ПОИСК
Україна

«Ну ее к черту, эту систему электронного поступления…»

17:00 7 липня 2011

 — Мы с сыном решили подать документы в первый же день вступительной кампании — 1 июля, — рассказывает «ФАКТАМ» мать киевского выпускника Лилия. — Открыли сайт, как положено, зарегистрировались. Коля ввел необходимые данные — номер аттестата, номера сертификатов, кликнул на вуз, в котором хотел зарегистрироваться. Система постоянно «зависала», но мы списали все на ажиотаж — дескать, наверняка, это из-за того, что подать документы по интернету пытаемся не мы одни. Перерегистрировавшись несколько раз, сын таки смог отправить заявку в Киевский строительный институт. Подтверждение должно было прийти на следующий день. Вот тут-то и начались сюрпризы. Когда Коля с пятой(!) попытки зашел на свою страничку, он обнаружил, что вместо его 163 балов по украинскому языку и литературе в графе «сертификат ВНО» стоит… всего 106 баллов.

 — С таким показателем у сына даже не приняли бы документы, — говорит Лилия. — Мы ничего не понимали. Если программа автоматически поменяла баллы, где гарантия, что наша заявка не пришла в вуз в таком же виде? Впрочем, дошла она или нет, мы тоже не узнали — никакого подтверждения так и не получили.

Дальше — больше. Зайдя на страничку через некоторое время, мы обнаружили, что на этот раз балл сертификата стоит настоящий, зато номера телефонов — и мобильный, и домашний — полностью поменялись. То есть в случае чего связаться с нами вуз бы уже не смог. А под данными о сертификатах ВНО надпись: «Ни один из ваших сертификатов не подтвержден». То есть его якобы не подтвердил Украинский центр оценивания качества образования. Но как такое может быть, если сын ввел данные со своей персональной странички на сайте Украинского центра оценивания?

С этим же вопросом Лилия обратилась на горячую линию Министерства образования. Там ей посоветовали набраться терпения. «Сайт перегружен, система не успевает проверять данные, — объяснили. — Но вы не волнуйтесь, день-другой — и ваши сертификаты заверят».

РЕКЛАМА

 — Не заверили до сих пор, — показывает Лилия интернет-страничку сына. — В системе «Конкурс» мы тоже не появились. А на следующий день система подачи документов и вовсе перестала работать! С тех пор мы не можем отправить документы ни в один другой вуз. Видите, нажимаем «подать документы», а нам ответ: «Сервер временно не работает. Попробуйте через 30 минут».

Поняв, что надеяться на эту систему нельзя, сын пошел в приемную комиссию и лично сдал документы. Лучше с этой программой не связываться. Во всяком случае, пока ее не приведут в надлежащий вид. Так ладно еще нам — просто ни на что потратили несколько дней. А как быть иногородним абитуриентам, которые, понадеявшись на систему, не взяли билеты и теперь неизвестно, смогут ли приехать лично?

РЕКЛАМА

 — Я уже завтра буду в Киеве! — поделился с «ФАКТАМИ» абитуриент Глеб из Ивано-Франковска. — Хорошо хоть удалось купить билет. А я ведь тоже сначала был уверен, что все получится отправить по интернету — схема на сайте простая как дважды два. Видишь графу и вводишь данные. Я так и сделал — подал заявку в Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко на специальность «История Украины». Но программа, очевидно, дала сбой — никакого подтверждения я не получил. А на следующий день обнаружил, что участвую в конкурсе на специальность… «Культурология» в Одесском университете имени Мечникова! Как такое может быть? На горячую линию я до сих пор не дозвонился. Отправил несколько запросов администратору сайта, но ни на один из них не получил ответ. Я уже не говорю о том, что данные на моей страничке постоянно меняются. Например, вчера утром я обнаружил, что там… вообще не указаны сертификаты. Как будто их у меня просто нет. Одноклассница пробовала подать документы в медицинский и в престижном медицинском вузе не нашла специальность «врачебное дело». В приемной комиссии говорят, что такой факультет есть, а в интернет-программе вместо него стоит… журналистика.

Форум на сайте www.osvita.com тоже переполнен комментариями возмущенных абитуриентов. «Я отправляла заявление в Одесский университет Мечникова на «социальную помощь», а заявка ушла в Киевский строительный институт! Что за прикол?». «Подал документы в Харьковский авиационный институт на факультет программной инженерии, а заявка попала на факультет менеджмента и маркетинга. Теперь еще и не отображается номер сертификата. Попробовал написать его снова, а в графе появились чьи-то чужие данные — по другим предметам, с другими результатами. Когда обновлял страничку, оказалось, что система подала мои документы еще и в какой-то сумской вуз. Третий день спрашиваю администратора: как можно отменить заявки? Ну ее к черту, эту систему электронного поступления…»

РЕКЛАМА

Но хуже всего ситуация у выпускника из Волынской области Андрея. Из-за сбоя в программе он уже использовал почти все шансы поступить в этом году. Ни в один вуз из тех, куда система подала за него документы, он поступать не собирался.

 — Я много раз пытался подать заявки, но ничего не получалось — в последний момент система «зависала», и мне приходилось перезагружать компьютер, — рассказывает Андрей. — Все это время я пытался подать одну заявку — в Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко на специальность «Культурология». В итоге даже утром мне не пришло ни одного подтверждения. От моей Волыни до Киева, как вы понимаете, не близко. Взяв билет на поезд, вечером решил еще раз на всякий случай зайти на страничку. И увидел, что зарегистрировался… в четырех университетах! Причем КНУ в этом списке вообще не было. Система подала заявки… в одесский, сумской, черкасский и харьковский университеты!

