«Корпус моей подводной лодки сварили специалисты по изготовлению цистерн для пива»
До недавнего времени простому человеку можно было только мечтать о том, чтобы иметь собственную подводную лодку и самому на ней плавать. В течение минувшего века субмарины использовались лишь в военных целях и иногда в научных. Только в последние годы частные подводные лодки вошли в моду, став игрушками для богатых. Российский олигарх Роман Абрамович, например, держит на своей мегаяхте двухместную подводную лодку, а яхта Пола Аллена стоимостью 450 миллионов долларов может похвастаться десятиместным подводным аппаратом. У богатых, как говорится, свои причуды. Но теперь и у простых смертных появилась реальная возможность стать обладателем собственной субмарины.
— Волны смыкаются над головой, я медленно опускаюсь и зависаю над самым дном, — рассказывает
— К слову, о снах. Правда ли, что идея создания мини-субмарины посетила вас именно во сне? — интересуюсь у создателя первой в Украине самостоятельно сконструированной подводной лодки.
— Да, это так, — подтверждает Василий Чикур. — Можно сказать, сон был вещим. Через год подготовили чертежи субмарины, на ее создание ушло чуть более двух лет. Спуск на воду, вернее, под воду наметили на лето
Мой собеседник не знаменитый изобретатель или инженер-испытатель. Ему, медику и юристу по образованию, вполне хватило имевшихся технических познаний и жизненного опыта для того, чтобы начать сооружение подводного аппарата.
Строительство подводных лодок связано с решением серьезных технических проблем. Прежде всего, весьма нелегко достичь одновременно дешевизны и безопасности аппарата. Причин тому много. Это и коррозионное воздействие морской воды, и наружное давление, резко растущее по мере погружения. Казалось бы, лодка неизбежно будет тяжелой, сложной и дорогой.
— На самом деле это не так, — улыбается Василий. — Помогли элементарные физика и геометрия: объем, вес, площадь... Некоторые непростые решения посещали меня ночью — просыпался и старался как можно быстрее зафиксировать их на бумаге. Собрал группу энтузиастов. Все заказы размещали на отечественных предприятиях. Наиболее трудоемким оказался процесс изготовления прозрачного колпака. А вот корпус сварили бывшие специалисты по выпуску цистерн для разливного пива и кваса точно по чертежам — в форме пивной бочки, со своеобразными «ушками»...
За год моя «ныряющая лодка» была готова. Отличительные ее особенности: элементарная транспортабельность, маневренность — с первой же попытки она прошла под днищем спасательного катера.
— Во сколько обошлось это судно, если не секрет?
— Материальные вложения в первую «малютку» массой 420 килограммов и с габаритами 2,8×1,3×1,15 метра составили порядка 120 тысяч гривен. Это вполне сопоставимо с ценой обычной машины. Параметры позволяют субмарине стартовать прямо с мелководья.
«Ныряющая лодка» — альтернатива обычному плаванию с аквалангом, в ней можно побывать в трехмерном мире, не испытывая никаких сложностей с дыханием. При погружении лодки до расчетной пятидесятиметровой глубины в ней поддерживается обычное атмосферное давление.
Наплаваться можно от души: заряда батарей для бесперебойной работы двигателей хватает на десять часов. За это время можно проплыть 93 километра со скоростью 5 узлов. Система кондиционирования гарантирует воздух, пригодный для дыхания. Кстати, аппарат «ходит» и по водной поверхности, развивая ту же «прогулочную» скорость.
В мини-подлодке все, как в настоящей большой субмарине: балластные камеры для срочного подъема на поверхность в экстренных ситуациях — всплыть «наверх» можно в течение трех минут, а покинуть лодку в случае опасности — за две минуты. Еще одна характерная особенность «ныряющей лодки» — она передвигается под водой даже в перевернутом состоянии.
Управлять необычным подводным аппаратом «Чикур-1» (так конструктор назвал свое детище) не труднее, чем автомобилем либо обычной лодкой. Рукоятка вправо — погружение на глубину, рукоятка вниз — подъем на поверхность. Естественно, необходимы определенные навыки, получаемые в процессе четырехдневного курса обучения. Надо сдать, как минимум, три водительских теста и экзамен, после чего выдается «Сертификат подводного пилота». Желательно также иметь сертификат ныряльщика с аквалангом.
Родственники Василия сначала очень волновались: выдержит ли конструкция давление воды.
— Было такое поначалу, — признается дочь изобретателя Оксана. — Когда же лодку апробировали, я была в восторге! Под водой иные ощущения, другой мир... Словами не передать!
Детище одесского Кулибина получило и церковное благословение. «Мы вместе молились, чтобы Господь помог. Потом я эту лодку освятил и помог спустить в море», — рассказывает священник Роман Дорош.
В отличие от небесных и подводных, земные проблемы решаются не так быстро.
— Чиновники из Регистра судоходства, куда мы обратились, поясняют, что не знают, как оформить нашу новинку, — сетует Василий Чикур. — Однако мы не отчаиваемся. Намечаем не только освоить массовый выпуск «ныряющих лодок», но и запустить новую модель. Для особо требовательных заказчиков можем спроектировать и изготовить более вместительную (вплоть до девяти посадочных мест) субмарину. Она подойдет и для туристического бизнеса.
Фото автора
1850Читайте нас у Facebook