«Когда мама пришла в ЖЭК заплатить за коммунальные услуги, ей сообщили: «Все уже оплачено. Квартира вам больше не принадлежит»
Супруги Геннадий и Валентина Гуменюк зарабатывали на квартиру десять лет. Из-за этого они, собственно, и уехали на заработки в Италию — с хмельницкими зарплатами им всю жизнь пришлось бы довольствоваться съемным жильем. В 2005 году супруги вложили деньги фактически в фундамент — тогда дом еще только начинали строить. А через четыре года Валентина Гуменюк наконец стала собственницей трехкомнатной квартиры. «Место хорошее, что и говорить, — вздыхает Геннадий Гуменюк. — Район тихий и в то же время всего две остановки до центра. Мы планировали поработать в Италии еще пару лет и вернуться в новенькую квартиру. Но все пошло совсем по другому сценарию».
«В паспорте женщины, от имени жены продавшей жилье, были данные моей Вали, но номер паспорта и фотография — другие»
— Во время нашего отсутствия за квартирой присматривала моя мама, — рассказывает Геннадий. — Она живет в Красилове — это недалеко от Хмельницкого. Раз в месяц мама обязательно приезжала в город и оплачивала коммунальные услуги. Первое время мы ежемесячно платили около 500 гривен, но потом попросили, чтобы нам отключили воду, газ и отопление. Квартира все равно пустовала. И именно поэтому, видимо, попала в поле зрения мошенников.
*В паспорте мошенницы (слева) были вписаны настоящие данные пострадавшей Валентины Гуменюк. Отличалась только фотография
— Когда вы об этом узнали?
— В мае нынешнего года. Мама, как всегда, позвонила своим знакомым в жэк и спросила, сколько ей надо заплатить. Она на несколько дней опоздала с оплатой и боялась, как бы не взяли большую пеню. Но в жэке ответили, что… все уже оплачено. «Как? — удивилась мама. — Я ведь еще ничего не платила!» «Все правильно — за квартиру заплатил хозяин, — ответили в жэке. — Ваша невестка две недели назад ее продала». Мама тут же позвонила мне. Я связался с директором фирмы-застройщика, у которой мы покупали жилье. «Так вы же продали квартиру, — удивился директор. — Я сам только недавно об этом узнал. Сегодня ко мне пришел какой-то мужчина и попросил установить в вашей квартире автономное отопление. Сказал, что он новый хозяин». Мы с женой тут же все бросили и поехали в Украину.
Тем временем директор фирмы рассказал о звонке новому владельцу. Он был удивлен не меньше нас. В тот же вечер мы созвонились с этим мужчиной.
— Он сказал, что купил квартиру у вашей жены?
— Нет. Андрей Балабас (так зовут нового собственника) сказал, что купил квартиру у некого Степана Сидоренко (имя и фамилия изменены. — Авт.). Нашел объявление в газете, позвонил, и уже через три дня они со Степаном оформили сделку купли-продажи. Причем купил он ее по довольно лояльной цене. По словам Андрея, все было абсолютно законно — он купил жилье у человека, у которого было официальное право собственности на квартиру. Но как такое может быть, если это же право принадлежит моей жене?
Первое, что сделали супруги, — написали заявление в Хмельницкий горотдел милиции. При встрече Степан Сидоренко — темноволосый мужчина лет тридцати — рассказал Геннадию, что купил квартиру у… Валентины Гуменюк. Причем описал ее как невысокую брюнетку. Настоящая же Валентина высокая русоволосая женщина.
— Я показал ему паспорт своей супруги, — продолжает Геннадий. — Степан подтвердил, что ему продала квартиру другая женщина. Не знаю, как это объяснить, но что-то в поведении Степана меня настораживало. Если, глядя на второго покупателя, Андрея, было понятно, что он сам не понимает, в чем дело, то у Степана бегали глаза, он путался, рассказывая о том, как купил квартиру. Мы поехали к нотариусу, но не застали ее на месте. Между тем в канцелярии мне дали ксерокопию паспорта женщины, которая от имени моей жены продала квартиру. В паспорте были данные моей Вали, но номер паспорта и фотография — другие.
