ПОИСК
Події

«Мы не сразу поняли, что на ветке висит мальчик… Больше это было похоже на манекен»

16:48 8 квітня 2011
Благодаря череде счастливых случайностей двое бойцов Государственной службы охраны спасли 15-летнего подростка, который повесился из-за ссоры со своей девушкой. Когда парня вытащили из петли, он уже не подавал признаков жизни

Уже стемнело, и шансов на то, что его заметят болтающимся на дереве и спасут, у Олега было мало. Метрах в тридцати, около подъезда многоэтажки, сидели какие-то ребята, но они могли его и не заметить. Позже 15-летний подросток признался: тогда сам не ведал, что творил. Набрал по памяти знакомый номер телефона и что-то произнес в трубку, затем вытащил из кроссовка шнурок и один его конец закрепил на ветке дерева, а на другом сделал петлю. Еще немного — и все для него закончилось бы. Надежд на спасение уже почти не оставалось. Если бы не череда счастливых случайностей.

«Оказалось, что кто-то из продавцов нажал на тревожную кнопку… по ошибке»

Случайность первая заключалась в том, что неподалеку от того места, где вот-вот должна была разыграться трагедия, в одном из магазинов сработала сигнализация.

*Прапорщик Сергей Муленко (справа) и инспектор Александр Хливной показывают дерево, с которого они снимали Олега.

 — Наша смена уже подходила к концу, — вспоминает инспектор Александрийского отдела государственной службы охраны Александр Хливной. — В тот момент, когда была получена информация, что в гастрономе сработала сигнализация, мы с водителем Сергеем Муленко находились неподалеку от магазина. Нам дается всего три минуты на то, чтобы оказаться на месте. Такой норматив существует еще со времен Советского Союза.
«Лада» с двумя сотрудниками службы охраны примчалась на месте уже через минуту. Магазин работал. Никаких признаков тревоги не было.

РЕКЛАМА

 — Оказалось, что кто-то из продавцов нажал на тревожную кнопку… по ошибке, — говорит Александр Хливной. — Знал бы он тогда, насколько важной оказалась эта ложная тревога для 15-летнего подростка, который в сотне метров от магазина как раз затягивал петлю на своей шее.

Оформив протокол о ложной тревоге, Саша и Сергей собрались возвращаться в управление, чтобы сдать смену. Но вместо того чтобы поехать на базу той же дорогой, по которой они прибыли на вызов, бойцы службы охраны решили немного сократить путь. Это была вторая счастливая случайность.

РЕКЛАМА

* На ветке до сих пор закреплен конец шнурка, которым воспользовался мальчик

— Мы, пожалуй, ни разу в жизни там не ездили, — улыбается прапорщик Сергей Муленко. — До управления добраться тем путем можно быстрее, сокращается несколько сотен метров. Хотя дорога там ужасная — одни ухабы. Но какая-то сила повлекла нас именно туда.

РЕКЛАМА

Третьей счастливой случайностью стало то, что фары милицейской «девятки» как бы невзначай выхватили из темноты висящую на дереве фигуру.

 — Могли проехать и ничего не заметить, — говорит Сергей Муленко. — Хорошо, что Саша в сторону посмотрел. Честно говоря, мы не сразу и поняли, что на ветке висел мальчик. Это было больше похоже на неподвижный манекен. Я ведь висельников до этого момента никогда не видел. Но Саша крикнул мне: «Это, кажется, человек!» Времени на раздумья не оставалось.

- Вы решили снять его с дерева? А как же инструкция? Согласно ей на месте происшествия ничего нельзя трогать до приезда следственно-оперативной группы.

 — Но тогда парня уже никто бы не спас, — хмурится Александр Хливной. — Честно говоря, в тот момент меньше всего думали об инструкции.

«Я спросил: «Умеет кто-то делать искусственное дыхание?» Но все вокруг только руками развели»

- Парень, висящий на дереве, подавал какие-то признаки жизни? — спрашиваю бойцов службы охраны.

 — Скажем так, он был теплый, — говорит Александр. — Тогда мне показалось, что человека еще можно спасти. Это мы рассказываем долго. А на самом деле все происходило очень быстро. Еще пару секунд мальчишка провисел бы в петле — и спасать было бы уже некого.

От подъезда подбежали ребята, которые тусовались возле лавочки. Оказывается, они видели какого-то подростка, который прошел мимо них пару минут назад.

 — Он был чем-то очень расстроен, — скажет потом один из ребят оперативникам. — Прошел мимо нашей лавочки, не поднимая головы. Позже мы случайно увидели, что на дереве кто-то висит. Почему-то подумали, что тот парень решил над кем-то подшутить. Знаете, как веревку под одеждой продевают и будто вешаются. А потом с одного из балконов что-то прокричала женщина. Вскоре милиция приехала. И мы поняли, что это не шутка.

