В Киевском военном лицее им. Богуна за прошлый год каждый седьмой учащийся пострадал от дедовщины
К сожалению, в армии стараются не выносить сор из избы. Либо пытаются решить проблему самостоятельно, либо закрывают на нее глаза. До тех пор, пока о каком-нибудь чрезвычайном происшествии не становится известно за пределами воинской части. Видимо, такая же ситуация до недавнего времени складывалась и в Киевском военном лицее имени Ивана Богуна — одном из самых престижных на территории бывшего Советского Союза учебных заведений по подготовке будущих офицеров. Здесь с интервалом в три недели произошло два серьезных инцидента. Сначала около десятка лицеистов в течение дня так избивали своего товарища, что парень попал в больницу с разрывом селезенки. А потом другой курсант пришел в медицинскую часть со следами ожогов от утюга на теле. Оказывается, старшекурсники целый год вымогали у 14-летнего лицеиста деньги и пытали его.
«Был у меня один лицеист, который на гражданке жил в двухэтажной квартире площадью 400 квадратных метров»
Готовясь к интервью с руководством лицея имени Ивана Богуна, я посетил несколько интернет-форумов, на которых своими мнениями делились родители лицеистов и выпускники. Общая картина выглядела так: в этом учебном заведении учиться престижно, но будущие курсанты побаиваются неуставных взаимоотношений. Причем не только со стороны других лицеистов, но и со стороны офицеров. Здесь еще помнят, как в 2007 году командир одной из рот ударом кулака повредил 15-летнему курсанту барабанную перепонку.
Напомним, что все началось тогда с конфликта между двумя лицеистами. Офицер вызвал к себе обоих и ударил кулаком по уху зачинщика драки. В результате 15-летний подросток был госпитализирован. И хотя майор утверждал, что не занимался рукоприкладством, что пострадавший лицеист и учится плохо, и не дисциплинированный, все же приказом министра командира роты разжаловали в рядовые и уволили из лицея.
Больше о случаях, когда офицеры поднимали руку на лицеистов, слышно не было. Зато, судя по комментариям на форумах, в этом учебном заведении процветает неуставщина. Старшие вымогают у младших деньги, заставляют выполнять за себя какую-то работу. А то, что произошло в лицее в этом году, шокировало многих. Скрывать факт избиения десятком лицеистов своего однокурсника и пытки утюгом другого было уже невозможно. Эти две истории быстро стали достоянием прессы.
— Не секрет, что в нашем лицее учатся дети из семей с разным достатком, — говорит нынешний начальник военного лицея Даниил Романенко. — Есть сироты, а есть и сыновья очень богатых родителей. Вот был у меня один лицеист, который на гражданке жил в двухэтажной квартире площадью 400 квадратных метров. Ему очень сложно было привыкнуть к жизни в казарме вместе с сотней других лицеистов. Пришлось приучать его к порядку. Гувернанток у нас нет. Лицеисты сами убираются в помещении. В 14 лет таким детям еще многому надо учиться. В первую очередь — жить по распорядку дня. Но мы стараемся воспитать из обычных пацанов гордость украинской армии. Рассказываем им о героях-украинцах. Увы, не каждый офицер сейчас знает, какие подвиги совершил Кожедуб или, скажем, Маринеско. А лицеисты это знать обязаны. И должны стремиться быть такими же, как они.
- Лицеистов воспитывают в духе патриотизма, стремятся сделать из них настоящих мужчин. Но как же тогда получилось, что около десятка курсантов длительное время избивали своего товарища? Как вышло, что будущие офицеры пытали 14-летнего подростка, который учится с ними бок о бок?
— За всем надо следить. Я не могу говорить о компетентности предыдущего руководства лицея. После тех случаев в нашем учебном заведении началась проверка Министерства обороны, работала военная прокуратура. В результате начальник лицея полковник Тхоржевский приказом министра был освобожден от занимаемой должности. Был также уволен его заместитель по воспитательной работе. Со своей стороны могу пообещать, что сделаю все возможное, чтобы искоренить всякие проявления неуставных взаимоотношений.
- Вы всегда знаете, что происходит по ночам в казармах, где одновременно проживает по сотне лицеистов?
— Я просто обязан знать об этом. Начальник лицея должен быть еще и педагогом. Скорее всего, были серьезные упущения в работе предыдущего руководства.
- А к кому, кроме командиров, лицеисты могут прийти со своими проблемами? Ведь подобное общение с офицерами у курсантов наверняка, как и в армии, не приветствуется? Если рассказываешь командиру о том, что происходит в казарме, становишься стукачом?
— В каждой роте есть психолог. О своих проблемах лицеисты всегда могут ему рассказать.
«Все, бабушка, теперь меня точно убьют»
О том, что на самом деле стало причиной избиения лицеиста, так никто и не узнал. И пострадавший, и виновники этого чрезвычайного происшествия молчат, как партизаны.
— Я не держу зла на тех мальчишек, которые избивали моего внука, — делает неожиданное признание Людмила Александровна, бабушка пострадавшего лицеиста Александра, которая работает в медицинской части лицея. — Самое главное, что врачи спасли Сашу, он не остался калекой. А вот что они там не поделили, внук не рассказывает даже мне.
- Но как же вы можете не держать на них зла? — удивляюсь я. — Вашего внука едва не убили!
— Для меня здоровье Саши важнее мести. Я даже заявление в милицию не писала.
- Когда начался конфликт и сколько времени он длился?
