Первый вице-спикер парламента виктор медведчук: «на кипр я езжу отдыхать, так как очень люблю эту страну. У меня там есть своя квартира»
Представлять лидера СДПУ(о) и первого вице-спикера парламента Виктора Медведчука нет необходимости -- этот политик и так достаточно известен. Гораздо интереснее узнать о представителе истеблишмента как о личности, ведь даже самые маститые из них, лишь придя домой, становятся самими собой -- искренними, веселыми и даже добродушными. Господин Медведчук позволил приоткрыть некую официозную завесу и даже поделился с читателями «ФАКТОВ» кое-чем очень сокровенным. Так, дома он не то чтобы лояльный семьянин, но и не тиран. Скорее, по его собственному признанию, -- радикально-принципиальный человек, в меру непьющий и имеющий свои сокровенные мечты. Итак, обо всем по порядку.
«Хочу нравиться женской части электората и, конечно же, себе»
-- Виктор Владимирович, в новой должности первого вице-спикера вы пребываете чуть больше трех месяцев. Скажите, вы почувствовали себя значимее?
-- Вы знаете, нет. Посмотрите, даже кабинет не поменял, сижу за тем же столом и со старой мебелью. Хотя в соответствии с законом мой статус, конечно, повысился. И обязанностей прибавилось, да еще ответственности. Последняя заключается в том, что я полностью отвечаю за законодательный процесс, за формирование повестки дня и порядка деятельности Верховной Рады, за подготовку законопроектов профильными комитетами и своевременное внесение их в сессионный зал на рассмотрение. И самое главное -- отвечаю за взаимодействие с Кабмином.
-- Так, выходит, у вас очень удобная должность -- в том смысле, что вы можете тасовать законопроекты и включать в повестку дня те, которые необходимы именно вашей фракции СДПУ(о)?
-- Я исхожу из того, что нашей партии должно быть выгодно то, что выгодно государству. Можно, конечно, и тасовать, как вы говорите, но я этим не занимаюсь. Ведь есть законы, которые определены в своем статусе как первоочередные, и если я начну что-то подтасовывать, руководители других фракций и комитетов сразу же обратят на это внимание и сделают замечание.
-- Психологи утверждают, что мужчины тщательнее всего скрывают свои доходы, женщины же -- свой возраст и вес. А что скрывает лидер партии, скажем, СДПУ(о)?
-- И в самом деле, что же я скрываю? Вес мне скрывать нет необходимости, свои доходы я тоже не скрываю, ибо декларирую их с того момента, как этого потребовал закон, то есть с 1992--1993 года и по сей день. Скрывать приходится только одно (и делаю я это с переменным успехом -- все равно о притязаниях социал-демократов на власть говорят очень много, критикуя нас за это): очень хочу, чтобы наша партия пришла к власти.
-- Я знаю, что вы буквально изнуряете себя на тренажерах и похудели уже на 30 кг. Скажите, зачем вы это делаете?
-- Вообще-то на 30 кг я похудел давно. Раньше активно занимался спортом: я -- кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, занимался спринтом, бегал, прыгал тоже неплохо. Но потом как-то забросил, знаете, окунулся с головой в работу, в политику и почувствовал, что запустил себя. А когда понял, что опускаться рано, то месяцев за девять тренировок полностью привел себя в форму. Зачем я это делаю? Хочу понравиться женской части электората и, конечно же, себе.
«Моя привязанность последнего года -- итальянский кутюрье Бриони»
-- А достигнув желаемого результата, обломались?
-- Да какое там! Три тренировки в неделю постоянно, иначе при моем режиме работы перестаешь нравиться не только женщинам, но и себе. Если хотите, называйте это реальным прагматизмом.
-- Ваш коллега по фракции Нестор Шуфрич выбрал для себя конный спорт, депутат Иван Билас «сигает» с парашютом, а вот вы даже в своем выборе любимого вида спорта производите впечатление такого же осторожного, как и в политике.
-- Просто я бдительный. Скажите, вести 21 января заседание в Украинском доме, не зная еще, каким будет решение Конституционного суда по представлению левых о законности всего происходящего, -- это, по-вашему, как? Если КС вынесет «негативный» вердикт, думаете, я останусь при своей должности? Положу заявление об уходе и пересяду в сессионный зал. Думаю, что это похлеще, чем скачки на лошадях и прыжки с парашютом. По сути, я прыгнул в политическую бездну.
-- Если вы так сильно похудели, то, как я понимаю, вам пришлось полностью поменять свой гардероб? Людмила Кучма как-то в интервью нашей газете призналась, что иногда покупает вещи своему супругу в ЦУМе. А где покупает вам одежду ваша супруга?
