ПОИСК
Спорт

Олег Базилевич: «C разбившимся в авиакатастрофе «Пахтакором» я не полетел по счастливой случайности»

14:37 14 вересня 2011
Трагедия с хоккеистами «Локомотива», погибшими девять дней назад под Ярославлем, перекликается с событиями 32-летней давности, когда не стало футбольной команды из Ташкента. Оба самолета летели в Минск

*Самолет с хоккеистами упал в реку Туношонку через пять минут после взлета

Седьмое сентября 2011 года навсегда останется черным днем в истории хоккея. В районе населенного пункта Туношна под Ярославлем разбился самолет Як-42, на борту которого находилась хоккейная команда «Локомотив».

Погибли 37 спортсменов и 8 членов экипажа. Выжить удалось только бортинженеру Александру Сизову и хоккеисту Александру Галимову. К сожалению, в понедельник, 11 сентября, у 26-летнего спортсмена остановилось сердце. На следующий день в Ярославле состоялись похороны хоккеиста.

РЕКЛАМА

Спортсмены летели в Минск на матч Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) против местного «Динамо». Этот поединок по календарю должен был проходить в Ярославле. Однако именно в этот день город принимал международный политический саммит, и спортивное событие перенесли в Минск.

В Киеве похоронили двух воспитанников киевской школы «Льдинка» Даниила Собченко и Виталия Аникеенко

Эта страшная трагедия коснулась не только России. Команда была интернациональной. За «Локомотив» выступали чехи, белорусы, словак, швед, немец. Погиб и тренер — канадец Бред Маккриммон. А на следующий день после авиакатастрофы от сердечного приступа умерла мать 20-летнего нападающего «Локомотива» Сергея Остапчука, узнавшая о гибели сына…

РЕКЛАМА

*Александр Вьюхин

К сожалению, не обошло горе стороной и Украину. Катастрофа под Ярославлем унесла жизни воспитанников  киевской хоккейной школы «Льдинка» 20-летнего Даниила Собченко и 24-летнего Виталия Аникеенко, а также бывшего вратаря сборной Украины 38-летнего Александра Вьюхина, защищавшего цвета нашей национальной команды на трех чемпионатах мира.

РЕКЛАМА

Именно Вьюхин был первым вратарем хоккейной сборной независимой Украины, и хотя родился он в российском Свердловске, профессионально играть в хоккей начал в Харькове, а впоследствии защищал цвета киевского «Сокола». В конце девяностых вратарь получил российское гражданство и играл в России. Этот сезон должен был стать последним в его хоккейной карьере… Спортсмена похоронили в Омске, где живет его семья.

В Харькове у Вьюхина остался 16-летний сын Даниил от первого брака, который пошел по стопам отца и также занимается хоккеем. Во втором браке у хоккеиста подрастают дочери — 12-летняя Юлия и 7-летняя Ксения.

*Даниил Собченко

А вот с Даниилом Собченко и Виталием Аникеенко прощались в Киеве, на Совском кладбище. Проводить ребят в последний путь пришли друзья, родственники и спортсмены, с которыми парни начинали свою хоккейную карьеру.

Даниил Собченко родился 13 апреля 1991 года в Киеве. Хоккеем начал заниматься в шестилетнем возрасте под руководством отца Евгения Собченко. Играл за детские команды «Льдинка», «Сокол» и «Орбита». В 2002 году талантливого юношу пригласили в хоккейную школу ярославского «Локомотива». С конца 2007 года Даниил выступал за молодежную команду «Локомотив-2», а с конца 2009 года начал играть за основной состав.

В Минск Даниил летел не только на матч, но и увидеть свою невесту Ирину и познакомиться с ее родителями. Молодые люди встречались уже около года, планировали сыграть свадьбу. Ирина говорит, что Даниил словно предчувствовал трагедию — в последнее время ходил задумчивым, раздражался по пустякам.

*Виталий Аникеенко

Виталий Аникеенко родился 2 января 1987 года в Киеве. В семилетнем возрасте пришел в хоккейную школу «Льдинка». Первым его тренером был Вячеслав Лепеха. В 12 лет талантливый парнишка переехал в Ярославль, где продолжил занятия хоккеем в  спортивном интернате. На счету Виталия два выступления на чемпионатах мира среди юниоров, бронзовая награда чемпионата мира 2003 года, «серебро» молодежного чемпионата мира-2007 и чемпионата КХЛ-2009.