«Хозяйка спешила совершить сделку, поэтому низкая цена меня не смутила»
— Ума не приложу, как такое могло случиться, — недоумевает мой собеседник. — Валя сроду не брала никаких кредитов, паспорт никогда не теряла. И откуда мошенники взяли все ее паспортные данные? Степан Сидоренко сказал, что купил у псевдо-Валентины квартиру за… 52 тысячи долларов. В то время как реальная стоимость нашего жилья свыше 120 тысяч долларов! «Хозяйка спешила заключить сделку, поэтому цена меня не насторожила», — объяснял Степан. Он говорил мне, что женщина, продавшая ему квартиру, производила впечатление обеспеченного человека — эффектная, ухоженная, хорошо одета. А в милиции он почему-то сказал, что у хозяйки квартиры был «бомжеватый вид». Причем, купив квартиру, Степан тут же выставил ее на продажу и через три дня продал. Все это было очень подозрительно.
Геннадий Гуменюк попытался выяснить, как мошенница, выдающая себя за его супругу, смогла продать их квартиру. Ведь одного поддельного паспорта для сделки купли-продажи недостаточно — нужны еще свидетельство о праве собственности на жилье и техпаспорт.
— Мы пошли к нотариусу, — вспоминает Геннадий. — Выслушав нас, она развела руками: «У женщины, назвавшейся Валентиной Гуменюк, были все документы на квартиру. Правда, не подлинники, а дубликаты, выданные ей в БТИ. Она сказала мне, что потеряла оригиналы». А по закону сделка с дубликатами тоже считается действительной. Но на каком основании БТИ выдало мошеннице дубликаты документов на нашу квартиру?
Начальница БТИ заверила Геннадия, что тоже действовала в рамках закона — дескать, пришла женщина, показала паспорт, подтверждающий, что она Валентина Гуменюк, и попросила сделать дубликаты в связи с утерей оригиналов документов на квартиру.
— Но в БТИ должна была остаться копия паспорта моей жены, ведь квартира принадлежала нам! — горячится Геннадий. — Достаточно было найти эту копию и сравнить фотографии. Когда я спросил, почему они этого не сделали, начальница БТИ замялась: «Так документы… потерялись. Вернее, все документы есть, но копии паспортов — и вашей жены, и второй женщины, и покупателей — пропали». Как они могли пропасть, если их должны были подшивать в дело, она не объяснила.
Геннадий и Валентина поняли, что сами не смогут выйти на мошенников, и обратились в местную прессу.
— Единственной зацепкой супругов Гуменюк на тот момент была ксерокопия паспорта с фотографией мошенницы, — рассказала «ФАКТАМ» журналист львовского издания «Экспресс» Татьяна Сивоконь. — Как уже говорил Геннадий, там значились паспортные данные его супруги, но был другой номер паспорта. Нам удалось выяснить, что паспорт под этим номером принадлежит жителю Ярмолинецкого района Хмельницкой области, который несколько лет назад потерял свой паспорт. Очевидно, его нашли или украли мошенники. Кроме того, в ксерокопии паспорта псевдо-Валентины тоже была прописка в Ярмолинецком районе. Настоящая Валентина никогда там не жила. Последним местом прописки мошенницы, судя по ксерокопии паспорта, было общежитие одного из хмельницких университетов. Мы поехали туда и показали коменданту общежития фотографию. Она сказала, что такая женщина никогда у них не жила и никакая Гуменюк у них не прописана.
Чтобы сделать в БТИ дубликаты документов на квартиру, мошеннице нужно было сначала получить справку из жэка. Начальница БТИ заверила, что женщина принесла справку. Но жэк прислал нам официальный ответ, что никаких справок Валентине Гуменюк они не выдавали. Все сводится к тому, что в этой афере замешано Хмельницкое БТИ. Иначе почему ксерокопии паспортов всех покупателей этой квартиры таинственным образом оттуда исчезли? К тому же есть еще один любопытный факт — судя по документам, которые Геннадий Гуменюк достал в нотариальной конторе, сделка купли-продажи между псевдо-Валентиной и Степаном Сидоренко состоялась 18 мая нынешнего года. А техпаспорт на квартиру в БТИ переоформили на Степана еще… 15 мая. У нас есть документы, подтверждающие это.
— В БТИ эту нестыковку никак не объяснили, — говорит Геннадий Гуменюк. — Отмахнулись, мол, что вы там выясняете, мы все делали по закону. Когда мы с журналистами пришли в БТИ, туда вдруг съехалось много людей на дорогих машинах.
— Когда Геннадий с женой заходили к начальнице, возле ее кабинета стоял какой-то мужчи-
на, — объясняет журналистка Татьяна. — Он стал кому-то звонить: «Тут пришли по этому вопросу… Ну да, да. Посмотрим. Сейчас здесь этот козел ошивается. Раскомандовался тут… Думает, что у него что-то получится. Черта с два…» Когда Гена освободился, мы с оператором местного телевидения сели в одну машину, он с женой — в другую, и поехали в редакцию. Вслед за нами двинулся белый «Лексус». Он резко выскочил вперед и перегородил Гене дорогу, едва не устроив ДТП. А наутро в машине оператора прокололи шины.
«Выйти на нашу квартиру было несложно. Два года она пустовала»
Разбираясь в ситуации, «ФАКТЫ» связались с первым покупателем квартиры Степаном Сидоренко, который за три дня ее перепродал.
— Скажу вам честно: я решил заработать на этой квартире, — сказал собеседник. — Увидел в газете объявление, что трехкомнатная квартира в новостройке недалеко от центра продается всего за 55 тысяч долларов, и быстренько позвонил. Когда еще найдешь столь выгодное предложение? Зная, что практически с каждым продавцом можно договориться, я еще попытался поторговаться, сказав, что готов отдать 52 тысячи. Хозяйка сначала мне отказала, но потом сама перезвонила и сказала, что согласна. Мы встретились.
— Как она выглядела? Она была одета бедно или, наоборот, производила впечатление обеспеченной?
— Скажем так, человек среднего достатка. Не бедная и не богатая, одета была просто.
— И вас не смутила слишком низкая цена? Да и оригиналов документов на квартиру у нее не было — только дубликаты…
— Да я узнал об этом уже в нотариальной конторе. Попросил нотариуса проверить документы, она сказала, что все чисто.
— Но как могло получиться, что техпаспорт на вас оформили еще за три дня до покупки квартиры?
— Это абсурд. Сделка была абсолютно законной. Вы спрашиваете, почему я так быстро продал эту квартиру? Так она мне не нужна была! Я разместил объявление, что продаю квартиру за 59 тысяч долларов, и сам не ожидал, что покупатель найдется так быстро.
— Дешево…
— Мне дороже и не надо было. Я и так заработал семь тысяч долларов.
— Цена меня, признаюсь, немного смутила, — говорит второй покупатель Андрей Балабас. — Хотя за неделю до этого та же самая квартира продавалась еще дешевле! Я внимательно отслеживал ситуацию на рынке недвижимости и сначала увидел объявление, что на Заречанской, 57/1 продается трехкомнатная квартира за 55 тысяч долларов. Позвонил, но мне сказали, что жилье уже продано. А через неделю в интернете появилось объявление о продаже той же квартиры, уже за 59 тысяч. И все равно ведь дешево! Я позвонил и познакомился со Степаном Сидоренко. Будучи наслышанным о квартирных аферах, решил перестраховаться. Попросил нотариуса и агентство недвижимости проверить квартиру. Меня заверили, что все в порядке.
— А иначе и быть не могло — документы действительно были в порядке, — сказала нотариус Оксана Стец. — Я могу проверить по базе, не находится ли квартира в залоге у банка или под арестом. Я это сделала. Что же касается паспорта Валентины Гуменюк, продавшей квартиру Сидоренко, то выглядел он как настоящий. Проверить, так ли это на самом деле, я не могу.
Между тем в БТИ прокомментировать ситуацию отказались.
— Сейчас идет следствие, поэтому все вопросы в милицию, — отчеканила начальник Хмельницкого БТИ Оксана Мустафина.
— Мы возбудили уголовное дело по факту мошенничества, — прокомментировал «ФАКТАМ» ситуацию начальник Хмельницкого горотдела милиции Василий Птащук. — Это действительно афера, причем видно, что здесь действовала целая группировка мошенников. Сейчас идет следствие.
— Квартира теперь под арестом, — говорит последний покупатель Андрей Балабас. — В общей сложности я заплатил за нее 62 тысячи долларов. Для меня это колоссальные деньги. Уже пригласил сантехников, договорился насчет автономного отопления. Самое ужасное, что стать жертвой такой аферы может любой. Как бы ты ни перестраховывался — шел к проверенному нотариусу, пробивал по базе документы, — бесполезно. Есть вещи, которые проверить нельзя. И аферисты этим воспользовались.
— Выйти на нашу квартиру было несложно, — печально говорит Геннадий Гуменюк. — Почти два года она пустовала. Когда мы показали соседям фотографию мошенницы c ксерокопии паспорта, они сказали, что эта девушка часто забегала в первый подъезд дома. Наша квартира находится в третьем подъезде. Возможно, здесь живут ее сообщники, которые и рассказали о пустующей трехкомнатной квартире. Или же очередные жертвы, которых, уверен, немало.
4978Читайте нас у Facebook