-- Моя жена не может похвастаться тем, что выбирает мне вещи. Я все покупаю сам и не потому, что не доверяю женскому вкусу, а просто считаю, что раз мне носить, то мне и выбирать. Руководствуюсь исключительно собственным вкусом, и уверен, что выбранная мною одежда будет нравиться и тем, кому я сам хотел бы понравиться. (Хитро улыбается). А вообще-то я предпочитаю костюмы от итальянского кутюрье Бриони (у которого, кстати, одеваются самые богатые люди мира. -- Авт. ), рубашки и галстуки стараюсь покупать у него же. Это моя привязанность последнего года, а что будет завтра -- посмотрим.
-- Член вашей фракции Леонид Кравчук как-то признался, что у него есть «улетная» малиновая жилеточка, которая на самом деле -- бронежилет. А у вас есть подобный предмет гардероба?
-- У меня не то что малиновой жилеточки, но даже малинового пиджака нет. И тем более бронежилета.
-- Но охрана-то из четырех человек у вас есть. Получается, вы все-таки кого-то боитесь?
-- Да никого я не боюсь. Госохрана мне положена по закону, как первому заместителю председателя Верховной Рады.
-- Вас охраняют все 24 часа в сутки?
-- Да кто им позволит! Мое личное время -- это мое личное время.
«Еще несколько столетий -- и в Украине почти все начнут декларировать свои реальные доходы»
-- Расскажите, а как уживаются в одной семье два адвоката? У вас с супругой возникают чисто профессиональные споры?
-- Ни у нее, ни у меня для этого нет времени. Я целыми днями на работе: прихожу ночью и ухожу спозаранку.
-- Член фракции СДПУ(о) и, как и вы, юрист Василий Костицкий рассказывал мне, что у них с супругой заключен брачный контракт, где подробно оговорены обязанности сторон и указано, что кому достанется из материальных благ в случае развода. А как у вас с этим?
-- Это гипотетическая ситуация. Если это произойдет, то все будет мирно и на самом высоком уровне. Я себя считаю человеком порядочным и добросовестным, и эти принципы превыше любых аспектов юриспруденции. Считаю, что нам с женой не нужен брачный контракт.
-- Вы живете, можно сказать, в элитном доме: ваши соседи -- сплошь известные банкиры. Например, г-н Мирошник -- президент банка «Инко», а Юрий Лях -- глава правления Украинского кредитного банка. Вы заходите к ним иногда по-соседски одолжить, например, щепотку соли?
-- Да зачем мне соль в 12 часов ночи? Но мы действительно дружим, образно говоря, домами. С Ляхом, например, мы не только друзья, но и бывшие партнеры по бизнесу. Вместе отмечаем все дни рождения, а в новогоднюю ночь успеваем посидеть за несколькими столами, переходя из квартиры в квартиру.
-- В бытность совладельцем крупнейшей юридической фирмы «Би. Ай. Эм» вы не скрывали свои многомиллионные доходы. Скажите, сейчас, при такой огромной занятости, успеваете тратить ранее заработанные деньги?
-- Когда как. Но если вы намекаете, не нужен ли мне помощник в плане тратить деньги, то скажу, что для этого у меня есть партия и мой депутатский округ, где я трачу очень много личных средств. Более того, свою зарплату, начиная с прошлого еще созыва, (и теперь уже, кстати, с 1 марта повышенную) я отдаю в школу-интернат в Иршавском районе Закарпатской области. Что же касается других доходов, то я и сейчас продолжаю зарабатывать деньги. Ведь по закону мне не запрещается быть владельцем тех или иных структур. И если дела в них идут успешно, то я, естественно, получаю дивиденды. Но все свои доходы я декларирую, и только за прошлый год я уплатил около одного миллиона гривен налогов. И если Николай Азаров в 1995 году заявлял, что в Украине всего семь человек обнародовали миллионные доходы (всех их я знал лично), то буквально на днях он сказал, что в 1999 году «миллионеров» уже тридцать. Вы видите, какой прогресс! Еще несколько столетий -- и в Украине почти все начнут декларировать свои реальные доходы.
«Льготами народного депутата для бесплатного проезда в транспорте никогда не пользуюсь»
-- Но все же, признайтесь, какие-то безумные покупки вы совершаете -- яхты, скажем, самолеты? В каком из земных благ не может себе отказать лидер партии?
-- Наверное, это нескромно, но в личных нуждах я себя не ограничиваю. Если бы мне нужна была яхта, я мог бы ее купить. Но она мне без надобности, так же, как и самолет. В тех структурах, к которым я имею отношение, есть свои самолеты, и когда мне бывает нужно куда-либо слетать, я могу ими воспользоваться на законных основаниях, как и любым другим видом транспорта. А вот льготами народного депутата для бесплатного проезда в транспорте никогда не пользуюсь.
-- А на Кипр или, например, на Канары вы можете махнуть не раздумывая?