Но самое ужасное даже не то, что я теперь участвую в ненужных мне конкурсах. Вся беда в том, что четыре попытки поступить система за меня уже израсходовала. А их дается всего пятнадцать — разрешается подать документы только в пять вузов на три специальности в каждый. Если мои интернет-заявки не отменят, у меня могут взять документы только в одном столичном вузе. Остальные четыре я якобы уже выбрал.

— Но как такое могло получиться?

 — Если бы я знал, — грустно вздыхает абитуриент. — Скорее всего, столько заявок отправилось из-за того, что я много раз пробовал зарегистрироваться. Но я-то подавал их только в один вуз и на одну и ту же специальность! А система разослала их куда угодно, только не в Киевский университет.

— Вы дозвонились на горячую линию?

 — Да. Мне пообещали отменить лишние заявки. Но пока все по-прежнему.

Что делать в такой ситуации? «ФАКТЫ» обратились к заместителю директора Департамента высшего образования Министерства образования Николаю Фоменко.

 — В системе, к сожалению, действительно идут сбои, — подтвердил Николай Фоменко. — Если ваша заявка из-за этого попала совсем в другой университет, нужно позвонить на нашу горячую линию по телефону:  (044)239-86-20. Что же касается самовольно меняющихся данных, то это происходит потому, что сайт перегружен. Сработала наша ментальность — большинство поступающих решили зарегистрироваться в первый же день вступительной кампании, и система этого не выдержала. Так что абитуриенты в какой-то степени сами виноваты. Сейчас наши программисты пытаются все исправить. Уже вчера система должна была заработать в штатном режиме.

— Значит, если позвонить на горячую линию, ошибочную заявку отменят?

 — Здесь еще надо разбираться. Если действительно виновата система, то да. Но вообще-то отменять заявления абитуриентов не положено. Так, если абитуриент сам допустил ошибку, не разобравшись в системе, никто ничего отменять не будет. Весь июнь на сайте висел ознакомительный видеоролик, посмотрев который можно было изучить все правила подачи документов. Многие это сделали и успешно зарегистрировались. Например, в КПИ 40 процентов поданных абитуриентами заявлений — электронные.

— Абитуриенты сетуют, что в системе нет многих университетов. Сначала ведь говорили, что документы по интернету будут принимать везде…

 — Некоторые вузы в системе действительно отсутствуют. Это частные учебные заведения, которые не захотели подключаться к нашей программе. Но мы уже над этим работаем. Так, еще пару дней назад таких вузов было 90, сейчас уже 54. Государственные университеты в систему включены.

Между тем специалисты по информационным технологиям считают: система не может давать сбои только потому, что сайт перегружен.

 — В таком случае она бы просто «зависала», — рассказал «ФАКТАМ» отец абитуриента, специалист в области информационных технологий. — К тому же программисты, разрабатывающие систему, должны были предусмотреть, что в первые дни на сайт будет большой наплыв, и заблаговременно принять меры — в случае большого количества пользователей подключить дополнительное оборудование. Но этого никто не сделал. Глядя на работу системы, складывается впечатление, что ее разрабатывали в лучшем случае студенты. А системных аналитиков, очевидно, вообще не задействовали. Иными словами, каждый сделал свой участок работы, а как их грамотно объединить, не придумали. Этим объясняется, например то, что на страничках абитуриентов меняются баллы в сертификатах или сертификаты вообще не подтверждаются. А если бы программисты правильно соединили систему подачи документов с базой Украинского центра оценивания качества образования, таких проблем бы не возникало.

— А чем можно объяснить то, что заявления абитуриентов попадают не в те вузы?

 — Скорее всего, систему пытались модифицировать после того, как запустили. Программисты на ходу что-то исправляли, но, видно, сделали еще хуже — система дала окончательный сбой. Большой наплыв на сайт здесь опять-таки ни при чем — просто надо было протестировать систему заранее. Не только запустить видеоролик, а дать абитуриентам реальную возможность подать документы. Тогда бы еще до запуска системы определились изъяны, которые можно было бы исправить. Мы с сыном несколько раз пробовали подать документы по электронной почте, но поняли, что это гиблое дело. Можно убить много времени и сделать себе только хуже — система разошлет заявления куда попало, а вы потом не сможете поступить туда, куда хотите. Мой единственный совет абитуриентам — пускай берут билеты и едут по приемным комиссиям. И добиваются, чтобы министерство отменило их ошибочные заявки.

Как заявила руководитель гражданской сети «Опора» Ольга Айвазовская в прямом эфире программы «Шустер LIVE», на создание системы электронного поступления из госбюджета ушло более десяти миллионов гривен. Ни один представитель Министерства образования эту цифру не опроверг.

Тем временем нашлись даже те, кто решил оспорить систему электронного поступления в суде. Абитуриент Игорь Старков, желающий учиться в Киево-Могилянской академии, подал иск в Окружной административный суд Киева, заявив, что Министерство образования не обеспечило равные условия тем, кто подает документы лично, и тем, кто пользуется электронной системой.

 — У электронных документов нет юридического статуса. Если в комиссию почему-то не придет файл, абитуриент никак не докажет, что он его отправлял, — рассказала «ФАКТАМ» руководитель проекта «Правовая поддержка обеспечения равного доступа лиц к качественному высшему образованию в Украине», преподаватель Киево-Могилянской академии Инна Совсун. — Но суд принял иск абитуриента к рассмотрению. 12 июля состоится заседание.

4022

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів