ПОИСК
Спорт

Роджер Федерер: «В моем черном списке — футбол, гольф, лыжи и сквош. Кроме тенниса ничего себе больше позволить пока не могу»

15:54 8 серпня 2011
Інф. «ФАКТІВ»
Один из сильнейших теннисистов мира отпраздновал 30-летие

Сегодня Роджер Федерер является одним из трех теннисистов, выигравших все четыре турнира серии «Большого шлема». На счету швейцарца 67 титулов в одиночном разряде и 16 побед на турнирах «Большого шлема». Федерер — абсолютный рекордсмен по призовым. Ракеткой теннисист заработал 63,5 миллиона долларов, оставив далеко позади американца Пита Сампраса (43,2 миллиона) и испанца Рафаэля Надаля (42,6 миллиона). Федерер по праву также может претендовать на звание лучшего теннисиста всех времен и народов. В статусе первой ракетки мира он провел 285 недель ( в том числе рекордные 237 недель подряд).

Свой 30-летний юбилей спортсмен вчера традиционно отпраздновал в Монреале на турнире Rogers Cup, который выигрывал в 2004 и 2006 годах. Каждый раз канадские болельщики преподносят Федереру сюрприз. В прошлом году они начали петь «С днем рожденья тебя!» прямо во время матча.

В этот день рядом с теннисистом была и его семья — жена Мирослава и две двухление дочери-близняшки Майла Роуз и Шарлин Рива. Его идиллическая история любви с теннисисткой Миркой Вавринец началась на Олимпийских играх в Сиднее. Но из-за травмы девушка была вынуждена завершить профессиональную карьеру. Вавринец стала незаменимым помощником Федерера в его компании «Roger Federer Management». Эта компания — семейное предприятие: мать теннисиста занимается делами благотворительного фонда, отец отвечает за переговоры с директорами турниров, совмещая эти обязанности с работой в крупной швейцарской фармацевтической фирме. В свое время именно родители отвели четырехлетнего Роджера в теннисную секцию.

«Однажды во время матча думал о деньгах. Кошмар какой-то!»

 — Дни рождения — часть нашей жизни, — сказал накануне юбилея Роджер Федерер. — Я счастлив, что становлюсь старше. Если честно, предпочту тридцать лет двадцати. Для меня это лучшее время.

РЕКЛАМА

Черпаю вдохновение от таких парней, как Андре Агасси, Джимми Коннорс, Кен Роузвелл и Род Лэйвер. То, что они делали, действительно впечатляет. Люди склонны думать, что после определенного возраста или после появления детей ты больше не можешь побеждать. Не стану утверждать, что я — это особый случай. Но я уже так много выиграл. Чувствую, что если как следует себя подготовлю, буду делать правильные вещи, то обязательно нацелюсь на победы в крупных турнирах.

Ощущаю себя молодым. Матчи и тренировки сказываются на твоем теле, но когда ты становишься старше, умнее и опытнее, начинаешь понимать, как с этим лучше всего справиться. Уже говорил, что мне нравится моя нынешняя физическая форма, поскольку знаю предел своих возможностей. Кроме того, у меня огромный потенциал. Когда ты моложе, то порой боишься поднажать или, наоборот, выплескиваешь себя сверх меры.

РЕКЛАМА

— Многие игроки устают от постоянных перелетов, однообразия жизни во время выступления в туре. Как это сказывается на тебе?

 — Постоянные путешествия могут быть довольно утомительными. Но я стараюсь облегчить эту рутину, по возможности избавиться от стресса. В целом мне это не причиняет неудобств, потому что я люблю путешествовать, познавать культурные традиции разных народов. К тому же у меня есть друзья по всему миру. Жена не возражает против такого образа жизни и получает от этого столько же удовольствия, сколько и я. Конечно, если Мирка скажет, что больше не может, ситуация, скорее всего, изменится. Но пока этого не происходит, она всегда меня поддерживает, что помогает мне двигаться дальше.

РЕКЛАМА

Могу точно сказать, что это самое лучшее время в моей жизни. Сейчас дети учатся говорить, бегать и многим другим вещам. Их появление изменило больше мою личную жизнь, нежели карьеру. Так здорово — смотреть, как они растут! Это помогло мне улучшить мою игру и наши отношения с Миркой. Порой нашим дочкам тоже приходится нелегко, ведь они могут болеть и чувствовать дискомфорт при смене часовых поясов, но я счастлив, понимая, что помогаю им расти и многому учиться.

*Швейцарец сумел стать абсолютным рекордсменом по призовым, заработав на корте 63,5 миллиона долларов

— Есть ли у тебя ритуалы, которые ты совершаешь перед матчами?

 — Честно говоря, нет. Я не суеверный человек, но всегда выделяю достаточно времени перед матчем для разминки. Никогда не опоздаю на тренировку, например, из-за пробок. Мне также нужно время, чтобы принять душ, поесть. Всегда одинаково добросовестно готовлюсь к любому матчу, потому что уважаю своих соперников.

— Думал ли ты когда-нибудь во время матча о деньгах?

 — Было однажды. В Шанхае, во время первого турнира «мастеров», когда я вышел в полуфинал. Победа над шведом Томасом Йоханссоном была уже не важна, но за нее давали 150 тысяч франков! Почти во время каждого розыгрыша мяча я думал: «150 тысяч франков! Что я смогу купить? Все, что душе угодно!» Кошмар какой-то! Больше такого никогда не повторялось, к счастью.

— Стыдился ли когда-либо своих слез?

 — Нет, стыдно не было. Может быть, слегка неловко. Камеры так любят смаковать слезы. Но ведь проявлять эмоции не так уж и плохо. Даже здорово, что у меня это получается.

— Нарисуй образ идеального теннисиста.

 — Подачу я бы взял у Энди Роддика, добавил бы к этому бекхенд Давида Налбандяна, форхенд Рафаэля Надаля и бойцовские качества Ллейтона Хьюитта. Привлек бы еще Стефана Эдберга, Патрика Рафтера и Тима Хенмана. В области психологии я, пожалуй, снова бы обратился к Надалю. Это сочетание не гарантирует успеха, но играть против такого соперника было бы очень сложно.

— Как проходит твой обычный день?

 — Без тенниса? С друзьями или дома. С Миркой и дочерьми на пляже, на Мальдивах — романтический ужин, возможно. Можно сходить в баньку или спа-салон, массажик замутить. Закатом полюбоваться, волны послушать.

«До 16 лет я был вегетарианцем»

— Твоя любимая еда?

 — Итальянские блюда могу есть хоть каждый день. Еще японская кухня нравится. Но так уж сложилось, что на первом месте у меня швейцарские блюда: рюсти, роклеты, фондю. Особенно, если я дома.

Вообще-то, до 16 лет я был вегетарианцем. Потом как-то Марк Россе повел меня в «Стейк-Хаус». Когда я сказал, что мяса не ем, он так удивился! И заказал мне понемногу всех мясных блюд. Я попробовал — что-то мне подошло. Так все и началось.

На отдыхе в Таиланде с Миркой я открыл для себя морепродукты, и сейчас ем практически все. Во время юниорских турниров, когда я был еще вегетарианцем, испытывал немало трудностей.

Мне нравится есть дома. Мирка, не в пример мне, любит готовить. В моей жизни всегда рядом были хорошие повара: сперва моя мать, теперь жена.

*У Роджера и его жены Мирки подрастают дочери-близняшки

— Что делаешь сразу после пробуждения?

 — Обнимаюсь с Миркой. Потом иду в душ, чищу зубы и бреюсь.

— Твой самый большой недостаток?

 — Я всегда опаздывал. Сейчас, правда, с этим получше стало. Еще иногда откладываю решение вопросов, с которыми можно было бы разобраться сразу.

— Что тебе не нравится?

 — Невежливость.

— Неужели есть люди, которые невежливы или грубы с Федерером?

 — Когда я играл показательные матчи с Сампрасом в Азии, нас пригласили на прием к премьер-министру Малайзии. Организаторы говорили, что встреча займет полчаса. Но все затянулось. Только через два часа, когда обед был еще в самом разгаре, нам позволили уйти. Я пожаловался ответственному лицу на эту неприятную ситуацию. Разошелся я тогда не на шутку. Это ему не понравилось, и он в ответ повысил на меня голос. Не комильфо получилось.

— Чего боишься?

