«Водитель, которого привезли на освидетельствование, прекрасно себя чувствовал. Не было никаких симптомов того, что на него брызгали газом»
Видео, которое разместил в интернете 30-летний тернопольчанин Артем Елизаров, мгновенно распространилось на различных сайтах. Уже две недели новость о том, как «фашисты-гаишники выкуривали водителя газом», остается одной из самых комментируемых. Немудрено, ведь к бескультурщине и профнепригодности некоторых инспекторов ГАИ мы давно привыкли, но чтобы выломать стекло в автомобиле и распылить в лицо водителю слезоточивый газ — такого еще не было. А пока возмущенные граждане костерят ГАИ на интернет-форумах, гаишников, ставших героями видео, сняли с должностей. На этом можно было бы ставить точку. Но, когда мы попытались разобраться в случившемся без лишних эмоций, оно приобрело совсем другую окраску, чем казалось на первый взгляд…
«Речь водителя была замедленной, поведение странным, зрачки расширенными. Так обычно выглядят люди, употребляющие наркотики»
Сюжет, выложенный на сайте защиты прав водителей «Дорожный контроль», длится почти 23 минуты. Смотреть его, честно говоря, скучновато: инспекторы Теребовлянского райотдела ГАИ Тернопольской области просят Артема Елизарова предъявить документы, тот в свою очередь требует предъявить ему видеодоказательства его правонарушения. И так много раз подряд. И водитель, и гаишники снимают беседу на мобильные телефоны, пререкаются, переливая из пустого в порожнее, пытаются друг друга переспорить. Интересное происходит только в конце: сквозь опущенное на пару сантиметров водительское окно просовываются руки милиционера (причем пустые), через несколько секунд слышится пшик, похожий на распылившийся дезодорант, и следом — трехэтажная матерщина водителя, который кричит, что такие-сякие гаишники травят его газовым баллончиком. При этом сам баллончик не виден, инспекторы, которых продолжают снимать на видео, стоят поодаль от машины с опущенными руками. Еще несколько минут нецензурной брани водителя, его угрозы «позвонить кому надо» — и сюжет окончен.
* «Я от своего не отступлю и намерен судиться с сотрудниками ГАИ», — говорит Артем Елизаров
Итог инцидента уже известен: Артем Елизаров подал заявление в Теребовлянскую райпрокуратуру, была назначена внутрислужебная проверка, перед водителем извинился начальник районной Госавтоинспекции, а трое инспекторов были наказаны: два лишились места роботы, третьему, стоявшему в стороне, объявлен строгий выговор и на ближайшие полгода существенно урезана зарплата.
Впрочем, двое сотрудников ГАИ на встречу с корреспондентом «ФАКТОВ» явились в форме: хотя с должностей их сняли, с работы пока не уволили. Наказанный старший лейтенант Василий Лакомый теперь каждый день выходит на дежурство, а старший лейтенант Ярослав Стасишин, хоть и лишился права патрулировать на дорогах, должен находиться в райотделе — он проходит всевозможные проверки, отвечает на вопросы, пишет объяснительные и ждет решения своей участи.
— Нас, сотрудников ГАИ, и так на весь район было четверо, — вздыхает начальник Теребовлянской ГАИ Петр Джугла. — А теперь, когда старшего лейтенанта Ярослава Стасишина и капитана Михаила Дохвата сняли с должностей, осталось всего двое — я и Василий Лакомый. Когда дежурный сообщил мне о конфликте, возникшем в центре города, я сразу выехал на место, чтобы во всем разобраться. Застал там белый пикап с водителем, который заперся изнутри, и троих инспекторов. Я подошел, представился, попросил человека выйти из автомобиля. Елизаров вел себя спокойно, проехал вместе со мной в поликлинику, где его проверили на состояние алкогольного и наркотического опьянения. Проверка была небезосновательной: речь молодого человека была замедленной, поведение странным, зрачки расширены. Так обычно выглядят и ведут себя люди, долгое время употребляющие наркотики. Возле входа в поликлинику Елизаров говорил с кем-то по телефону, объяснял, что его привезли на медицинское освидетельствование, но он, мол, уже месяц как завязал — не курит коноплю. В крови водителя действительно не было обнаружено никаких запрещенных веществ. Я отвез молодого человека к его автомобилю, извинился, если действия моих подчиненных чем-то его обидели, и отпустил. При этом о газовом баллончике, из которого на него якобы брызгали, водитель не упоминал, на плохое самочувствие не жаловался, да и выглядел он совершенно здоровым.
«Когда мы услышали его нецензурную брань и крики о том, что мы, гады, травим его газом, сразу отошли от автомобиля подальше»
— Артем Елизаров зашел ко мне в кабинет около пяти часов вечера, — рассказала «ФАКТАМ» врач Теребовлянской районной поликлиники Мария Дублик. — У меня было предписание проверить его на состояние алкогольного и наркотического опьянения. Пациент был абсолютно трезв. Кроме того, по его же словам, прекрасно себя чувствовал. Ни воспаленных слезящихся глаз, ни покрасневшей кожи, ни затрудненного дыхания, ни других симптомов того, что на него брызгали газом, не было и в помине. Равно как и жалоб или разговоров о газовом баллончике.