— Подростки в таком возрасте очень скрытные. Стараются не посвящать взрослых в свои проблемы. Я, может быть, сама виновата: слишком поздно заметила, что с внуком что-то не так.
В тот день в лицей приехали курсанты из другого города. Для того чтобы освободить на время им место в казармах, руководство приняло решение отпустить домой некоторых лицеистов, родители которых живут в Киеве. В число счастливчиков попал и Саша. Казалось бы, парень должен радоваться, но он пришел домой чернее тучи. «Все, бабушка, теперь меня точно убьют», — сказал Саша Людмиле Александровне.
— Сколько я не спрашивала о том, что произошло, внук отмалчивался, — вспоминает женщина. — Весь следующий день звонила ему на мобильный. В медицинской части я дежурю сутки через трое. В тот день была не моя смена, и я осталась дома. Саша не брал трубку, а к вечеру позвонил сам. Говорит: «Бабушка, забери меня с остановки, мне тяжело идти». Я выскочила на улицу и вижу, что внук стоит бледный и держится за фонарный столб. Привела Сашу в квартиру, раздела — а у него все тело в синяках.
Утром Людмила Александровна отвезла внука в госпиталь. Оказалось, что у парня отбита селезенка и ему необходима срочная операция.
Как стало известно «ФАКТАМ», Сашу уже не первый день избивали прямо на переменах. Загоняли в угол и колотили руками и ногами. Только один раз расправу удалось остановить учительнице английского языка.
«Когда рота пошла на обед, Саша лежал без сознания в классе»
— В тот день Сашу били на каждой перемене, — вспоминает Людмила Александровна. — Как раз когда в класс зашла учительница, моего внука запихивали в шкаф. Видимо, для того, чтобы скрыть следы побоев. Учительница не дала этого сделать. Как я потом узнала, когда рота пошла на обед, мой внук лежал в классе без сознания. И его никто не хватился!
Инцидент получил огласку, и в лицее началась проверка. Оказалось, что к избиению Александра причастны более десяти лицеистов.
— К чести родителей тех, кто избивал моего внука, они извинились и передо мной, и перед Сашей, — говорит Людмила Александровна. — Даже лекарства принесли для его лечения. А Саша пришел в себя только после нескольких операций. Бог им судья. Внук летом закончил обучение в лицее. Сейчас продолжает учебу в одном из столичных вузов. Еще не решил, будет ли он связывать свою жизнь с армией.
Едва в военном лицее завершилась проверка этого случая, как произошло новое ЧП. В медсанчасть обратился 14-летний первокурсник со следами ожогов от утюга на теле. Оказалось, мальчишку пытали старшие лицеисты. В течение года у парня вымогали деньги. Первокурснику не оставалось ничего другого, как просить эти деньги у своих родителей, якобы на нужды лицея. Но суммы постоянно росли. Если в начале учебного года подросток брал у родителей по 50 гривен, то к весне суммы возросли до 200. За один учебный год «на нужды лицея» первокурсник вынес из дома три с половиной тысячи гривен. Когда родители начали подозревать, что тут что-то не так и перестали давать сыну деньги, вымогатели решили перейти к более серьезным мерам воздействия. Однажды, когда у лицеистов было свободное время, старшекурсники завели парнишку в бытовую комнату и начали прижигать его раскаленным утюгом. Криков мальчишки — а он орал, как резаный — почему-то никто не услышал.
Свою оценку компетентности руководства лицея, как мы уже говорили, дало Министерство обороны. Начальник лицея и заместитель начальника по воспитательной работе были освобождены от занимаемой должности. Кстати, комиссия министерства установила, что в прошлом году от неуставных взаимоотношений пострадали 105 из 760 лицеистов! То есть почти каждый седьмой курсант.
К сожалению, о выводах комиссии «ФАКТАМ» не удалось узнать в министерстве, несмотря на то, что его руководство заявляет, что неприятные для себя факты скрывать не намерены. А вот пресс-служба Министерства обороны решила проигнорировать несколько обращений нашей газеты с просьбой разъяснить ситуацию в военном лицее. Первое осталось без рассмотрения по причине смены руководителя пресс-службы. Второе было утеряно, на третье официальное обращение решили нам не отвечать вовсе. Поэтому информацию о том, что в прошлом году в Военном лицее имени Ивана Богуна от неуставных взаимоотношений пострадал почти каждый седьмой лицеист, мы узнали от наших коллег из газеты «Комсомольская правда».
Первый заместитель военного прокурора Центрального региона Украины Алексей Зелинский в интервью «ФАКТАМ» сказал, что собранные прокуратурой материалы проверки были переданы в правоохранительные органы.
— Военная прокуратура может возбудить уголовное дело, только если в нем будут фигурировать офицеры, — говорит Алексей Владимирович. — Лицеистами занимается милиция. Но мы свою работу выполнили, дав жесткую оценку инциденту. У нас в отношении сотрудников военного лицея имени Ивана Богуна в настоящее время есть только одно уголовное дело, связанное с незаконным оборотом лекарств, содержащих наркотические вещества.
Сегодня в лицее страсти вроде бы поутихли. Лицеисты утверждают, что случаи неуставных взаимоотношений не повторяются. Но комментарий ЧП на одном из интернет-форумов настораживает. «Эту историю раздули журналисты, — пишет один из участников форума. — Да, одного пацана чуть не убили, другого утюгом пытали. Но так называемые пострадавшие виноваты сами, потому что они маменькины сынки. Таких били и будут бить всегда». Подпись под этим сообщением: «Выпускник лицея».
4088Читайте нас у Facebook