Юрий Бойко: «Президент поставил перед нами задание за 5 лет максимально снизить закупку импортных энергоресурсов, увеличив добычу собственного газа»
Профессии нефтяника, работника газовой и нефтеперерабатывающей отрасли с каждым годом приобретают в Украине все большее значение. Стремясь свести к минимуму зависимость от импортных энергоносителей, наша страна прилагает огромные усилия для модернизации и развития собственного нефтегазового комплекса. Чтобы добиться успеха в этом непростом деле, необходимы новые технологии, инвестиции и, бесспорно, профессионалы, способные решить все те достаточно амбициозные задачи, что ставятся сейчас перед отраслью Президентом и правительством. С каким настроением наши нефтяники и газовики отмечают свой профессиональный праздник, что радует и беспокоит руководство отечественного нефтегазового комплекса? Об этом «ФАКТАМ» рассказывает министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко.
«Добывая газ из угольных пластов, мы повышаем безопасность труда шахтеров»
— Юрий Анатольевич, что сейчас вас беспокоит больше всего? Переговоры с Россией?
— Безусловно, это важная тема, и она не может не беспокоить. Президент недавно озвучил те огромные суммы, которые бюджет нашей страны теряет по причине откровенно не выгодных для Украины условий поставок газа. Контракт заключила Тимошенко, а решать проблему приходится нам. Поэтому мы продолжаем настоятельно искать компромисс с российскими коллегами по цене голубого топлива и гарантиям транзита. Переговоры продолжаются, но я заверяю, что объединения «Нефтегаза» и «Газпрома», или так называемого «белорусского сценария», не будет. Мы намерены отстаивать национальные интересы.
— Но если и получится снизить цены, Украина останется сидеть на российской газовой игле…
— Я уверен, что задание, которое поставил перед нами Президент — за пять лет максимально снизить закупку импортных энергоносителей, — мы выполним. Причем в указанный срок. Я вижу перспективу решения этого вопроса, имеющего сейчас для нас стратегическое значение. Он уже решается, причем сразу в нескольких плоскостях. Прежде всего — это переход на альтернативные виды топлива, диверсификация поставок газа в Украину, увеличение добычи собственного газа и разработка месторождений нетрадиционного газа. Буквально на прошлой неделе мы подписали договор с корпорацией «Шелл», готовой инвестировать 800 миллионов долларов в совместную с нами добычу сланцевого газа на шести лицензионных участках. Это первый значительный договор с иностранными партнерами, который дает нам возможность уже в ближайшие годы увеличить добычу газа. Думаю, понадобится не более пяти лет, чтобы выйти на промышленную добычу. Мы также проведем ряд аукционов по выделению площадей для добычи сланцевого газа, к которым проявили интерес другие американские и европейские компании. Этой осенью планируется конференция на тему добычи сланцевого газа, участие в которой примут представители крупнейших мировых нефтегазовых компаний. По шахтному метану у нас подписан меморандум о сотрудничестве с крупнейшей американской компанией «ЭксонМобил», имеющей опыт его добычи. Совместная работа в этом направлении для нас очень важна, так как, добывая газ из угольных пластов, мы тем самым повышаем безопасность труда шахтеров. И мы намерены осуществить этот проект в самые кратчайшие сроки.
— Все-таки без иностранной помощи нам не обойтись?
— Украина владеет достаточно большими ресурсами нетрадиционного газа. Согласно выводам экспертов из США, сегодня запасы сланцевого газа в нашей стране оцениваются в пределах 1,5-2 триллионов кубометров. По другим оценкам, они могут составлять до 30 триллионов кубометров. Но разрабатывать самим месторождения нетрадиционного газа достаточно непросто. Любой специалист знает, что газодобыча — это всегда риск. Можно попасть на залежи газа, а можно пробурить пустую породу. Мы не имеем права тратить средства из государственного бюджета на такие цели, чтобы вся страна, так сказать, отвечала за довольно рискованные проекты. За государственный счет можно проводить геологоразведку, но сама добыча — это довольно капиталоемкий процесс. Поэтому проводиться она должна за счет частных инвестиций, а задача государства — создать условия для того, чтобы эти инвестиции пришли к нам в страну. Такова международная практика. Во всем мире для минимизации рисков для разработки больших месторождений приглашают транснациональные нефтегазовые компании, обладающие необходимыми технологиями и возможностью привлекать достаточное финансирование. Нам такие компании необходимы для разработки месторождений нетрадиционного сланцевого и шахтного газа, а также для добычи газа из глубоководных месторождений на шельфе Черного моря. На глубинах до 100-120 метров мы может работать и сами. Но самые большие запасы углеводородов находятся на больших глубинах.
«Началась реализация очень важной программы реконструкции и технического переоснащения газопроводов»
— Тем не менее правительство собирается вложить немалые средства в реабилитацию уже выработанных газовых скважин в Полтавской области.
— И не только в реабилитацию. В целом правительство планирует инвестировать в увеличение добычи природного газа в Украине порядка 2,4 миллиарда гривен. Но мы уверены, что эти инвестиции достаточно быстро окупятся. Ведь дополнительно к тому объему, который мы имеем сегодня, страна получит 1,2 миллиарда кубометров газа. Что немаловажно, не будет допущено снижения добычи голубого топлива на уже истощенных месторождениях. Пилотный проект по увеличению добычи газа на истощенных месторождениях за счет внедрения ряда инновационных технологий, запущенный в начале этого года, доказал свою перспективность. По оценкам наших специалистов, он даст 200 миллионов кубометров газа в год. Немалые средства мы вкладываем и в увеличение добычи газа и нефти на шельфе Черного моря (на мелководной его части. — Авт.). Весной мы купили современную буровую платформу, а недавно объявили тендер на приобретение еще одной такой платформы. До этого техника, на которой ведется добыча, практически не обновлялась. В среднем ей сейчас от 20 до 40 лет. Все эти меры, я уверен, дадут Украине реальную возможность в течение пяти лет увеличить добычу собственного газа с 20 до 27 миллиардов кубометров в год.
— А остальное заменим углем?
— Мы уже снижаем потребление газа за счет программ энергосбережения и замены природного газа на уголь. Если раньше Украина потребляла 64 миллиарда кубометров газа, то в этом году потребление будет уменьшено до 54 миллиардов. Через год эта цифра снизится еще на 10 миллиардов. В этот процесс активно включаются промышленники, ведь за модернизацию предприятий и снижение их энергетической нагрузки государство предоставляет предпринимателям налоговые льготы.
— Вы еще говорили о диверсификации поставок газа…
— Считаю, что в этом отношении нам за последнее время удалось очень серьезно продвинуться вперед. Сейчас, согласно плану, мы реализуем проект строительства LNG-терминала сжиженного газа. Уже на следующей неделе завершается тендер на разработку технических условий, его победитель начнет проектировать и возводить объект. Вопрос поставок топлива уже решен. В начале года Президент Украины Виктор Янукович договорился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым о поставках в Украину 5 миллиардов кубометров сжиженного газа. В целом же терминал даст нам возможность дополнительно получать до 10 миллиардов кубометров природного газа в год. Большим нашим успехом в процессе диверсификации поставок энергоносителей в Украину я считаю и завершение работ по переводу нефтепровода Одесса — Броды в проектный аверсный режим. Уже в мае мы начали прокачку по нему азербайджанской нефти для нефтеперерабатывающих заводов в Западной Украине.
— Но ваши российские коллеги тоже не теряют времени даром. Это осенью запускают «Северный поток», начинают работу по «Южному».
— Действительно, «Южный поток» — это угроза нашим национальным интересам, и мы всегда будем выступать против этого проекта. Поэтому я очень рад, что в этом году мы наконец начали реализацию очень важной программы реконструкции и технического переоснащения газопроводов и компрессорных станций, внедрения новых энергосберегающих технологий и оборудования, отвечающего европейским стандартам. Наши магистральные газопроводы были построены 30-40 лет назад и нас не подводили. Однако пришло время всерьез заняться их обновлением. Я уверен, что мы с этим заданием справимся, так как, чем активнее мы будем модернизировать нашу газотранспортную систему, тем большую надежность мы продемонстрируем нашим партнерам в качестве державы-транзитера. И тем меньше шансов реализоваться «Южному потоку», направленному на то, чтобы снизить объемы поставок по нашей ГТС. Судите сами: модернизация украинской газотранспортной системы, по нашим подсчетам, обойдется в 3,5 миллиарда долларов, что на порядок меньше, чем стоимость строительства альтернативного газопровода.
«Собственная нефтепереработка — это рабочие места и поступления в бюджет страны»
— Не меньше, чем цены на газ, от которых зависит и стоимость коммунальных услуг, народ беспокоят цены на бензин и дизтопливо…
— Украина импортирует до 70 процентов нефти, поэтому любое повышение цен на мировых биржах, хотим мы этого или нет, не может не сказываться на нашем внутреннем рынке. Тем не менее правительство, своевременно реагирует на изменение ситуации и отсекает возможные спекуляции. В этом году НАК «Нефтегаз Украины» переработал около 100 тысяч тонн нефти и начал реализацию данных нефтепродуктов с аукциона. Это явилось тем сдерживающим фактором, той товарной интервенцией, которая не административными, а рыночными методами позволяет снижать стоимость бензина и дизтоплива. Говоря о рынке нефтепродуктов, хочу также отметить, что нам удалось избежать дефицита топлива, который, увы, постиг Россию и Белоруссию и мог отразиться на Украине. Это был очень сложный период, но мы наладили конструктивный диалог с нефтетрейдерами и производителями топлива. Мы не просто рекомендуем им определенные цены, а предоставляем экономически обоснованный уровень стоимости топлива. Сейчас работаем над увеличением объемов переработки нефти в нашей стране и уменьшением доли импорта. Если буквально два года назад в Украине было 60 процентов импортных нефтепродуктов, в нынешнем году нам удалось добиться соотношения 50 на 50. Наша основная задача — восстановить модель, которая существовала до 2005 года, когда Украина производила 85 процентов нефтепродуктов. Потому что собственная нефтепереработка — это рабочие места, поступления как в местные бюджеты, так и в бюджет страны.
— Что бы вам хотелось пожелать работникам нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности в канун их профессионального праздника?
— Я искренне желаю всем своим коллегам здоровья и счастья. Пусть в ваших семьях всегда царят любовь, достаток и благополучие. Спасибо вам, дорогие мои, за ваш непростой, но столь важный для всей нашей страны труд. Его результаты в самом прямом смысле согревают дома, школы, больницы, предприятия. Уверен, ваш профессионализм и преданность нашему общему делу будут способствовать укреплению энергетического потенциала Украины.
627Читайте нас у Facebook