-- Да хоть каждый день, если есть время, причем на чартерном рейсе. Судите сами: если я задекларировал такой доход, то неужто не могу себе позволить Канары или новый «шестисотый» мерседес? Да хоть каждый месяц! Но мне этого не нужно. А вот на Кипр я езжу отдыхать, так как очень люблю эту страну. Более того, у меня там есть в собственности квартира, даже лицензию Нацбанка получил на ее приобретение. Каких-то два с половиной часа в самолете -- и ты на Кипре!
-- Насколько я знаю, вы не гурман. Получается, что и на изысканные деликатесы вы не тратитесь?
-- Это правда. Я люблю жареную картошку, яичницу и обыкновенные сосиски. Могу это есть каждый день, даже по нескольку раз. И, что интересно, не страдаю от однообразия пищи. Правда, ем-то всего один-два раза в день -- больше просто не позволяю себе.
-- Могу предположить, что вас частенько находят бывшие одноклассники из Мотовиловки или же бывшие коллеги-адвокаты и обращаются с различными просьбами. Как вы на это реагируете?
-- Меня постоянно о чем-то просят. Стараюсь никому не отказывать, делаю то, что могу для них сделать. Если вы хотите конкретный пример, то скажу, что многим своим одноклассникам я помогал в трудоустройстве. Особенно за последние пять-шесть лет.
-- Позвольте вам не поверить: на собственном опыте убедилась, что к вам очень нелегко пробиться. Где уж тут одноклассникам!..
-- Это у меня к журналистам особое отношение. А одноклассники звонят в приемную, их соединяют со мной без проблем. До недавнего времени даже мой домашний телефон был в горсправке, но несколько месяцев назад его убрали. Причем это не мое пожелание, а требование определенных инструкций.
-- Вы родом из Красноярского края России. Считаете ли вы, что, останься вы там, ваша политическая карьера сложилась бы совсем по-иному? Как-то не вписываетесь в образ российского политика -- эпатажного и раскованного
-- Кто знает, может, я бы уже давно был председателем Госдумы. Да, я никого не обливаю водой, как Жириновский, но и грязью тоже. Как юрист, я привык отвечать за каждое свое слово и ко всему относиться взвешенно. Да и темперамент у меня другой. И когда говорят, что я политик-прагматик, то полностью с этим соглашаюсь. Но вы себе даже не представляете, как порой хочется сказать человеку о том, что он из себя представляет на самом деле! А приходится сдерживаться.
«После пяти лет обучения в Швейцарии моя дочь свободно говорит на трех языках»
-- Признайтесь, вы сентиментальный человек? Смахивая дома пыль с многочисленных статуэток «Прометей-престиж», вы грезите о новых достижениях на профессиональном поприще?
-- Во-первых, я их храню не дома, а на работе. Но мне приятно признание моих заслуг, хотя я не считаю это проявлением сентиментальности. А когда у меня плохое настроение, то, придя домой, я достаю свои ордена (у г-на Медведчука есть два ордена «За заслуги». -- Авт. ) и любуюсь ими. Самое интересное, что я никогда их не надевал. Иногда думаю: вот заслужу когда-нибудь третий орден, тогда все три и надену. Потом и самому смешно становится.
-- Вы частенько появляетесь на светских мероприятиях. Это вы по натуре такой тусовочный человек, или протокол обязывает? А может, это необходимая составляющая имиджа публичного политика?
-- Вот чего я за собой не замечал, так это присутствия на светских мероприятиях. Избегаю всяческих тусовок, поскольку не люблю светиться. А если вы имеете в виду футбольные матчи, то прихожу туда из удовольствия, а не для того, чтобы посидеть рядом с Президентом. Да и для Леонида Даниловича футбол -- это, прежде всего, удовольствие.
-- Не потому ли вы так любите профессиональный футбол, что он приносит хорошие дивиденды?
-- Футбол не приносит дивидендов не только мне, но и, к сожалению, клубу «Динамо-Киев». Это пока затратный механизм, и сегодня я, Суркис и другие мои друзья через бизнес-структуры финансируем команду. И делаем это по призванию.
-- Но ведь о продаже киевских футболистов в зарубежные клубы за баснословные суммы просто легенды ходят
-- Почему не говорят о строительстве базы для «Динамо», которая стоила 25 миллионов долларов, или, например, о поездках команды на тренировочные сборы стоимостью в 100--200 тысяч долларов? Зато по поводу продажи Андрея Шевченко судачат все. Но если свести дебит с кредитом, то у клуба получается пока «минус».
-- Социал-демократы выступают за равные права и возможности. Но свою дочь вы отправили учиться за границу -- что, не доверяете отечественным вузам?
-- Просто хотел, чтобы моя дочь владела несколькими языками. И сегодня, после пяти лет обучения в Швейцарии, она свободно говорит на трех языках и там же будет дальше учиться. Недавно она поступила в университет по специальности «международные отношения и право», а когда его закончит, то, без сомнения, будет работать в Украине и на благо Украины.
«Facty i kommentarii «. 28 апреля 2000. Политика
1032
Читайте нас у Facebook