Виктор ющенко: «почему я не огрызаюсь, когда на меня нападают? Это у меня от мамы»
На прямую линию в «ФАКТЫ» премьер-министра Ющенко задержали металлурги, поэтому когда Виктор Андреевич, образно говоря, влетел в редакцию, времени для приветствий и знакомства с журналистами газеты, а также ряда телекомпаний и других масс-медиа у него не было. Читатели требовали к ответу главу правительства.
«Без утвержденного размера прожиточного минимума власть не знала, как себя вести с необеспеченными гражданами»
-- Прямая линия? Звонит Александр из Одессы. Виктор Андреевич, недавно был узаконен прожиточный минимум в размере 270 гривен. Не могли бы вы объяснить, зачем он вообще нужен?
-- Установлением на законодательном уровне минимального прожиточного уровня поставлена точка в долгой дискуссии на социальном уровне. Ведь без этого показателя нельзя было формировать сознательную социальную политику в части тех минимальных норм, которые правительство должно отразить в своем бюджете, в бюджетах специальных фондов. Одним словом: не ответив на вопрос, какова величина прожиточного минимума, власть, собственно говоря, не знала, как себя вести с необеспеченными гражданами. Но сейчас возникла проблема другого характера: где взять средства для реального наполнения прожиточного минимума? Это наша новая головная боль, но она не коснется граждан. Если возникнет дефицит средств на выплату заработной платы, пенсий, других непрямых поступлений, то он будет покрыт специальным социальным финансированием.
-- А эта сумма будет как-то влиять на государственный бюджет на 2001-й год?
-- Да, но расширенный ответ на этот вопрос зависит частично еще и от того, какие ресурсы наполнения этого показателя будут использованы и профсоюзными организациями, и правительством. То есть речь идет не только о пенсиях, заработной плате, но и о других альтернативных источниках и их оценке. Проблема в том, как, например, оценить колхозный пай, ваучер? Можно ли их считать ресурсом доходов граждан?.. Нам легко ответить, каких размеров должен быть прожиточный минимум, но сложно сказать, как его реально наполнить. Поэтому мы намерены поработать над этим вопросом вместе с нашими профсоюзами, а затем уже обнародовать методику, которая и обеспечит исполнение социальных нормативов, утвержденных Президентом.
-- Я работаю в Одесской обладминистрации. У меня зарплата -- 250 гривен. Можно ли этот показатель, 270 гривен, использовать при установлении новой зарплаты, а от нее, допустим, уже плясать дальше?
-- Да. В следующем году мы планируем принять специальное решение по повышению зарплат бюджетникам.
-- Добрый день! Харченко Григорий Степанович, начальник Белопольского телевизионного ретранслятора. Виктор Андреевич, вам известно, что Сумская область с 27-го октября находится в полном информационном вакууме? За долги по электроэнергии отключены не только все технические средства теле- и радиовещания, но и средства междугородней связи, и даже связи СБУ, МВД Мы просим вас разобраться в отношениях между энергоснабжающими организациями и Государственным комитетом информполитики. Кто кому задолжал и почему не рассчитываются не только за электроэнергию, а и по заработной плате? Мы просим вас как высокого государственного мужа и как нашего земляка разобраться в этом вопросе.
-- Григорий Степанович, речь идет, собственно говоря, не только о неплатежах, хотя они сами по себе являются достаточным основанием для того, чтобы говорить о ритмичности энергоснабжения. Здесь существует еще и другой подтекст, который я не хотел бы комментировать. Что касается долгов: Республиканская радиотелевещательная корпорация задолжала 60 млн. гривен. Если РРТ будет свои функции представлять как рождественские подарки, нам сложно будет говорить о расчетах по зарплате и за электроэнергию. Но проблема не только в этом. Помимо названной суммы, за последние 5 лет накопилось 55 млн. долгов. Конечно, в одночасье погасить их мы не сможем, но я думаю, что в ближайшее время нам удастся профинансировать решение текущих вопросов. Что же касается накопленных невыплат, то, скорее всего, предложим Минэнерго реструктурировать их в течение нескольких лет. Я думаю, что мы найдем общий язык.
-- Виктор Андреевич? Добрый день. Владимир Николаевич из Киева. Я не идеализирую вас, но считаю, что нынешнее правительство -- наиболее профессиональное. Однако меня беспокоит то, что вы чересчур мягкий и не огрызаетесь, когда на вас нападают со всех сторон.
-- Ну, это от матери! (Смеется. )
-- От матери? Однако это очень плохо, в наше время надо огрызаться Меня волнует то, что пресса и телевидение ополчилось против вас.
-- Они присутствуют здесь и все слышат
-- Я знаю, что они слушают. Я не могу назвать причину, почему так
-- Не называйте!
-- Понял! А вопрос у меня такой. Есть у нас Уполномоченный по правам человека. Ничего не имею против. Но его работу обеспечивают 240 человек. Для чего это нужно? Права человека начинаются, когда выплачиваются зарплата и пенсии. А что и кого сегодня защищают эти люди? Ответа у вас нет!
-- Владимир Николаевич, мы сейчас как раз ведем дискуссию по поводу сети представительств Уполномоченного по правам человека во всех областях. Действительно, количество сотрудников, которое вы назвали, фигурирует в представленных нам документах. Я думаю, что мы найдем компромиссное решение по оптимизации этого штата.
-- Да надо-то всего 20 секретарей! Ведь по сути это -- бюро жалоб, не более.
-- Что касается центрального офиса в Киеве, то мы все вопросы решили. Относительно представительств в областях еще идут дебаты. Правительство, кстати, занимает ту же позицию, что и вы. Мы пока не видим необходимости создания столь разветвленной сети. Хотя, безусловно, функции охраны прав и свободы, которые вытекают из Конституции, и Институт по мониторингу и администрированию выполнения этих норм должен быть в стране. Но я согласен, что все должно быть адекватно и логично! Спасибо за добрые слова.
«Доживем ли мы до нормальной жизни?.. Доживем! Я прошу вас потерпеть немного»
-- Добрый день! Иршава Закарпатской области, Мария Иосифовна Таллова, главный бухгалтер районного казначейства. Мне так приятно, что я дозвонилась до вас, даже говорить не могу.
-- (Смеется. ) Благодарю вас.
-- Виктор Андреевич, мне очень нравится стиль вашего руководства, как вы это все делаете. Эти бы реформы, да лет 8 назад провести! Как вы думаете, что бы было?
-- Мы были бы в другом месте сейчас! Более приятном.
-- У меня к вам личная просьба. Я и мой супруг -- госслужащие. Три года обращаюсь в разные инстанции, начиная от Министерства по делам семьи и молодежи и заканчивая нашей местной властью. Дело в том, что мы вчетвером живем в однокомнатной квартире. Я хотела получить хотя бы беспроцентный кредит на расширение жилья, но в этом вопросе мне никто не может помочь
-- Но ведь казначейство, я знаю, вместе со Сбербанком отрабатывает кредитную линию.
-- Дело в том, что эта кредитная линия до такой глубинки, как у нас, не доходит! Даже на уровне области не было ни одного случая, чтобы кто-то кредит получил. И даже под проценты.
-- Этот кредит дойдет до вас!
-- Я вам очень благодарна! Пусть, Виктор Андреевич, вас Бог бережет! И всю вашу семью.
-- Вопрос Виктору Андреевичу. Из Киева звонит вам пенсионерка Людмила Михайловна Онищенко. Скажите, пожалуйста, не кажется ли вам, что нынешний голодомор для пенсионеров -- самый долгий? И когда он закончится?
-- Людмила Михайловна, вы правы! Вы правы. Поэтому именно с пенсионерами перво-наперво мы хотели рассчитаться по долгам. За последние четыре--пять месяцев все поступления направляли на погашение просроченных пенсий. Эта сумма по Украине составляла 1 млрд. 300 млн. гривен! Теперь на протяжении последних полутора месяцев мы накапливаем ресурс для увеличения размеров этих выплат. Вы ведь знаете, Леонид Данилович Кучма несколько дней назад заявил о повышении пенсий с декабря нынешнего года.
-- Что же у вас в бюджете не заложено повышение пенсий хотя бы до размеров прожиточного минимума?! Сколько же мы будем мучиться?
-- Сейчас мы говорим, что определенным категориям пенсионеров мы можем повысить пенсии на 10--20 процентов с первого декабря, а с апреля 2001 года — на 16--35%, но уже с учетом декабрьского повышения. Пока повышение не коснется граждан, работавших до выхода на пенсию на госслужбе, народных депутатов, судей, а также чернобыльцев. С апреля 2001 года на 16% повысятся наименьшие пенсионные выплаты, на 21% — пенсии, рассчитанные по зарплате после 1992 года, на 25% — минимальные пенсии и максимальные пенсии общего порядка, а также максимальные пенсии для шахтеров и металлургов, на 35% — пенсии, рассчитанные по зарплате до 1992 года. Вскоре Кабмин планирует выделение дотаций регионам в размере более 80 млн. грн. для погашения задолженности по выплатам помощи малообеспеченным и многодетным семьям, которые финансируются из местных бюджетов. Еще свыше 20 млн. грн. будет направлено за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов на погашение задолженности по помощи инвалидам и их социальному обеспечению
-- (Грустно). Доживем ли мы до нормальной жизни?..
-- Доживем! Я прошу вас потерпеть немного.
-- (Грустный смех). Неизвестно, доживу ли! Я дитя войны, воспитанница детского дома Господи! Знаете, как у Толстого: из грязи вышли, в грязи затопчут! Теперь уже свои затопчут!..
-- Я вас прошу: потерпите! Найдите силы, пожалуйста.
-- Да Всего хорошего!
«Если мы хотим человеку помочь, то надо выдавать не колбасу через коммерческий магазин, а деньги на ее покупку»
-- Добрый день! «ФАКТЫ»? Виктор Андреевич, это вы? Это Николай Фомич Жданюк
-- О-о-о, Николай Фомич! (Журналистам: это бывший начальник Управления тяжелой промышленности при Госбанке СССР. Мудрейший человек!) Как вы живы-здоровы?
-- Я хотел сказать от себя и от всех пенсионеров, что мы верим в вашу мудрость и целеустремленность. Это прежде всего! Не поддавайтесь никаким шантажам, будьте стойкими!
-- Благодарю.
-- Теперь вопрос. За 45 лет непрерывного стажа я имел персональную пенсию в 165 рублей. Сегодня у меня пенсия -- 80 гривен. Можно ли надеяться, что моя пенсия когда-нибудь достигнет уровня прожиточного минимума?
-- С 1 декабря в соответствии с решением Президента планируем поднять пенсию прежде всего категориям по стажности. Те, кто имеет большой стаж, в первую очередь должны почувствовать дифференциацию пенсионного обеспечения. Но говорить конкретно, о какой сумме идет речь, я сегодня еще не готов. Думаю, ситуация прояснится после консультаций в Союзе ветеранов.
-- Ясно! Ничем радостным поделиться с вами не могу. Но я надеюсь все-таки, что лучшие дни наступят!
-- Николай Фомич, держитесь!
-- Добрый день! Это телефон Виктора Андреевича? А он принимает сегодня?
-- Я принимаю. Слушаю вас!
-- А-а, Виктор Андреевич! Вас киевлянин, участник войны беспокоит. Не буду вас долго задерживать, потому что вам, наверное, столько вопросов хотят задать Я о наших вкладах. Не обязательно деньгами отдавать -- можно продуктами, мебелью Допустим, у меня телевизора нет Хотя бы рассрочку сделать для пенсионеров, для малоимущих!
-- Вы правильно ставите вопрос. После принятия бюджета мы предложим Верховной Раде утвердить изменения по обслуживанию вкладов в Сбербанке. И если депутаты с нами согласятся, то вскоре можно будет использовать эти средства на оплату квартплаты, электроэнергии, обучения, медицинского обслуживания Возможно, в этом списке будет еще несколько позиций.
-- И еще. Сделали нам вроде бы льготный магазин. Но пустили через коммерческие структуры. Колбаса у нас стоит 29 гривен! Да я ведь на базаре дешевле куплю! Ну что это? Надо ведь их хоть немного тормозить!
-- Сейчас мы делаем акцент как раз на социальные адресные льготы. Мы понимаем: если хотим человеку помочь, то надо выдавать не колбасу через коммерческий магазин, а деньги на ее покупку в любом рядовом магазине
«Концессия украинской газотранспортной сети, с точки зрения стратегических интересов страны, является лучшим вариантом»
-- Виктор Андреевич, беспокоит Леонид Теплов из Львова. Как правительство оценивает законопроект народного депутата Александра Гудымы о возможности продажи части украинской газотранспортной системы? Не считаете ли вы передачу этой системы в концессию более приемлемым вариантом?
-- Мы отрицательно оцениваем названный вами проект закона и считаем, что концессия, с точки зрения стратегических интересов Украины, является лучшим вариантом. А вопрос о приватизации газотранспортной системы можно будет ставить только после ее обновления, обеспечения эффективной эксплуатации. Сегодня же структуру, которая находится в таком жутком состоянии, можно продать за копейки. Но мы не можем себе этого позволить, наши дети нас не поймут. Это -- стратегический объект Украины, который относится не только к факторам энергетической безопасности Поэтому мы против приватизации газотранспортной сети и ведем работу по принятию более приемлемого решения о концессии. Но детали этой концессии -- это вещи, которые сегодня еще обсуждаются, и со временем, я уверен, мы сможем предложить позицию, которая уже будет согласована и отработана сторонами, заинтересованными в этом проекте, включая и Россию, и Запад.
-- (Мужской голос). Добрый день! Это «ФАКТЫ»?
-- (Перебивает женский голос). Мне на прямую линию
-- Я тоже звоню на прямую линию. Я раньше дозвонился
-- (Женский голос). Прямая линия?
-- Ну, раз женщина взялась
-- Ющенко? Это из Николаевского района Одесской области вам звонят. Почему в Николаевском районе не дают работающим учителям кредиты?
-- Я с министром свяжусь. На Одессу должен быть передан лимит по кредитам. И в рамках этого кредита есть процедура его использования по линии облоно.
