Маленьких изгоев никто не любит
Невинные рабыни
Об этих ребятишках говорят, что они не умеют улыбаться. Но с чего им радоваться, если взрослые всю ночь пьянствовали и дрались? Дема (три годика), Игорек (пять лет), Вика и Кристина, соответственно восьми и одиннадцати лет, до утра жались друг к дружке, дрожа от страха. А с рассветом, чтобы не попасть под тяжелую руку кому-нибудь из пьяниц, потихоньку собрались и пошли на улицу -- попрошайничать. Чтобы добытыми трофеями задобрить хозяйку квартиры «тетю Свету», в свое время лишенную родительских прав и побывавшую на зоне алкоголичку. В такой вот обычный для ребят «рабочий» день и произошла наша встреча.
Как выяснилось, одной коммунальной семьей сегодняшние обитатели «притона» (так называют эту квартиру соседи) зажили около года назад. Мать Демы и Игоря, тоже отсидевшая срок, в беспробудном пьянстве продала свою квартиру и перебралась к Светлане. И мать Вики и Кристины жила у нее, покинув в родном селе дом, сына и мужа -- любовь к спиртному, объединявшая ее с хозяйкой, оказалась, видать, сильнее. Вскоре женщина умерла от цирроза печени, а ее малышки так и остались жить у Светланы. Эта дама тридцати с лишним лет смекнула, что их можно с выгодой использовать. В то время как другие дети сидят в школах за партами, она учит девочек побираться, а теперь стала привлекать Кристину к торговле цветами, грибами, ягодами -- по сезону. И еще, как поговаривают, краденым добром с дач и кладбищ.
В их квартиру на первом этаже киевской девятиэтажки, где на окнах вместо штор -- тряпки, приходят «кавалеры», в основном молодые парни лет до двадцати семи. На глазах у детей они не только пьют, но и развлекаются в постели с хозяйкой и ее компаньоншей. А с недавних пор Светлана стала предлагать своим собутыльникам хорошенькую 11-летнюю Кристинку, порой -- заодно с Викой. В награду малолетние наложницы получают кулечек конфет. Имеет свой куш, естественно, и хозяйка. Об этих оргиях дети по наивности своей разболтали соседям, причем в таких крепких выражениях, каких даже взрослые стесняются.
-- В июле этого года я сообщила о том, что творится в квартире, инспектору по делам несовершеннолетних Шевченковского района, -- рассказала 60-летняя Евгения Федоровна, проживающая по соседству. -- Спустя два месяца позвонила опять, поскольку дети продолжали бедствовать по-прежнему. Дней через десять наконец приехала милиция, и девочек забрали в приют. Подумалось: «Слава Богу, дети спасены». А через пару недель Светка увела их, когда они были на прогулке -- невыгодно ей без маленьких рабынь. Так они вновь появились в нашем дворе.
Уже год чужая женщина кормит беспризорников
К этим детям, похожим на запуганных зверьков, другие родители запрещают своим чадам даже приближаться, пугая вшами, туберкулезом, прочими напастями. Маленькие изгои твердо усвоили: «Мы не такие, как все, мы плохие». Но в их кротких глазах нет злости -- только боль и страх. И эти глаза не дают покоя еще одному, кроме Евгении Федоровны, человеку, простой доброй женщине из соседнего дома -- тете Нине, которая около года каждый день их подкармливает.
-- Опять пришли? -- открыла при мне дверь им Нина Васильевна. Вздохнув, потрогала лоб маленькому Деме и всплеснула руками. -- Да ты, никак, болен!
Вынесла в коридор табуретки, миски с теплым супом, отдельно для Демы -- кашу из тыквы, которую он очень любит. Малыши уплетали обед, сжимая ложки в кулачках, так что проходившая мимо девочка шепнула матери: «Смотри, они неправильно ложки держат!» Потом Игорек пытался дать выворачивающемуся Деме принесенную тетей Ниной таблетку от простуды. И, получив «на дорожку» пакет сладких палочек, все четверо снова отправились на улицу.
Разговаривая с детьми, я слышала в ответ на мои вопросы в основном односложные «да» или «нет». Оказалось, почти так же неразговорчивы они с Ниной Васильевной и Евгенией Федоровной. «Запуганы ребята очень», -- объяснили мне женщины. Но из Игорька удалось вытянуть целое слово. «Где сейчас твоя мама и что она делает?» -- спросила я. «Читает», -- тихонько сказал мальчик. Ответ тронул меня до глубины души. Как же он старался показать свою маму с лучшей стороны!..
Тетя Нина, работающая продавцом в универмаге, не только кормит, но и одевает ребятишек. Не может она без боли смотреть на их ветхую одежонку, прохудившуюся обувь и промокшие ножки -- выпрашивает вещи то на работе, то в доме у соседей. Время от времени помогает церковь.
-- Не скажу, что мать мальчиков совсем уж беззаботная, -- рассказывает Нина Васильевна. -- Вечером она идет их искать, ведь Светка только переночевать пускает (впрочем, переночевать у нее может любой, кто принесет бутылку). Целыми днями бродят они неприкаянные. Особенно жалко трехлетнего Дему, он ведь сильно устает: присядет на скамеечку, к земле клонится. Ему бы, как положено в его возрасте, поспать днем. Летом еще ничего, а зимой насмерть замерзнуть может.
Хотя держится Нина Васильевна с ними строго (даже порой прикрикнуть может: «Что же ты, недотепа, суп разлил!»), детишки перед нею благоговеют. Особенно к ней тянется Демочка. Завидит на улице, бежит: «Тетя Нина!» Для этих деток она -- единственный островок доброты. Бывало, набросится на Игорька прямо на улице с кулаками пьяная мать. «Мамочка, только не бей!», -- умоляет мальчик, прикрываясь руками. Все проходят мимо, а тетя Нина защищает: «Не бейте их. Они у вас такие хорошие »
Детей нужно спасать, пока не поздно
Многие соседи щедрости души этой женщины не понимают. «Вы что, -- спрашивают, -- в столовой работаете?» А некоторые, когда она кормит детей на лестничной клетке, бросают с раздражением: «Развели тут » Или называют «чокнутой». Конечно, такая слава ей ни к чему. Поэтому легенду себе придумала в «оправдание»: мол, работает в обществе милосердия. Теперь стали относиться с большим пониманием. Нина Васильевна также призналась, что ей очень трудно кормить «приемышей», ведь доходы у нее невелики. А дети, бывает, по два раза в день приходят. Ведь то, что она им дает, чаще всего для них единственная еда. Поворчит женщина, но разве их прогонишь, когда сердце от жалости сжимается? Правда, если бы не помощь дочери, которая вышла замуж и живет отдельно, то не смогла бы она так о них заботиться.
-- Что-то не так с нашими законами, раз они не могут защитить детей от насилия, голода, обездоленности, -- продолжает Нина Васильевна. -- Ведь сколько уже горя хлебнули они за свою коротенькую жизнь! Скоро какой-нибудь пьянчуга поднесет им чарочку -- и пойдут они по стопам родителей. Ребятишек нужно спасать немедленно!
В службе по делам несовершеннолетних Шевченковского района нам сообщили, что о Кристине и Вике знают, а вот про Игоря и Дему впервые слышат. Сказали, что будут заниматься детьми, но для этого требуется время -- мол, застать их сложно. Например, чтобы забрать девочек в приют в прошлый раз, пришлось приезжать трижды Видимо, «ФАКТАМ» везло больше: наведавшись во двор четыре раза, мы всякий раз находили детей без особого труда.
502Читайте нас у Facebook