Международная конференция по реформированию газотранспортной системы и добыче сланцевого газа поможет сблизить энергетические интересы Украины и Европы
В конце сентября в Киеве по приглашению министра энергетики Юрия Бойко соберутся его коллеги из стран Евросоюза, а также представители крупнейших энергетических компаний мира. На международной конференции «Украина-ЕС на пути к единому энергетическому рынку» планируется обсудить вопросы привлечения в нашу страну европейских инвестиций для реконструкции нашей газотранспортной системы, а также развития других проектов по транзиту энергоносителей в Европу. Предполагается затронуть и тему добычи на территории нашей страны альтернативных источников энергии, в частности, сланцевого газа. Кроме того, будет обсуждаться и комплекс мер по присоединению Украины к единому энергетическому рынку Европы.
Мощности украинской газотранспортной системы после ее модернизации вполне хватит, чтобы полностью удовлетворить растущие потребности Европы в голубом топливе
— Я представляю страну, которая является одним из крупнейших транзитеров в Европе, — заявил Юрий Бойко на недавней неформальной встрече европейских министров в польском Вроцлаве. — Через Украину в Европу проходит почти 100 миллиардов кубометров газа из России. И ситуация с нашей газотранспортной системой важна как для покупателей и потребителей газа, так и для всех стран, представленных на этой встрече. Поэтому, пользуясь возможностью, приглашаю всех вас на конференцию по модернизации украинской ГТС, во время которой мы представим будущее нашей энергетической политики.
Одним из первых на приглашение Юрия Бойко откликнулся комиссар ЕС Гюнтер Эттингер, выразивший готовность принять участие в конференции. По мнению экспертов, это еще раз свидетельствует, что Украина и Европа сейчас имеют общие интересы в сфере энергетики. В последнее время наша страна укрепила свои позиции на европейском газовом рынке. Мы доказали, что являемся надежным транзитером энергоресурсов, а потому ЕС, как и Украина, в данный момент заинтересован в увеличении поставок голубого топлива через нашу газотранспортную систему. А вот желание россиян строить южный морской обходной газопровод энтузиазма у европейцев не вызывает. Ведь страны ЕС стремятся к диверсификации поставок энергоресурсов, опасаясь появления газовой монополии, способной диктовать потребителям необоснованно высокие цены и невыгодные условия поставок. В Европе также понимают, что огромные затраты на строительство новой «трубы» придется в конечном счете компенсировать местным покупателям голубого топлива.
Между тем позиция Европы по обходным газопроводам во многом совпадает с идеей Президента Украины, которую он высказал на проходившем недавно в Ялте саммите YES. В частности, Виктор Янукович предложил проложить часть российского «Южного потока» по территории Украины, аргументируя это экономической целесообразностью. Сейчас стоимость проекта оценивается в 25 миллиардов евро. Маршрут «трубы», предложенный главой государства, обойдется в пять раз дешевле! Но еще более разумный путь — вообще отказаться от строительства нового «потока». Мощности украинской газотранспортной системы после ее модернизации вполне хватит, чтобы полностью удовлетворить растущие потребности Европы в голубом топливе. При этом себестоимость транзита газа через нашу ГТС значительно ниже.
— Мы предлагаем нашим партнерам в Европе и России более гибкий подход к модернизации украинской ГТС без строительства «Южного потока», — подчеркнул Виктор Янукович. — Это дискуссия, которая еще впереди. И я убежден, что тот диалог, который идет сейчас между Украиной и Россией на уровне хозяйствующих субъектов НАК «Нефтегаз Украины» и «Газпрома», — абсолютно естественное явление, и у нас это не вызывает лишних эмоций.
Глава государства также выразил уверенность в том, что в ходе дискуссии будут объединены интересы всех сторон — Европы как потребителя, России как стратегического поставщика и Украины как транзитера энергоресурсов.
— Предложения Президента Украины экономически более выгодны для России, — отметил Юрий Бойко. — Они позволят в разы сократить затраты при увеличении мощностей для прокачки российского газа в страны ЕС. В то время как строительство «Южного потока» ляжет на потребителя российского газа в Европе.
ЕС готов поддержать предложения Украины в отношении «Южного потока»
По мнению экспертов, ЕС готов поддержать предложения Украины в отношении «Южного потока» еще по одной причине. Российский обходной газопровод станет конкурентом европейского проекта Nabucco по поставкам каспийского газа в Европу (прежде всего в Австрию и Германию). И россияне, естественно, не заинтересованы в его появлении. Гюнтер Эттингер недвусмысленно намекнул об этом на встрече во Вроцлаве. Европейский комиссар предупредил: если в России и вправду уверены, что «Южный поток» или какое-либо политическое давление на Ашхабад и Баку заставят Европу отказаться от Транскаспийского газопровода и Nabucco, то лично он «станет меньше доверять долгосрочным газовым контрактам и меньше верить в то, что газ не является политическим инструментом».
Впрочем, европейцы не собираются отступать. Замысел ЕС в том, чтобы противопоставить желаниям россиян их же собственные интересы. По словам Гюнтера Эттингера, наращивание поставок российского газа в Европу возможно лишь при условии появления альтернативных источников голубого топлива, которые позволят увеличить объем европейского газового рынка.
— Русским выгоднее иметь долю на газовом рынке Европы в 30 процентов от объема 600 миллиардов кубометров, нежели 40 процентов от 400 миллиардов, — подчеркнул еврокомиссар.
Из слов Гюнтера Эттингера выходит: если Россия хочет продавать больше газа, то не должна препятствовать строительству европейских газопроводов. Но тогда зачем ей тратить десятки миллиардов на свои новые «потоки»? Как заявил еврокомиссар, лично он сомневается в том, что проект будет реализован: «уж больно дорого тянуть трубу по дну Черного моря». В таких условиях предложение украинского Президента могло бы стать золотой серединой, способной устроить все стороны. Для Украины это означает еще большую заинтересованность Европы в развитии совместных с нашей страной проектов, а также инвестициях в энергетическую сферу.
448Читайте нас у Facebook