-- Тогда почему в школах у обслуживающего персонала заработная плата не 118 гривен, а только 59?
-- Это вопрос к местному бюджету. 118 -- это минимальная величина заработной платы, которая должна выплачиваться обслуживающему персоналу.
-- А почему учителям не индексируют зарплату с 95-го года? Цены ведь растут.
-- До сентября мы выплатили основную часть задолженности учителям по зарплате. Но по компенсации еще есть долги. Я думаю, что до января мы их погасим.
-- И льготы сюда входят?
-- И льготы. Мы попробуем до 1 января это решить. С зарплатой мы решили, а социальные долги остались. Хотя это платежи из местного бюджета.
-- (Мужской голос). Жиночка, дайте нам, пожалуйста, возможность вопрос задать. Виктор Андреевич, не выключайтесь, пожалуйста. Беспокоит представитель Киевского ликеро-водочного завода «Алко». Вам известно, что это предприятие до 1997 года перечисляло ежегодно до ста миллионов в бюджет? А сейчас оно стоит. Мы к вам обращались с просьбой возродить «Алко». Но Фонд государственного имущества передал предприятие фирме, которая не работает, а оборудование демонтирует и продает Как можно разрушать предприятие, которое может приносить такие доходы в бюджет?!
-- Это чья собственность?
-- Она состоит из государственной собственности и собственности коллектива. ФГИ передал основные фонды, которые принадлежат государству, коммерческой фирме.
-- Я разберусь со сложившейся ситуацией. Если подтвердится, что условия управления не выполнены, предприятие снова будет передано в управление Фонда госимущества.
-- Виктор Андреевич, как вы прокомментируете заявление бывшего главы наблюдательного совета Сбербанка Игоря Плужникова о том, что деньги вкладчиков этого банка использовались правительством для финансирования сомнительных программ на энергорынке?
-- Вы знаете, это политический вопрос. Дело не в том, что господин Плужников беспокоится о чистоте операций. Ведь это государственный банк, и гарантии по его активам дает Кабмин. Вот и хотелось бы, чтобы правительство руководило этим банком. Раз государство гарантирует работу этого банка, то оно должно видеть его программу. Мы не хотим, чтобы правительство гарантировало пассивы банка, а активы были полностью недейственны. Если это банк, за которым стоят государственные гаранты, то мы должны иметь четкое понимание его позиций на финансовом рынке.
Один из мотивов, который объясняет сегодня работу Сбербанка на энергетическом рынке, обусловлен законом, предусматривающим, что все энергетические структуры должны иметь счета в одном банке. Но только у Сбербанка есть филиалы во всех регионах страны. В тендере по определению коммерческого банка для выполнения энергетической программы участвовали Проминвестбанк и Сбербанк, но первый не имеет столь широко разветвленной сети филиалов. Поэтому выбор пал на Сбербанк. Эта практика применяется во всех странах. Можно только сожалеть, что подобная политика не проводилась с 93-го года
-- Чем вы объясните различие данных по ситуации в ТЭК, приведенных Тимошенко и Государственной налоговой администрацией?
-- Политическими очками! И не более. Для меня случившееся очень неприятно. Я почувствовал недопустимое с морально-этической точки зрения поведение своих подчиненных. Не говоря о том, что это продемонстрировало отсутствие ежедневной, рука об руку, работы энергетического и фискального блоков. Когда двое высоких правительственных чиновников из-за своего чванства или из-за своих эмоций начинают искать аудит у третьей стороны, это унижает власть.
Вопрос цифр меня совершенно не интересует. Меня интересует, что сегодня запасено на 70 процентов больше угля, чем в прошлом году. Это меня интересует! А где запятая поставлена -- после третьей цифры или после четвертой, это может интересовать только того, кто делает политические волны. И жаль, что правительственные силы и силы тех людей, которые должны думать о работе страны в зимний период, об энергетической безопасности Украины, сегодня направлены на вещи, которые, я убежден, не стоят того результата, который мы будем иметь.
-- Виктор Андреевич, что вы думаете о перспективах нефтепровода Одесса--Броды?
-- Это достойный проект. Я думаю, что это один из тех проектов, которые могут улучшить ситуацию на украинском рынке нефтепродуктов и на подобных рынках наших партнеров. Поэтому в Кабмине этот вопрос закрыт для дискуссий. Проекту нет альтернативы. Но если мы потеряем эффективное политическое и экономическое его сопровождение, если Украина не найдет возможности побеспокоиться внутри страны по поводу его реализации, то мы потеряем лидерство в этом чрезвычайно интересном энергетическом проекте.
Прямую линию подготовили Ирина КОЦИНА, Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»
«Facty i kommentarii «. 03-Ноябрь-2000. Политика.
271Читайте нас у Facebook