 — Прыжков с парашютом, с банджи (прыжок с высоты с эластичным шнуром, привязанным к ногам. — Ред.), мне эти вещи ни к чему. Да и не смогу так, поскольку я из разряда желтопузиков.

— Говорят, что 99 процентов людей знают, кто такой Роджер Федерер. Приходилось ли встречать оставшийся процент?

 — Да. Люди, которые совсем не интересуются спортом, и которые не знают, что Швейцария существует. Не рассчитываю, что все будут знать, кто я такой.

— Когда последний раз тебя называли Роже вместо Роджер?

 — В Париже — на «Ролан Гарросе» — это случалось сплошь и рядом. Но сейчас уже редко, я хорошо проинструктировал людей в предыдущие годы, чтобы они называли меня Роджером. Меня крестили под этим именем, и я горжусь моими южно-африканскими корнями по материнской линии. Знаете, довольно забавно, когда румыны и французы пишут «Rodgeur», чтобы прочитать правильно.

«Через 20 лет хочу жить в Швейцарии и наслаждаться жизнью»

— Кем восхищается кумир?

 — Другими спортсменами. Гольфист Тайгер Вудс — для меня источник вдохновения. Раньше — баскетболист Майкл Джордан. И еще мотоциклист Валентино Росси.

— Что будешь делать через 20 лет?

 — Заниматься своей семьей, конечно. Вижу себя по-прежнему целеустремленным и деятельным, а не слоняющимся туда-сюда. Не думаю, что это обязательно должно быть связано с теннисом. Пока не могу представить себя в роли тренера или теннисного обозревателя. Что-то, скорее, связанное со спонсорством, или мой собственный бизнес, если таковой будет. Хочется жить в Швейцарии и наслаждаться жизнью.

— Отцовство сказалось на твоем характере?

 — Конечно! Прибавилось тревог. Но я счастлив испытывать родительскую ответственность. И теннис мне помогает. Я прошел через столько трудных ситуаций, что уверен: мы с Миркой — хорошие родители. Мечтаем еще о детях.

— Будешь учить своих дочерей играть в теннис?

 — Если они захотят взять в руки ракетки и сделать пару ударов, я с радостью помогу им разобраться что к чему. Именно это я умею делать лучше всего. Если захотят, то смогут поиграть со мной, своей мамой и нашими друзьями. Но не знаю, стану ли я заставлять их заниматься теннисом настолько серьезно, чтобы стать первой ракеткой мира. Все зависит от них самих, хотя мне будет приятно, если дочки решат заняться спортом. Прежде всего это здоровый образ жизни. Спорт помогает детям привыкать к победам и поражениям, дает возможность встречаться со своими друзьями на спортивных площадках.

— С кем мечтаешь сыграть в паре?

 — С Мартиной Хингис. Я уже играл с ней. Это было незабываемо! И с Миркой. После победы на Олимпиаде в Пекине Станислас Вавринка тоже стал партнером моей мечты.

— Какие виды спорта находятся в твоем черном списке?

 — Лыжи, футбол, сквош, спортивная ходьба, гольф. В последний раз я становился на лыжи в 2008 году, после Открытого чемпионата Австралии. А на следующий день заболел мононуклеозом. Так что это был своего рода знак для меня.

В футбол также стараюсь много не играть. Помню, однажды на Уимблдоне я получил травму паха, а потом сразу отправился на турнир в Гштаад. Там, кстати, в паре с Маратом Сафиным мы завоевали титул. Так вот, всю неделю я параллельно играл в футбол, а под конец вообще не мог двигаться по корту. Это было очень глупо с моей стороны. То же самое, кстати, можно сказать и о сквоше.

Как-то играл в гольф с родителями — как раз на дне рождения мамы. Все было замечательно, но на следующий день у меня заболела спина. И я понял: не надо играть ни во что другое, пока ты профессионально занимаешься теннисом. Придется мне подождать еще лет шесть, прежде чем смогу заниматься каким-нибудь другим видом спорта. К сожалению, пока могу играть только в настольный теннис.

Материал подготовлен Ольгой ГУРИНОЙ, «ФАКТЫ», с использованием публикаций из журналов «BaZ», «Hello» и официальных сайтов ATP-tour и теннисиста

1778

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів