Наука та технології

На МКС обнаружены опасные микробы, подобные тем, что в свое время «съели» орбитальный комплекс «Мир»

15:20 24 квітня 2012

Российская академия наук предупреждает о том, что на Международной космической станции обнаружены микроорганизмы, которые способны серьезно повредить оборудование и даже полностью вывести его из строя.

«Мы сталкивались с этим на станции «Мир» и столкнулись с этим на МКС — с пагубным воздействием микрофлоры на конструкцию станции. Микробы поражают не только металлы, но и полимеры. Они могут стать причиной отказов техники», — заявил вице-президент академии наук Анатолий Григорьев.

Ученый подчеркнул, что микроорганизмы, а их выявлено на станции в общей сложности 76 видов(!), обладают очень высокой жизнеспособностью. Даже в экстремальных условиях открытого космоса они могут существовать в течение 18-31 месяца и более! Это грибы, патогенные бактерии и так называемые микробы-технофилы, которые вызывают биокоррозию.

«Такая микрофлора может портить приборные панели и другие полимерные покрытия, включая даже изоляцию проводов. Распространение очагов деградации материалов и массовое размножение микроорганизмов способно вывести из строя бортовую аппаратуру», — сообщил представитель Института медико-биологических проблем РАН Вячеслав Ильин.

Проблема опасных микроорганизмов на космических станциях не нова. На советских орбитальных комплексах «Салют» и «Мир» ученые в свое время выявили около 300 видов бактерий и микроскопических грибов. На станции «Мир» эти организмы поедали даже кабели.

Российские ученые на протяжении многих лет работали над решением данной проблемы. Был создан препарат велтогран, который обладает сильным антимикробным эффектом и антикоррозийной активностью. Его опробовали в ходе недавнего эксперимента «Марс-500». Кроме того, на МКС планируется отправить в ближайшее время специальную установку «Альфа», которая была создана еще в начале 1990-х. Она ведет борьбу с микробами с помощью ультрафиолета.

Заявление российских ученых может повлиять на активно обсуждающийся сейчас вопрос о сроках окончания эксплуатации МКС. Изначально планировалось, что станция будет работать на орбите до 2020 года включительно. Но Роскосмос и Национальное аэрокосмическое агентство США (НАСА) рассматривают возможность продления срока до 2028 года. Станцию хотят использовать в качестве площадки для осуществления новых космических экспериментов, в частности, для подготовки пилотируемых полетов на Луну, а также на другие планеты. Кроме того, российские, американские и европейские специалисты детально прорабатывают программу продления миссий каждого экипажа на МКС. Сейчас космонавты проводят на орбите примерно по шесть месяцев. Но завершение использования американских шаттлов усложнило и заметно удорожило смену экипажей. Поэтому Роскосмос и НАСА хотят увеличить срок пребывания экспедиций на станции до девяти месяцев, а возможно, и до года.

Напомним, что базовый модуль станции «Мир» был выведен на орбиту в феврале 1986 года. Полный монтаж комплекса был завершен спустя десять лет. Не успела Россия заявить о начале функционирования на полную мощность орбитальной станции, как на ней то и дело стали выходить из строя различные приборы и системы. Их ремонт и замена обходились слишком дорого, и в марте 2001 года «Мир» был затоплен в Тихом океане. За время существования станции на ее борту побывали 104 космонавта из 12 стран мира. Было проведено 23 тысячи научных экспериментов. Опыт работы и эксплуатации «Мира» активно используется теперь на МКС.