«пятнадцать лет любимый добивается моей руки и сердца! А я не решаюсь: ты здоровый человек, вот и ищи себе здоровую « -
Тамара точно знает, когда упал последний лист с ее любимой яблони, догадывается о болезни маленькой девчушки, потому что утром та не идет своей обычной тропинкой в школу. Женщина знает, в котором часу в доме напротив затопят печь Сорокалетняя ровенчанка проводит все свои праздники и будни, сидя у окна: с десяти лет у женщины парализованы ноги.
«Когда мама умерла, родной брат выгнал меня из дому»
Последние два года Тамара живет в Степаньском интернате для одиноких и престарелых людей. Уверяет меня, что здесь ей хорошо, но печальные глаза выдают женщину
С десяти лет, как только Тома стала инвалидом, за ней присматривала мама. Она сделала все, чтобы девочка приспособилась к новой жизни, научилась не ощущать себя обделенной. Когда не стало дорогого ей человека, Тома поняла, что люди могут быть не только добрыми, но и подлыми. После смерти матери родной брат выгнал ее из отчего дома.
- «Триста лет ты мне сдалась», — сказал мне брат, — вспоминает Тамара. — И это он говорил, еще когда мама была жива. С его слов я поняла, что рано или поздно окажусь на улице, и начала обращаться за помощью в разные органы власти, в местную прессу. Я надеялась, что, возможно, найдутся люди, не имеющие собственного жилья, которые согласятся ухаживать за мной в обмен на дарственную на часть дома. Как только брат узнал об этом, едва не лишил меня жизни. Оказывается, он не только не собирался ухаживать за мной после смерти мамы, но и претендовал на всю жилплощадь. Как только мамы не стало, он выгнал меня из дому. Слава Богу, нашлись добрые люди, которые помогли мне устроиться в интернат. Здесь я нахожусь уже два года.
Чтобы как-то отвлечься, пишу стихи. Я с детства была большая фантазерка. Пусть за окном вижу одну и ту же картину, мне нетрудно представить себя в сказочном саду. Если у меня хорошее настроение, то стихи получаются веселые. Когда же на душе плохо и от отчаяния хочется выть, беру чистый лист, и на бумагу ложатся строки:
Що я, Господи, зробила,
Що скоїла таке страшне,
Що мене доленька побила
I прирекла
на неземне.
Вже тридцять лiт, лиш уявити:
Одна в кiмнатi день i нiч.
З розлуки, болю — вити, вити
Кричати
плакати в вiкнi.
А ведь я родилась вполне здоровым ребенком, только с кривыми стопами. Киевские доктора, к которым мы обратились за консультацией, уверили маму, что стопы со временем выровняются, только нужно какое-то время походить в специальной ортопедической обуви. Местный же врач предложил решить проблему иначе: положить на стопы гипс. Мол, так будет быстрее и проще. На то время мне было уже десять лет. Три месяца я носила злополучный гипс. Помню, как мне было больно, как под гипсом все тело жгло, я плакала и просила маму снять его с меня. Когда наконец гипсовую повязку сняли, увидели, что на ногах гнойно-кровавые раны. Врачам, собравшимся на консилиум, мой лечащий врач сообщил, что за три месяца он трижды менял повязку на свежую и не понимает, почему все так произошло. На самом деле он бессовестно врал. Тридцать лет назад никто и догадаться не мог, что можно подать в суд за такое «лечение»
Больше самостоятельно передвигаться я не смогла. Мама оформила инвалидность и принялась приспосабливать меня к новой жизни. Ко мне на дом приходили учителя, я много читала, всем интересовалась. Одноклассники и соседские ребята приходили в гости. Я даже думать боялась о том, что мама может умереть раньше меня. С ней я чувствовала себя защищенной и такой счастливой, что даже не замечала своей инвалидности.
«Моя подруга — тоже инвалид — родила здоровую девочку»
В комнате у Томы очень много мягких игрушек и живых цветов. Не скрывая своего удивления, интересуюсь, откуда зимой такая роскошь.
- Это все подарки от любимого, — немного смущаясь, признается Тамара. — Уже пятнадцать лет у меня есть друг. Он от меня ничего не требует, разве что выйти за него замуж. Владимир абсолютно здоровый человек, одного со мной возраста. Я очень благодарна ему за поддержку. Когда умерла мама, а брату я стала поперек горла, то не видела смысла жить, хотела даже наложить на себя руки. Только благодаря Володе я вернулась к жизни.
Пятнадцать лет назад я лежала в одной больнице с его мамой. Володя ежедневно приходил навещать свою маму. Как сейчас помню, однажды во время обеда я уронила ложку. Он подошел ко мне, поднял ложку и поинтересовался, не нужно ли меня покормить. Мы пошутили, а на следующий день он снова пришел, только теперь уже не только к маме Сначала мы просто разговаривали в палате, а потом он стал выносить меня на прогулку в сад. Когда выписалась, Володя пришел к нам домой. Маме он очень понравился. Да такой парень не может не нравиться! Высокий, симпатичный, уравновешенный, без вредных привычек. Для любой женщины такой мужчина настоящий клад. А я все не решаюсь
Я его спрашиваю: ну зачем я тебе? Ты здоровый человек, вот и ищи себе здоровую жену. Он убеждает, что уже нашел. Только я боюсь. Ведь, кроме того, что не двигаюсь, еще и часто болею: давление скачет. Пятнадцать лет любимый добивается моей руки и сердца! Почему не выхожу за него замуж? Может, просто боюсь испортить ему жизнь. А ведь я так хочу настоящей семьи.
Моя подруга — тоже инвалид — родила здорового ребенка. Врачи были категорически против ее беременности. Убеждали, что или ребенок родится больным, или она сама не выдержит родов, но подруга рискнула. Сегодня ее непоседливая дочурка целый день бегает вокруг нее, теребит за руки, всем интересуется, рвется в детский сад, а вечером приходит отец семейства, они вместе ужинают, говорят о том, что произошло за день. Вот это и есть настоящее счастье.
- О романе Тамары наслышаны все обитатели нашего интерната, — рассказывает заведующий Степаньским интернатом для одиноких людей Василий Линка. — Когда Владимир приезжает, выносит Тамару на руках на улицу. Всегда приходит с подарками и обязательно с цветами. Трудно сказать, почему она не решается выйти за него замуж. Похоже, больше волнуется за него, чем за себя. Да мало ли семей, когда один из супругов с ограниченными возможностями? Главное, чтобы люди любили и уважали друг друга.
Может быть, почитав вашу газету, Владимир поймет, что Тамара тоже к нему неравнодушна, и возьмет наконец свою «крепость» штурмом? Ох и свадьбу мы тогда отгуляем!
365Читайте нас у Facebook