С помощью этих ребят бойцы службы охраны сняли 15-летнего Олега с дерева. Мальчишки вместе с Сергеем Муленко поддерживали парня за ноги, а Александр Хливной перерезал шнурок от кроссовка, на котором повесился подросток.

 — Парень уже даже не хрипел, — вспоминает Александр. — Я поднялся на цыпочки, чтобы перерезать веревку ножницами, а другой рукой пытался ослабить петлю на шее мальчишки.

Олега аккуратно положили на ровную поверхность. Прибежала женщина, которая кричала на балконе.

 — Она очень удивилась, что милиция так быстро приехала, — улыбается Сергей. — Говорит, что увидела с балкона, как повесился мальчик, и тут же начала звонить в милицию и «скорую». А мы уже через пятнадцать секунд оказались на месте!

«Скорая» тоже была на подходе. Но как знать, дождется ли ее парень?

 — Вокруг собралось много народу, — рассказывает Александр. — Я спросил: «Умеет кто-то делать искусственное дыхание?» Но все вокруг только руками развели. И тогда такая миссия выпала мне. Парень не дышал, его пульс почти не прощупывался. Но я почему-то был уверен, что его можно спасти.

Саша принялся делать искусственное дыхание и массаж сердца. Как учили на практических занятиях.

 — Пару вдохов рот в рот, потом два раза надавить на грудную клетку, — говорит Александр Хливной. — Раньше такую процедуру проводил только на манекене. А тут — живой человек. Еще совсем мальчишка. Если переусердствовать — можно и ребра переломать.

- Не страшно было брать на себя такую ответственность?

 — Немного страшновато, — признается Александр. — Но разве в подобные моменты об этом думаешь?

Когда Александр в третий раз нажал на грудную клетку мальчишки, тот неожиданно захрипел и открыл глаза. В толпе зевак радостно загомонили: «Жив!»

 — Это было невероятно, — вспоминает Александр. — У меня получилось! Подросток самостоятельно задышал.

Тут приехала скорая помощь.

 — Мне еще никогда не приходилось спасать висельников, — признается врач «скорой» Елена Бурлакова. — Прибыв на место, я сразу же оценила обстановку. На реанимационные действия нам отводится тридцать минут. К тому времени, как мы приехали на вызов, прошло минут двадцать. Значит, у нас оставалось всего десять минут, чтобы спасти мальчика.

«Когда Олег пришел в себя, первое, что он произнес, было имя его любимой девушки — Полина»

 — Приступать к реанимации прямо на холодной земле я не решилась, — вспоминает Елена Бурлакова. — Мальчишку надо было везти в больницу. На это ушло бы еще минут пять. Но ничего другого не оставалось. Пульсация на сонной артерии паренька была очень слабой. То, что я чувствовала, могло оказаться и пульсацией моих собственных пальцев.

Когда Олега привезли в реанимационное отделение, он подавал лишь слабые признаки жизни.

 — Если честно, то я тогда считала, что шансов выжить у парня очень мало, — вздыхает Елена Павловна. — Двое суток он находился в коме. Дальнейшая судьба мальчишки, мне, увы, неизвестна — после него у нас было еще много пациентов.

- Результат вашей работы сейчас гоняет по Александрии на мопеде, — улыбаюсь я.

Елена Павловна не может скрыть радости:

 — Правда? Он выжил? Боже, как хорошо! Я так переживала. Видимо, не судьба ему была еще умирать. О таких, как он, говорят: «Родился в рубашке!»

Олег пришел в себя лишь на вторые сутки после попытки самоубийства. Первое, что он произнес, было имя его любимой девушки — Полина.

 — Двое суток мы с мужем не находили себе места, — вспоминает мама Олега Нина. — Я чуть сознание не потеряла, когда в половине девятого вечера мне позвонили из милиции и сказали, что мой сын пытался покончить с собой. Никто не давал гарантий, что он выживет. В больнице к Олегу не пускали. Врачи сказали: «Если дотянет до утра, то шанс у него появится». Мы с такой тревогой ждали этого утра. В восемь звоню в больницу, и мне говорят: «Олег в коме, но появилась положительная динамика. Хоть о полном выздоровлении говорить рано. Мог пострадать мозг, а последствия этого непредсказуемы».

Следующие сутки Нина с месячным братиком Олега на руках провела в ожидании возле палаты старшего сына.

 — Придя в себя, он сразу же начал звать Полину, — говорит женщина. — Постоянно спрашивал, почему она не приходит к нему. Тогда я и поняла, что все случилось именно из-за этой девочки.

- А кто она?

 — Полине 13 лет. С Олегом они встречались около года. Хорошая девочка, но сыну не нравились компании, с которыми она водила дружбу. Одни девчонки звали Полину в ночной клуб, другие — в бар пить пиво или какие-нибудь другие слабоалкогольные напитки. Олега все это злило. Он настраивал Полину против ее подружек, а те, в свою очередь, ополчились на Олега.

Сын говорил, что в последнее время Поля начала вести себя странно. Они реже общались и почти никуда не ходили вместе. А ведь такая любовь у них была. Детская любовь, конечно, но в основном они неразлейвода.

- Помните тот день, когда едва не случилась беда?

 — Хорошо помню. У меня не было никаких плохих предчувствий. А иначе разве отпустила бы Олежку из дома? Тогда, в пятницу, сын прибежал из школы, наспех сделал уроки и засобирался гулять. Они с Полей договорились пойти к кому-то в гости. Я сказала Олежке, что он никуда не пойдет, пока не выбьет ковер. Сын надул губы: «Ну мама! Почему я не могу просто спокойно пойти погулять?» Говорю: «Сделаешь дело — пойдешь». Он нехотя выбил ковер и побежал на встречу с подругой. А несколько часов спустя нам позвонили и сказали, что сын пытался покончить с собой.

- Как вы думаете, Олег действительно собирался это сделать или просто кого-то хотел напугать?

 — Как мне рассказывал сын, Поля в последний момент отказалась идти с ним в гости. Думаю, он все же хотел напугать свою подружку. Потому что перед тем, как сунуть шею в петлю, позвонил ей и сказал: «Видишь белую машину во дворе? Я буду тебя ждать возле нее. Приходи». Когда Поля туда пришла, сына уже сняли с дерева и увезли в больницу.

- Она приходила к Олегу в больницу?

 — Да, была два раза. После этого решила поговорить со мной. Сказала, что боится встречаться с Олегом — а вдруг он снова выкинет нечто подобное? Я согласилась, тоже считаю, что Олегу с Полей не стоит встречаться. Они совсем еще дети! Какая там любовь?

- Олег не созванивается с ней?

 — Надеюсь, что нет. По крайней мере, мне он сказал, что больше с Полей не общался. В больнице мой сын пробыл две недели. Врачи просто диву даются, что у него все прошло без серьезных последствий. Ни шейного позвонка себе не сломал, ни трахею не повредил. Да и отек не развился, слава Богу, на шее все рассосалось за пару дней. Просто чудо какое-то! Пока лишь борозда от шнурка на шее с правой стороны не заживает, как напоминание о том, что могло произойти.

- Олег говорит о случившемся?

 — Придя из больницы, он попросил у нас с отцом прощения за свой поступок. Обещал, что больше никогда в жизни не причинит нам боли. В семье стараемся не затрагивать эту тему. Я даже хотела сжечь одежду сына, в которой он вешался.
С мамой Олега мы разговаривали на улице, возле их дома. Когда наш разговор подходил к концу, из подъезда вышел подросток. Посмотрев на нас, он смутился, покраснел и двинулся куда-то вразвалочку.

 — Это Олег, — улыбается Нина. — Говорю ему: «Пошли, будешь интервью давать. Там корреспондент приехал». А он засмущался: «Нет уж, мама, лучше ты сама».

- А куда он пошел?

 — Известно куда. На мопеде кататься. Мопеды и автомобили — его страсть. У него все друзья старше его — такие, кто может что-нибудь про машины рассказать.

- Олег уже ходит в школу?

 — Мы решили, что, пока он проходит курс лечения, ему лучше побыть дома. Учебный год закончим, сдадим экзамены экстерном.

- Как восприняли этот случай друзья и одноклассники Олега?

 — Все как один сказали, что он дурак.

- После происшествия Олег изменился?

 — Думаю, что нет. Скорее, это мы изменились. Стали осторожнее, внимательнее к сыну. Поняли, что мы его совсем не знаем. Думали, что он уже взрослый. А он оказался таким ребенком…

Как сообщил «ФАКТАМ» начальник отдела Государственной службы охраны УМВД Украины в Кировоградской области Андрей Бризинков, Александр Хливной и Сергей Муленко за спасение подростка были награждены начальником Департамента ГСО специальными знаками отличия.

P.S. Автор выражает благодарность сотрудникам УМВД Украины в Кировоградской области за помощь, оказанную в подготовке этого материала.

P.S.S. Имена героев публикации, кроме официальных лиц, изменены по этическим причинам.
 

5727

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів