«Норма по замене шпал у нас была в десять раз больше, чем у местных рабочих. Обещанных за каторжный труд долларов по окончании контракта никто не получал»
Однажды житель Запорожья Андрей узнал от знакомого о том, что проводится набор людей для работы в Российской Федерации по демонтажу шпал на Дальнем Востоке. Условия полугодичного контракта были хорошие: зарплата — 800 долларов в месяц, бесплатные питание, проживание и проезд в оба конца. Будучи на тот момент на мели, Андрей с радостью ухватился за заманчивое предложение. Тяжелая физическая работа не смущала — при таких-то заработках! В Запорожье он вернулся через пять месяцев. С сотней российских рублей в кармане. Оказалось, парень стал жертвой преступников, не один год снабжавших россиян фактически дармовой рабочей силой.
«Бросить работу и уйти никто не мог: документы у бригадира, денег нет, вокруг тайга, связь отсутствует»
- Вместе со мной отправились еще 70 человек, — рассказывает Андрей. — Приехав на место, мы не обнаружили никакого приемлемого жилья, нас поселили в железнодорожных вагонах, по два человека в купе. Документы отобрали, вкалывать заставляли по 14-16 часов в сутки. Порядки были очень жестокие: наш бригадир мог и в драку полезть, если его что-то не устраивало, и оштрафовать. Один рабочий как-то выпил сто граммов, его тут же поставили перед фактом: минус 10 процентов заработка. Денег мы на руки не получали, можно было только раз в месяц заказать продукты, которые привозили по баснословным ценам. Хорошо, что хоть сигареты и чай выдавали регулярно.
Нагрузки были колоссальные, норма на двоих — от 40 до 50 шпал в день, вес шпалы — до 100 килограммов. Местные путейцы за то же время меняли пять-шесть шпал. И заработок у них был гораздо больше. Кормили нас очень плохо: каши на воде, макароны и хлеб. Мясных продуктов не давали вообще. Постельное белье поменяли один раз за четыре месяца. Стирать некогда было, приходили с работы, перекусывали, чем придется, и ложились спать.
В таких условиях требовалось отработать полгода. Уйти было нереально: документы у бригадира, денег нет, вокруг тайга, связь отсутствует. Один из моих напарников сбежал. Как жил в лесу, неизвестно. Его нашли в конце сезона и опять заставили работать. Я до конца вахты не выдержал, у меня начались мучительные приступы гипертонии. Видя, что проку от такого работника мало, начальство выдало мне денег ровно на дорогу. Обещанных долларов за каторжный труд так и не получил
Практика найма иностранных граждан на тяжелую работу в России достаточно распространена. Министерство путей сообщения РФ выделяет огромные средства на ремонт и реконструкцию железной дороги, в том числе на смену и укладку шпал. За счет госбюджета строителей обеспечивают всем необходимым, иначе людей в тайгу не заманишь. На этом и сыграли мошенники, создав, по сути, конвейер, снабжающий железные дороги Хабаровского и Приморского краев бесплатной рабочей силой. Средства, выделяемые на проезд, жилье и нормальное питание, оседали в карманах местных работодателей и запорожских вербовщиков. Обманутые украинцы, отпахав по полгода и не получив денег, возвращались домой без желания что-то доказывать и искать справедливости.
«Вербовщики имеют шикарные квартиры и автомобили, недвижимость в Испании и Объединенных Арабских Эмиратах»
Более двух лет работал нелегальный канал поставки «рабов» из Запорожья в Россию. Конец преступной деятельности положила милиция, задержавшая в середине апреля пятерых жителей областного центра. Всем предъявлено обвинение по статье «Торговля людьми». Подобный «бизнес» предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 12 лет.
- Группировка обманным путем вывозила людей для трудовой эксплуатации преимущественно в Хабаровский и Приморский края, — говорит сотрудник Запорожского облуправления по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, Игорь Ворона. — Жалобы о творимом вербовщиками беспределе стали поступать к нам в прошлом году. У нас есть данные, что их жертвами стали более ста жителей Запорожья и области. Кто-то недополучил 20 тысяч гривен, кто-то — больше. Точное количество пострадавших установить сложно: некоторые еще пашут на нашего северного соседа, кроме того, не все заявили об обмане. Судьба ряда завербованных до сих пор не известна. Так, мать одного из парней, уехавших на заработки на Дальний Восток, говорит, что новостей от сына нет с июля прошлого года. Другого пропавшего международная организация миграции вернула буквально на прошлой неделе. Он был завербован еще в 2007-м, убежал и поселился где-то в Сибири.
- Сотрудничаете ли вы со своими российскими коллегами?
- Да, в рамках расследования уголовного дела. Железная дорога в России — государственное предприятие. Там все законодательно упорядочено: если в день положено менять пять шпал, то столько рабочие и меняют. Но вокруг железной дороги множество посредников, которым все равно, кто и сколько трудится. Запорожская группировка привозила рабочих, у них отбирали документы, выдавали за труд копейки, а полученные от государства деньги за выполненный объем работ клали себе в карман. Естественно, в этом замешана и принимающая сторона. Выяснить всю схему помогают российские коллеги.
- Что можно сказать о запорожских организаторах преступного бизнеса?
- Мужчинам по 35-45 лет, они не работают. В ходе следствия выяснилось, что эти люди имеют шикарные квартиры и автомобили, недвижимость в Испании и Объединенных Арабских Эмиратах. Один из вербовщиков, например, отстроил четырехэтажный особняк в престижном районе Запорожья. Во время обыска в его доме, длившегося несколько часов, кроме документов на недвижимость, изъяли оружие и деньги. Хозяин при этом держался спокойно. На имущество организаторов «бизнеса» наложен арест, заблокировано несколько банковских счетов.
Милиция пока о многом не говорит журналистам, расследование этого громкого дела в самом разгаре. Но правоохранители уверены: вскрытая преступная организация — только вершина айсберга. Не исключено, что вербовочные пункты, подобные запорожскому, действовали по всей Украине. Количество наших сограждан, пропавших без вести на российских просторах, может исчисляться десятками.
3967Читайте нас у Facebook