Он коллекционировал часы, а на лед выходил под 57-м номером. Говорил, что 5 и 7 — его любимые цифры. Виталия не стало 7 сентября…

 

Говорить об авиакатастрофе 32 года назад запрещалось

Крушение самолета, на борту которого находился ярославский «Локомотив», к сожалению, не единственная трагедия, связанная со спортсменами. В эти дни вспоминается еще одна авиакатастрофа. 11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском практически в полном составе погибла футбольная команда «Пахтакор».

По иронии судьбы, и хоккеисты ярославского «Локомотива», и футболисты ташкентского «Пахтакора» летели в Минск…

Говорить об авиакатастрофе в те времена — 30 с лишним лет назад — запрещалось. Болельщики, купившие в понедельник, 13 августа 1979 года, очередной номер еженедельника «Футбол-Хоккей», так и не поняли, почему в отчет о туре не внесен результат матча «Динамо» (Минск) — «Пахтакор» (Ташкент). И только в следующем номере, через неделю, на последней полосе появилась крохотная заметка о состоявшихся в Узбекистане похоронах пахтакоровцев, погибших в авиакатастрофе.

Олегу Базилевичу, которого тогда только-только назначили тренером «Пахтакора», на тот рейс попасть, к счастью, не удалось. Судьба, видно, уберегла. О тех событиях Олег Петрович неоднократно рассказывал в интервью нашей газете.

— 11 августа 1979 года руководимый вами ташкентский «Пахтакор» погиб в авиакатастрофе под Днепродзержинском. Олег Петрович, как вы узнали о трагедии?

 — Мне часто приходилось отвечать на этот вопрос. И каждый раз воспоминания сопровождаются болью… Меня спасла счастливая случайность. Жена с ребенком отдыхали в Сочи. Не виделись давно, и я решил сначала заехать к ним, а уж потом — на игру. Надо было отпроситься в Ташкенте у начальника спорткомитета Ибрагимова. Если б он не отпустил, я бы остался и полетел бы на следующий день вместе с командой на матч в Минск. Но Ибрагимов удерживать не стал: «Олег, 40 дней без семьи… Конечно, поезжай в Сочи».

…Когда в гостинице раздался роковой звонок, я как-то сразу почувствовал — что-то случилось. Стало не по себе. В трубке услышал рыдание… Казалось, меня облили ледяной водой с головы до ног. Я так и стоял с трубкой в руках, слышал чьи-то голоса, до конца не осознавая необратимость и ужас случившегося. Было тяжело, очень тяжело. Молодые ребята, чьи-то дети, мужья, отцы… У Миши Ана вот-вот должен был родиться второй ребенок… Страшнее известия быть не могло.

Почему-то начал составлять список: кто полетел в Минск, кто нет… А на вопрос сына: «Папа, что ты делаешь?» — ответить не смог. Слава Богу, что в тот момент рядом были близкие…

Помню, в те дни на экраны вышел зарубежный фильм, в котором «Конкорд» терпел аварию над Атлантикой. Когда я увидел молодых веселых парней, садившихся в самолет, заигрывавших со стюардессами и не задумывавшихся о том, что через несколько часов они могут разбиться, то не смог выдержать эту сцену. На месте киногероев я видел своих ребят из «Пахтакора»…

— Не возникала тогда мысль, что некие высшие силы специально оставили вас жить?

 — Честно говоря, даже не задумывался об этом. Поглощен был одним: достойно похоронить ребят. Господи, все на нервах…

— Что же привело к фатальному столкновению — ошибка пилота, диспетчера?

 — Окончательный ответ на этот вопрос даст только время, но я почему-то в официальную версию не верю. Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, став их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться.

— Говорили, что этим воздушным коридором должен был следовать Брежнев…

 — Не в том дело, просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами попал в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом. Откровенно говоря, информации на этот счет очень мало, и она до сих пор засекречена. Давно можно было бы организовать самую тщательную проверку: привлечь журналистов, специалистов. Но этого так и не сделали.

— Не боитесь после этого летать?

 — Да нет, ведь я по роду деятельности летаю всю жизнь. К тому же верю в судьбу. Кому суждено утонуть, не погибнет на пожаре. Помню, еще был игроком киевского «Динамо», возвращались мы из Кишинева. Заходили на посадку, а в это время диспетчер по ошибке дал встречный взлет. К счастью, наш пилот успел мгновенно среагировать. Резко спикировал и избежал столкновения. Когда приземлились, он вышел из кабины и сказал: «Братцы, мы родились в рубашках».

Авиакатастрофы с участием спортивных команд

15 июля 2009 года на северо-западе Ирана разбился самолет Ту-154М иранской авиакомпании, совершавший перелет из Тегерана в Ереван. На борту находилась юношеская сборная Ирана по дзюдо. Все 168 человек, совершавших перелет, погибли.

24 августа 2008 года в Кыргызстане потерпел крушение самолет «Боинг-737», направлявшийся из Бишкека в Тегеран. На борту находились 90 человек, в том числе 17 членов юношеской сборной Ирана по волейболу. Десять из них погибли.

27 апреля 1993 года недалеко от Габона (Африка) из-за неисправности двигателя в море упал самолет DHC-5 Buffalo, на борту которого находились члены футбольной сборной Замбии. Погибли 30 человек, в том числе 18 футболистов.

7 июня 1989 года в аэропорту столицы Суринама Парамарибо (Южная Америка) произошла авиакатастрофа самолета DC-8-60. Погибли 176 человек, среди них — 23 голландских футболиста суринамского происхождения.

8 декабря 1987 года недалеко от Лимы (столица Перу) в результате взрывов на борту самолета F-27 в полном составе погибла футбольная команда «Альянс». Тела 43 пассажиров обнаружить не удалось, поскольку самолет упал в море.

14 марта 1980 года в авиакатастрофе польского самолета Ил-62 под Варшавой погибли 22 члена национальной сборной США по боксу.

11 августа 1979 года над Днепродзержинском самолет Ту-134, выполнявший рейс Ташкент -Минск, столкнулся с лайнером, летевшим из Челябинска в Кишинев. Погибли 178 человек, включая 17 членов футбольной команды «Пахтакор».

29 ноября 1975 года погибла команда автогонщиков «Формулы-1» «Embassy Racing with Graham Hill». Шестиместный самолет, на котором спортсмены возвращались с гонок во Франции в Лондон, упал и сгорел при посадке.

13 октября 1972 года в Андах на пути в столицу Чили в авиакатастрофе погибла часть команды по регби из Монтевидео (Уругвай). Всего на борту самолета FH-227 находились 45 человек, из которых выжили 16.

31 декабря 1970 года в авиакатастрофе в полном составе погибла любительская футбольная команда из Алжира «Эйр-Ликвид», направлявшаяся на товарищеский матч в Испанию.

14 ноября 1970 года в Вирджинии (США) погибли 37 игроков команды университета Маршалла (Западная Вирджиния) по американскому футболу. На борту самолета также находились члены тренерского штаба, болельщики. Никто из 75 человек не выжил.

1 апреля 1970 года под Красноярском потерпел катастрофу пассажирский самолет Ан-24. Погибли все пассажиры (в том числе юношеская волейбольная команда) и члены экипажа.

26 сентября 1969 года в Андах на пути в Ла-Пас (Боливия) разбился самолет с 25 игроками боливийской футбольной команды «Стронгест». Погибли 19 футболистов и руководители клуба.

3 апреля 1961 года произошло крушение самолета Douglas C-47A в Кордильерах (Чили). Погибли все 24 человека — чилийская футбольная команда «Грин Кросс» и экипаж.

15 февраля 1961 года при посадке в Бельгии разбился «Боинг-707», совершавший перелет Нью-Йорк — Брюссель. Погибли все 72 пассажира, а также один человек на земле. На борту самолета находилась сборная США по фигурному катанию (34 спортсмена и тренеры).

16 июля 1960 года при заходе на посадку в аэропорту Каструп (Дания) потерпел крушение самолет. Погибли восемь футболистов второй сборной Дании.

6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена при взлете разбился самолет, на борту которого находились футболисты английской команды «Манчестер Юнайтед». Погибли 23 человека.

5 января 1950 года во время захода на посадку в сложных метеоусловиях в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет Ли-2. Погибли восемь хоккеистов команды ВВС, а также тренер, врач и массажист.

4 мая 1949 года возле Турина (Италия) погибла футбольная команда «Торино» и все пассажиры, находившиеся на борту самолета, — 31 человек.

18 ноября 1948 года в авиакатастрофе над Ла-Маншем погибли шесть ведущих хоккеистов сборной Чехословакии.

3403

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів