители
Репрессии со стороны турок — не единственная причина упадка «Черного Выра». Во время греческой революции в 1828 году была уничтожена Задунайская Сечь, которая после разгрома Запорожской поддерживала казацкий скит деньгами и направляла на Афон новых монахов. Задунайская Сечь находилась во владениях Османской империи, на территории современной Румынии. Поэтому, когда в Греции началась революция, турки потребовали, чтобы казаки участвовали в подавлении восстания. Многие отказались поднимать саблю на православных братьев и вернулись в Украину. В ответ султан направил войска с приказом уничтожить Сечь. В это время один из ее бывших кошевых атаманов Семен Мороз жил на Афоне, был там архимандритом. Узнав, что его побратимам угрожает смертельная опасность, поспешил им на помощь. Он погиб в одном из боев в Греции.
После тех событий «Черный Выр» так и не был возрожден, а вот в другой казацкий скит — Ильинский — монахи вернулись. Скорее всего, выжившие иноки из «Черного Выра» тоже перебрались к ним. Молдавский князь Николай Дажиба, побывавший в Ильинском ските в конце XIX века, писал, что эта обитель «живой уголок далекой Украины». Сейчас в этом ските живут греческие монахи.
Фото со страницы в «Фейсбуке» Сергея Шумило
6778Читайте нас у Facebook