«Российские военные под Иловайском добивали наших раненых»
Одной из самых трагических страниц АТО стало окружение украинских подразделений в Иловайске. Участники боев в открытую обвиняют командование в предательстве, а министр обороны Валерий Гелетей в ответ распорядился засекретить информацию о происходящем там, поскольку она «негативно влияет на развитие событий». Поэтому пока не известно, когда мы узнаем всю правду о произошедшем. В настоящее же время в открытом доступе появляются сообщения «из первых уст», иногда прямо противоречащие друг другу. Тем временем российские войска совместно с террористами расстреливают как украинцев, так и взятых нашими бойцами в плен россиян.
Пресс-службы АТО и СНБО несколько дней обещали помощь оказавшимся в иловайском «котле», но она не шла
Напомним, в начале июля террористы осадили находившийся под контролем украинских войск крупный железнодорожный узел в Донецкой области Иловайск. Они оттеснили силы АТО и в течение месяца удерживали город, но в августе была начата операция по его освобождению, которая должна была обеспечить полное окружение Донецка. Как информировал штаб АТО, наши войска закрепились на подходе к Иловайску и в середине месяца принялись штурмовать город. Вскоре группы из добровольческих батальонов водрузили в центре Иловайска украинский флаг, а помощник министра внутренних дел Антон Геращенко даже высказался, что к вечеру ожидается полное его освобождение. Однако к городу подтянулись батальоны сепаратистов «Оплот» и «Восток». Зачистка Иловайска приостановилась, а вскоре Россия прислала мощное подкрепление террористам. По добровольцам, в основном легковооруженным, стали работать тяжелая артиллерия, реактивные и обычные минометы. Ситуацию усугубило то, что вместо запрошенного подкрепления отошли танковые и артиллерийские подразделения, прикрывавшие фланги и тыл закрепившимся в Иловайске и на подступах к нему бойцам добровольческих батальонов и рот Вооруженных Сил Украины.
*Бойцы батальона «Донбасс» первым делом выносили через «гуманитарный коридор» своих тяжелораненых
Оперативное окружение наших войск превратилось в «котел». Но «ребятам там действительно жарко, поскольку происходят постоянные контратаки. Они не в окружении — у нас проходит перегруппировка войск для продолжения наступления по освобождению населенных пунктов на востоке», — заявил спикер информцентра СНБО Андрей Лысенко. В ответ на запросы о помощи и сообщения окруженных о потерях пресс-службы АТО и СНБО заявляли, что ситуация стабильная, помощь направлена, убиты сотни боевиков, уничтожены десятки единиц российской техники, а наших раненых и тела погибших вот-вот вывезут по уже организованному безопасному коридору. Однако многие украинцы, чьи попавшие в окружение родные и близкие рассказывали по телефону о реальной обстановке, официальной информации не верили и организовали многочисленные митинги у Администрации президента, на Майдане незалежности и возле Министерства обороны, требуя помочь оказавшейся в «котле» группировке.
*Колонну украинских военных, которую террористы якобы соглашались пропустить, противник безжалостно расстрелял из минометов и тяжелой артиллерии
Петр Порошенко встретился с представителями митингующих, пообещав организовать помощь и пути отхода. Генштаб заявил о деблокировании украинских бойцов и передаче им тяжелой бронетехники. Однако с места опять сообщали, что подкрепления не видно, а отойти даже через ситуативно сложившиеся и сравнительно безопасные коридоры невозможно, поскольку приказа к отступлению нет. Тем временем введенные без объявления войны в Украину регулярные российские войска захватили Новоазовск и несколько других населенных пунктов, что открыло им путь к Мариуполю. Командование АТО признало этот факт, и вся бронетехника якобы ушла защищать Мариуполь.
«К сожалению, около 500 ребят из различных подразделений погибли при прорыве колонны»
Министр обороны Валерий Гелетей информацию о происходящем засекретил. «Был вынужден приостановить предоставление любой публичной информации в части, что касается непосредственно ситуации, которая сложилась с добровольческими батальонами МВД и подразделениями Вооруженных Сил под Иловайском. Дал соответствующее указание военной службе контрразведки относительно реагирования на факты разглашения секретных данных касательно обстановки, сложившейся в районе Иловайска. Безусловно, это негативно влияет на развитие событий», — сообщил он в «Фейсбуке». Он пояснил, что попадающие в открытый доступ сведения об оперативной обстановке представляют большую опасность для боеспособности войск, и пообещал обнародовать информацию о произошедшем в Иловайске, лишь когда опасность минует.
В это время в игру вступил Путин, призвавший руководство террористов к организации коридора для выхода украинских бойцов. Однако, как сообщили на странице отдельной сотни «Крым» в «Фейсбуке» прошедшие через этот «коридор» бойцы, на самом деле это была ловушка. «Вот такой „Зеленый коридор“ дала Россия. Сотни трупов, десятки в плену», «Мы выжили, несмотря на то, что нас слили. Мы возвращаемся домой, Альхамдулиллях!
Такая же информация о проходе коридора и у военного аналитика Алексея Арестовича, заявившего: «После того как на поле боя после артиллерийского и танкового расстрела колонны остались лежать несколько сот наших раненых, доблестные „русские офицеры“, про которых снимают популярные к закупке руководством украинских телеканалов сериалы, организовали их добивание. Российские военные выстроились в цепь и, прочесывая местность, достреливали наших беспомощных от ранений бойцов. С точки зрения военной чести — это последняя стадия падения, ниже только организованное убийство детей».
При этом россияне не жалели и своих — в колонне находились десятки пленных и раненых российских десантников. В ходе прорыва колонна разбилась на несколько частей. По поступающей информации, остатки бойцов попали в окружения в трех местах — возле Екатериновки, Старобешева и Червонополья, откуда до сих пор прорываются небольшими группами. Россияне выставляют им ультиматумы, требуя сложить оружие и сдаться в плен. Также в Интернет попала информация, что Петр Порошенко сумел договориться об очередном «коридоре»: якобы к окруженным должны были пропустить «гуманитарный конвой», на котором они могли выехать и увезти раненых — с оружием и знаменами, но без бронетехники. Однако, как сообщил командир батальона «Донбасс», «возникла проблема, которую надеемся быстро решить. Воинская часть, окружившая хлопцев, ничего не знает про договоренности и дала еще два часа на сдачу. Надеюсь, что это просто медленные шестеренки военной бюрократической машины. Проинформировал президента, командующего Нацгвардией. Вынужден вступить в контакт с разведротой ВДВ РФ с целью оттянуть срок ультиматума, чтобы могла успеть пройти команда». Кстати, как бойцам удалось выяснить во время общения с россиянами, войска РФ знали маршрут колонны, прорывавшейся из Иловайска, и в течение дня ждали ее в том месте, где впоследствии она была расстреляна.
Когда верстался номер, то и дело появлялись сообщения о выходе групп украинцев из окружения: по пути они умудряются не только наносить врагу значительные потери в живой силе и технике, но и брать пленных. По словам Семенченко, согласно договоренностям Порошенко, «в течение нескольких дней все сдавшиеся в плен бойцы, а также раненые, находящиеся в плену, будут обменены на российских десантников в Харькове». Тем временем Антон Геращенко сообщил, что принято решение о расширении штата и доукомплектовании добровольческого батальона Национальной гвардии «Донбасс», которому будут приданы бронетанковая группа, артиллерия и минометы. Также усилят вооружение и других батальонов, находящихся в подчинении МВД. Министерство внутренних дел и Национальная гвардия готовят списки к награждению для бойцов, участвовавших в операции по освобождению Иловайска, а Арсений Яценюк вручил Семену Семенченко орден Богдана Хмельницкого 3-й степени и именное холодное оружие.
«Списки всех, кто еще не вышел, завтра подытожим и опубликуем. Будем выяснять судьбу каждого, чья судьба пока не известна», — сообщил Геращенко. А спикер СНБО Андрей Лысенко, комментируя ситуацию под Иловайском, обнародовал мнение своего руководства: «Все, кто допустил ошибки, повлекшие тяжкие последствия, или совершил преступления, понесут ответственность». Он заявил, что операция с выводом войск из окружения продолжается, поэтому подробности не разглашаются. Полные цифры потерь он обещал обнародовать после ее завершения.
«Такое впечатление, что вокруг президента одни предатели и карьеристы»
Легендарный сотник Майдана, а ныне командир одной из рот батальона «Днепр-1» Владимир Парасюк тоже вернулся из российского плена. В иловайском «котле» Парасюка взяли в плен российские кадровые военные и передали его чеченцам, которые пытались сорвать с него православный крестик, унижали, а затем передали сотника российским десантникам, которые вывезли его в Россию. Там его допросили, вернули назад в Украину и передали «дэнээровцам». «Те тоже не поняли, кто им попался, и отдали пленного украинским военным», — сообщил заместитель губернатора Днепропетровской области. Сейчас Парасюк находится с ранением в голову и многочисленными осколочными ранениями в днепропетровской областной больнице имени Мечникова. Несмотря на тяжелое состояние, он прокомментировал «ФАКТАМ» ситуацию в украинской армии:
— Впервые в жизни у меня полное непонимание ситуации. Как при таком количестве генералов и военачальников в действующем руководстве АТО можно было допустить такое побоище под Иловайском? Там погибли не менее пятисот наших ребят, а генералы врут, говорят, то десять, то пятнадцать. Такое впечатление, что вокруг президента одни предатели и карьеристы. Петр Порошенко должен действовать немедленно и решительно — время работает против него. Нужно ввести в состав Антитеррористического центра боевых командиров, военных-практиков, имеющих опыт боевых действий, и наконец все виновные должны понести наказание за этот провал и гибель людей.
Между тем в зоне АТО, не исключено — в иловайском «котле», исчезли трое украинских журналистов. Как рассказал «ФАКТАМ» Артем Шевченко, автор и ведущий программы «Хроники войны» «Эспрессо-TV» ситуация с ребятами довольно сложная: «Наша группа — журналист Егор Воробьев, оператор Тарас Чкан и журналист „Дорожного контроля“ Ростислав Шапошников — находится в зоне АТО уже больше недели, но двое суток мы не имеем с ней связи. У нас до сих пор нет данных об их судьбе, кроме того, что они, слава Богу, живы. Есть оптимистическая информация о двоих — нашем операторе Тарасе Чкане и журналисте „Дорожного контроля“ Ростиславе Шапошникове. И пессимистическая — о нашем журналисте Егоре Воробьеве. Есть определенные данные, которые говорят о том, что он задержан российскими военнослужащими или армией „ДНР“, что, впрочем, одно и то же. Более детальной информацией мы пока не располагаем. Контактируем по многим каналам с разными людьми, в том числе с силовиками, для того чтобы прояснить судьбу ребят и вернуть их домой живыми и здоровыми».
Фото с «Фейсбука»
39079Читайте нас у Facebook