— Человек просто не смог бы высидеть в машине, куда брызгали газом, двадцать минут при закрытых окнах, а потом спокойно сесть за руль и поехать, — объясняет Петр Джугла. — Это провокация чистой воды. Мои инспекторы сразу рассказали мне о спектакле, который разыграл водитель, не желавший предъявлять документы: закрылся в своем автомобиле, чем-то пшикнул, а потом сам же стал кричать и материться…
— Артем Елизаров решил таким образом избежать штрафа за нарушение правил переезда перекрестка, — предполагает старший лейтенант Василий Лакомый. — Мы, конечно, тоже не правы. Надо было сразу, увидев, что человек неадекватен, составлять протокол и брать свидетелей, которые подтвердили бы личность водителя и его отказ предъявлять документы. А мы чего-то растерялись: грубых, хамовитых водителей, которые нарушают правила да еще треплют нервы, на дорогах хватает. Но с таким человеком сталкиваемся впервые. Когда услышали его нецензурную брань и крики о том, что мы, гады, травим его газом, сразу отошли от автомобиля подальше. Тем не менее, как видите, провокация Елизарову удалась. Хотя никакого баллончика, как и других спецсредств, у нас не было.
— Но если вы не брызгали газом на водителя, за что же вас наказали? — недоуменно спрашиваю я.
— За непрофессионализм на дороге, — вздохнул Петр Джугла, глядя на своих подопечных. — Михаил Дохват, возмущенный упрямством и неадекватным поведением водителя, вышел из себя, хотя делать этого не имел права. Он обращался к Елизарову на ты и грозил забрать его в райотдел. Кроме того, попытки инспекторов открыть автомобиль или просунуть пальцы над стеклом, чтобы не дать водителю возможность закрыть окно, тоже были нарушением. В целом поведение моих подопечных в такой экстремальной ситуации должно было выглядеть иначе. Увидев, что их пытаются спровоцировать, они должны были просто оформить протокол при двух свидетелях, и на этом дело было бы исчерпано.
*»На этом перекрестке водитель нарушил Правила дорожного движения. И чтобы избежать ответственности, разыграл настоящий спектакль», — уверяют Ярослав Стасишин (слева) и Василий Лакомый
— Но у нас были серьезные подозрения, что Елизаров находится в состоянии наркотического опьянения, — объясняет Василий Лакомый. — Права он предъявлял, закрывая свою фамилию, переворачивая фотографией к себе. Все это тоже было подозрительно. Отпускать такого человека на дорогу, создавать опасность для других водителей мы не имели права. Согласитесь, человеку, у которого все в порядке, нет смысла так вести себя с инспекторами ГАИ. Елизаров нарушил правила пересечения перекрестка — поворачивая налево, выехал на встречную полосу. Мы как раз ехали напротив, он нас видел, но правила все равно нарушил. Такое впечатление, что Елизаров специально это все подстроил. Только зачем? Неужели, чтобы прославиться в интернете?
«Пусть на моем примере другие учатся, как нужно вести себя с инспекторами Госавтоинспекции»
Чтобы узнать ответ на этот вопрос, «ФАКТЫ» встретились с автором нашумевшего видеоролика.
- В центре Теребовли меня остановили инспекторы ГАИ, объяснив, что я неправильно пересек перекресток, — говорит Артем Елизаров. — Но разметки там нет, понять, что ты выезжаешь на встречную, невозможно.
— Почему вы не объяснили это сотрудникам Госавтоинспекции спокойно?
— Меня возмутило, что они остановили машину без включенного маячка «аварийки», представились и предъявили документы только после того, как я их попросил. И вообще, какое они имели право меня останавливать, если они были не на патрулировании, а просто ехали мимо? (Почему Артем Елизаров так решил, неизвестно. Михаил Дохват, Ярослав Стасишин и Василий Лакомый были в форме, при табельном оружии и нагрудных жетонах, ехали на служебном автомобиле и, увидев нарушение Правил дорожного движения, обязаны были остановить нарушителя. — Авт.) Старший лейтенант Стасишин подошел ко мне, потребовал предъявить документы. Я сказал, что сделаю это только после того, как получу фото- и видеоподтверждение своего правонарушения, и стал снимать наш разговор на мобильный телефон.
— Зачем?
— Я всегда так делаю, когда меня останавливает сотрудник ГАИ. У меня на ноутбуке таких бесед хранится много, некоторые уже выложены в интернете. Пусть на моем примере другие учатся, как нужно вести себя с инспекторами Госавтоинспекции. Я, например, никогда не выхожу из машины при разговоре с гаишником, а теперь вообще буду открывать окно только на два сантиметра, чтобы уберечь себя от струи из газового баллончика. Я это так не оставлю.
— Вы сможете доказать в суде, что на вас брызгали газовым баллончиком? На видео его не видно, я смотрела несколько раз. Может, у вас есть заключение экспертов о том, что на обшивке салона остались осевшие микрочастицы вещества из газового баллончика?
— Нет. Чего-то я об этом не подумал. Да и времени не было. Когда меня, наконец, отпустили, я поехал по делам — ведь потерял столько времени на этих инспекторов!
— Тогда, быть может, вы обращались к дерматологу, который подтвердил бы поражение вашей слизистой оболочки и кожи после воздействия слезоточивого газа?
— Нет, не обращался. К счастью, когда гаишники брызгали из баллончика, я прикрылся воротом куртки, и в глаза мне газ не попал. Но очень болела голова. Через несколько дней я обратился к невропатологу, который прописал мне лечение.
Назвать фамилию врача, поставленный им диагноз или хотя бы название медикаментов, которые он принимает, Артем Елизаров не смог. Однако вместе со своим адвокатом намерен довести дело до суда, чтобы обидевших его сотрудников ГАИ наказали по всей строгости.
Тем временем трое инспекторов Госавтоинспекции подали встречный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ведь Василию Лакомому объявили строгий выговор и наполовину урезали зарплату. Теперь ближайшие полгода капитану милиции, его жене и двум маленьким детям придется существовать на тысячу пятьсот гривен в месяц. А двух его коллег — Ярослава Стасишина и Михаила Дохвата — сняли с должностей, хотя Дохвату оставался всего год до пенсии.
Фото автора
845Читайте нас у Facebook