«накануне поездки со мной случилась истерика. Почему-то казалось, что мы попадем в аварию. И когда автобус перевернулся, у меня вырвалось: «я знала, что это случится! »
Как уже сообщали «ФАКТЫ» (номер за вторник, 19 мая), 17 мая около девяти часов утра близ райцентра Прилуки Черниговской области перевернулся микроавтобус «Мерседес Спринтер», везший семиклассников полтавской общеобразовательной школы № 2 на экскурсию в знаменитый город Батурин. В микроавтобусе — «Фольксвагене», а не «Мерседесе», как первоначально проинформировали правоохранительные органы, — находилось 16 детей в возрасте 13-14 лет и четверо сопровождавших их взрослых
Уже на следующий день после ДТП телефон полтавского туристического агентства, организовавшего эту школьную экскурсию, стал «безответным». По неофициальной информации, владелица номера скрылась у своих родственников в одном из райцентров области. Поэтому никаких комментариев из первых уст получить не удалось. Найти водителя злополучного «Фольксвагена» тоже не смогли. Директор же школы, с учащимися которой произошло несчастье, повела себя весьма странным образом: мало того, что отказалась как-либо комментировать случившееся, так еще и не позволила встретиться с педагогом, сопровождавшим учеников в поездке. «Доступными» для корреспондента «ФАКТОВ» оставались лишь сами учащиеся и их родные.
«Тревога у дочки возникла дня за четыре до поездки»
Что именно произошло в тот злополучный день с экскурсионным автобусом, еще выясняют, пока же известно следующее. На подъезде к Черниговской области у него спустило колесо. Поставив «запаску», водитель микроавтобуса продолжил движение. Менее чем через час, в нескольких километрах от Прилук, попав в выбоину, запасное колесо лопнуло, вследствие чего «Фольксваген» начало водить по трассе и выбросило на обочину, откуда он слетел в кювет, перевернулся и лег на бок Понятное дело, в салоне мгновенно началась паника. В общем тревожном гуле совершенно отчетливо прозвучали слова семиклассницы Алены Довженко: «Я знала, что это случится!»
- У меня предчувствие было, — вспоминает Алена, с которой я встретилась в хирургическом отделении Полтавской городской детской клинической больницы. Лицо девочки все в ссадинах, нос сломан. Врачи диагностировали у Алены закрытую черепно-мозговую травму, а кроме того, подвывих шейного позвонка. Поэтому Аленин подбородок зафиксирован специальной тканевой повязкой, закрепленной за изголовье кровати. — Никогда раньше ничего подобного со мной не происходило, — рассказывает девочка. — А тут вдруг возникла навязчивая мысль, что произойдет авария. Как я ни пыталась убедить себя в том, что все будет хорошо, под вечер настолько разволновалась, что со мной случилась истерика.
- Тревога у дочки возникла дня за четыре до поездки, — вспоминает Аленина мама, Наталья Владимировна. — Она смотрела телевизионные новости, в которых сообщалось о многочисленных тяжелых дорожно-транспортных происшествиях, и неожиданно у нее вырвалось: «А вдруг и с нами случится авария?» С того момента дочка места себе не находила. Я успокаивала ее как могла и даже предлагала отказаться от экскурсии. В конце концов решили дождаться утра и тогда принять окончательное решение. Но утром Алена проснулась спокойная — и мы стали собираться в дорогу. Я радовалась, что дочь проведет воскресный день не дома, как обычно, а в путешествии.
Женщина проводила девочку к школе, откуда в 5. 30 отправлялся экскурсионный автобус. Говорит, и сам микроавтобус, и водитель ей понравились. Наталья Владимировна сразу оценила, что «Фольксваген» — новенький, шофер — внимательный, и поэтому простилась с дочкой со спокойным сердцем. А через несколько часов Алена позвонила: «Мам, ты только не волнуйся Мы попали в аварию».
Памятуя о своих страхах, Алена Довженко в микроавтобусе решила занять, как ей казалось, наиболее безопасное в случае аварии место — в середине салона, со стороны водителя. По горькой иронии судьбы именно эти места оказались самыми «травматичными».
Когда под Пирятином у микроавтобуса спустило колесо и водитель остановился, чтобы поставить запасное, Алена особо не нервничала: дорога немного успокоила девочку. Пока ставили «запаску», ребята вышли на улицу, минут десять побегали, размялись. Когда двинулись снова, Николай Алексеевич, классный руководитель, сообщил, что проехали уже большую часть пути — почти 200 километров, осталось еще 120. Дети уже мечтали, как они доберутся в Батурин, воочию увидят бывшую столицу казацкой Украины, резиденцию украинских гетманов. Мало того, что место — знаменитое, так еще и в следующем году по программе они будут изучать этот период в истории государства К тому же поездка была долгожданной: начиная с марта, она несколько раз откладывалась и переносилась, поскольку никак не могли набрать группу.
«В первое время боли мы не чувствовали. Плакали скорее от испуга»
Когда пошел дождик, водитель включил в салоне музыку — и многие ребята, слушая приятные мелодии, задремали. Поэтому, когда автобус перевернулся, не все сразу поняли, что же произошло. Никто даже испугаться не успел, говорят ребята. Алена же помнит все в подробностях.
- Я смотрела в окно, — вспоминает она. — Вдруг микроавтобус начало носить из стороны в сторону, через пару секунд бросило на обочину по ходу нашего движения, и он стал переворачиваться. «Ну вот, — подумала я, — нужно было дома оставаться и никуда не ехать».
Став на крышу, микроавтобус начал заваливаться на бок. К счастью, сиденья не вырвало, поэтому практически все ребята оставались на своих местах, пока «Фольксваген» не «приземлился». Когда же это произошло, пассажиры, оказавшиеся вверху, рухнули на тех, кто был снизу.
- Все быстро выбрались через лобовое стекло, — рассказывает другая школьница, Лиза Глушкова. — Смотрим друг на друга — вроде со всеми все в порядке. Кто-то головой ударился, кто-то локоть счесал, кто-то немного стеклом порезался, но крови ни у кого много не было. В первое время боли мы не чувствовали. Плакали скорее от испуга. Боялись за Владу Гусак: девочке сильно придавило палец — и ее как самую тяжелую увезла «скорая». Остальные добирались в Прилуки попутным транспортом. А там вдруг оказалось, что у Влады-то как раз никаких повреждений нет, другие же девочки требуют неотложной медицинской помощи.
С последней в Прилуках оказалось весьма проблематично. Потерпевших в аварии школьников доставили в городскую больницу (а не в районную, как сообщалось в нашей экспресс-информации), однако должного внимания там им не уделили. Лишь спустя почти десять(!) часов после аварии, когда детей различными способами (за кем-то родственники примчались, остальных забрал второй «Фольксваген», принадлежащий перевозчику) доставили в Полтавскую детскую городскую клиническую больницу, у четырех девочек диагностировали закрытые черепно-мозговые травмы (сотрясение мозга) и подвывихи шейных позвонков. Странно, как прилукские врачи могли этого не «заметить». Более того, Лизе Глушковой тамошние специалисты «умудрились» наложить гипс на левую руку, хотя у девочки было сломано правое плечо
Родственники пострадавших возмущены таким халатным отношением врачей к их детям.
- Я понимаю, что наша медицина бедная, — говорит дедушка Лизы, Алексей Глушков. — Но нужно было хотя бы проявить сострадание к детям. Они пережили шок, с ними бы психологу побеседовать, а им даже чаю не предложили. Моя внучка — единственная из группы, кто получил перелом, но гипсовую повязку ей пришлось покупать за свои деньги. Дело, конечно, не в полсотне гривен, но ведь их могло у ребенка просто не быть. Да что деньги?! Хоть бы правильно наложили этот гипс. Вот у меня на руках «справка», которую врач, осматривавший внучку, выдал после так называемого оказания помощи. Написано, будто у Лизы перелом левого плеча, что не соответствует действительности. Эту бумажку можно было бы предоставить в суд как документальное свидетельство профессиональной безграмотности, да только юридическим документом ее назвать невозможно: ни печати нет, ни названия лечебного учреждения
- И даже этих «справок» никто поначалу не хотел давать, — подключается к разговору мама другой потерпевшей, Наташи Ярошенко, Елена Александровна. — Это я потребовала, чтобы детям, которым предстояло еще добираться домой, написали их диагнозы Хотя настоящие диагнозы-то как раз были установлены в Полтаве. Кстати, рентгеновские снимки нам так и не отдали, сославшись на то, что нет доктора.
Елена Ярошенко говорит, что представительница турфирмы обещала детям вернуть заплаченные ими деньги за экскурсию (по 140 гривен с человека), лишь бы они не предъявили к ней никаких претензий. Между прочим, сами дети считают ДТП, в которое они попали, несчастным случаем и никого ни в чем не винят. А вот у их родителей есть претензии. Только после аварии узнав, что юные экскурсанты даже не были застрахованы, многие папы и мамы намерены добиваться материальной компенсации за случившееся. И как же так вышло, недоумевают они, что несовершеннолетних детей, получивших телесные и душевные травмы, несколько часов кряду держали в местном отделе ГАИ, опрашивая в качестве свидетелей?
Врачи Полтавской городской детской больницы, в которой находятся на лечении четыре пациентки, удивляются по другому поводу.
- Пассажиры этого микроавтобуса родились в рубашках, — считает заведующий отделением хирургии Николай Гриценко. — Обычно подобные аварии заканчиваются трагически, а ранения оказываются гораздо сложнее, с разрывами внутренних органов. К счастью, девочки получили повреждения средней степени тяжести. Около недели они пробудут на вытяжке, и еще три недели им придется носить специальные фиксирующие воротники.
Мамы школьниц беспокоятся за их здоровье: шутка ли — травмы позвоночника, пусть даже нетяжелые. Сами же девочки сознаются, что едва доехали домой — так боялись дороги. Теперь вряд ли скоро отважатся на какое бы то ни было дальнее путешествие в автотранспорте.
«Произошедшее под Прилуками ДТП показало, насколько безответственно относятся взрослые к организации детских экскурсий»
Только теперь узнали родные и о том, в какие ненадежные руки вручали они жизни своих детей, отправляя их в Батурин. Как выяснилось, водитель «Фольксвагена» Сергей А. (он же и хозяин микроавтобуса) неоднократно нарушал едва ли не все требования, которые предъявляются к перевозке организованных групп детей.
- Прежде всего, для совершения таких перевозок водитель должен иметь не менее пяти лет стажа работы на соответствующем виде транспорта, а Сергей А. имел стаж менее одного года, — рассказал «ФАКТАМ» начальник Центра по связям с общественностью Полтавской областной милиции Юрий Сулаев. — Проверкой установлено, что мужчина систематически не выполнял предписания по устранению технических неисправностей своего транспортного средства. Перед выездом в Батурин он не прошел ни медицинского, ни технического осмотров и не известил областное управление ГАИ о том, что собирается перевозить несовершеннолетних детей. Практически все документы, которые Сергей А. имел с собой, были подделаны. В путевом листе стояли «липовые» штампы из лечебных учреждений Полтавы, талон технического осмотра был со столичными реквизитами, а схему маршрута, якобы согласованного с госавтоинспекцией, он попросту сделал при помощи ксерокса и цветного принтера. Не существовало также двухстороннего договора между заказчиком экскурсии (турфирмой) и перевозчиком.
Правовую оценку этим нарушениям даст следствие, но до его завершения понятно, что речь идет о «левом» рейсе и желании незаконным образом заработать деньги. Безусловно, водителя лишат лицензии на право заниматься пассажирскими перевозками и привлекут к ответственности в соответствии с предъявленными ему обвинениями.
Управление по борьбе с экономическими преступлениями Полтавской областной милиции занялось и проверкой деятельности туристического агентства. Еще один вопрос, который интересует следствие: причастно ли к столь вопиющему факту областное управление образования и науки? Ведь это ведомство обязано санкционировать любую поездку школьников по Украине. И, наконец, почему так упорно молчат педагоги? Не оттого ли, что нередко они имеют «откат» с подобных мероприятий, поэтому закрывают глаза на нарушения?
Произошедшее под Прилуками ДТП показало, насколько безответственно относятся взрослые к организации детских экскурсий. И мы не знаем, сколько раз учащиеся отправлялись в дальний путь таким вот образом. А впереди летние школьные каникулы, во время которых количество экскурсионных поездок многократно возрастет. Хочется верить, что происшествие под Прилуками послужит всем хорошим уроком.
P. S. С 18 мая в соответствии с письмом, подписанным начальником Главного управления образования и науки Полтавского облисполкома, экскурсионные путешествия школьников за пределы области временно приостановлены «в связи с неблагоприятными погодными условиями и плохим состоянием автомобильных дорог».
458Читайте нас у Facebook