ПОИСК
Спорт

Хирург ольга коваленко: «в костер на загоревшиеся дрова ни в коем случае нельзя лить горючую жидкость: струя моментально вспыхивает — и человек получает тяжелейшие ожоги»

0:00 27 червня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Кожу пострадавшего следует тут же охладить под проточной водой, обернуть человека влажной тканью и вызвать «скорую помощь»

 

Столичный ожоговый центр, к сожалению, не бывает пустым. Каждый день здесь делают сложные операции по пересадке кожи, удалению омертвевших участков, перевязки. Очень часто после ожогов остаются уродующие человека рубцы и шрамы. Врачи владеют современными методиками, которые позволяют избавляться от таких осложнений. Об этом и многом другом во время традиционной прямой линии «ФАКТОВ» рассказала ведущий хирург Киевского городского центра термических травм и пластической хирургии, доцент Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца кандидат медицинских наук Ольга Коваленко.

«Половина пострадавших с ожогами 50 процентов поверхности тела не выживает»

- Все чаще тяжелые ожоги получают люди, выехавшие на шашлыки, — говорит Ольга Коваленко.  — Чтобы костер разгорелся побыстрее, они берут в руки пластиковую бутылку со специальной горючей жидкостью и льют ее на тлеющие дрова. Попав в огонь, струя моментально вспыхивает, «бежит» к бутылке, и прямо в руках человека происходит взрыв. У нас в реанимации сейчас лежит мужчина, который таким образом получил ожоги 40 процентов поверхности тела! Причем, как правило, страдает еще один — тот, кто находился с противоположной стороны костра. Я обращаюсь ко всем любителям пикников: поливайте горючими жидкостями сухие дрова, после чего отставляйте бутылку подальше. И лишь затем поджигайте. Но ни в коем случае не лейте горючую жидкость в пламя! Даже если вы все делаете правильно, не позволяйте детям подходить к огню близко. Кстати, горючую жидкость используют не только для разжигания костров на открытом воздухе. В нашей практике было несколько случаев, когда ожоги получали люди, разжигавшие камины.

- Здравствуйте, Ольга Николаевна. Беспокоит Нина из Киева. Каждый день в столице гремят салюты, которые запускают по поводу и без него… Возможно ли получить ожоги, если неправильно использовать фейерверки?

РЕКЛАМА

- Конечно, можно. Особенно если купить некачественную установку. Чаще всего от фейерверков страдают дети, которые пытаются запускать их самостоятельно. Также подростки нередко сами мастерят взрывные устройства, приводящие к тяжелым термохимическим ожогам. Как правило, подобные ситуации происходят во время летних каникул. Дети, предоставленные сами себе, ищут приключения. К сожалению, сейчас у большинства родителей нет возможности отправить своих отпрысков в лагерь или санаторий, где они были бы под присмотром.

- Прямая линия? Андрей Львович из Борисполя. Расскажите, как чувствуют себя мальчики, которые пострадали, забравшись в трансформатор в центре Киева?

РЕКЛАМА

- Один из них в критическом состоянии — у него обожжено 50 процентов поверхности тела. Обычно многие пострадавшие при таких ожогах не выживают. Если у мальчика в течение двух недель не возникнет осложнения, можно будет говорить, что нам удается его спасти. Каждый день могут наступить желудочно-кишечное кровотечение, миокардит, почечная недостаточность…

- Но ведь обожжена только кожа! Почему могут отказать почки?

РЕКЛАМА

- Кажется, что кожа — просто покрытие тела. Но это такой же орган, как сердце, печень, почки. А если поврежден один орган — страдают и соседние. При ожогах более десяти процентов поверхности тела всегда начинается воспаление, в которое «втягиваются» все органы и системы. Образующиеся при этом ферменты всасываются в кровь. Поэтому органы начинают отказывать. Такое состояние называют ожоговой болезнью.

«Нужно, чтобы ежедневно пять доноров сдавали кровь для нашего центра»

- Я Ирина Викторовна из Николаева. Моему младшему сыну 23 года. Ему удалили опухоль, которая прорастала в кости черепа. Говорят, что, возможно, пострадали и волосяные луковицы. Сын переживает по этому поводу. Он молодой, хочет хорошо выглядеть, а у него на голове рубцы… Что можно сделать?

- Если после нейрохирургических операций удаляют часть кости черепа, может пострадать и кожа. Если площадь повреждения размером с одну-полторы ладони человека, то можно провести пластическую операцию, используя соседние ткани: под здоровую кожу ставится латексный эспандер, кожа с волосами растягивается и затем ею закрывают дефект. В других случаях пересаживают лоскут на сосудистой ножке. Его берут со спины, с области лопатки. Но в каждом случае нужно консультироваться со специалистами. В ожоговом центре сложную пластику на коже головы выполняет доктор медицинских наук Александр Жирнов.

- Здравствуйте, беспокоит Виктория из Одессы. Сейчас пострадавших от ожогов людей начинают оперировать уже на второй день, несмотря на большую площадь поражения. Разве это хорошо? Ведь пострадавший находится в шоковом состоянии.

- В первые же дни мы начинаем убирать мертвую кожу. Ведь в таких местах здоровая уже никогда не восстановится. Если ждать, пока организм сам отторгнет расплавившийся покров (при этом происходит сильнейшее нагноение), то неизбежны поражения сердца, почек, печени… Наша главная задача — как можно скорее восстановить кожный покров. Если нам удается это сделать в течение 30 суток больным средней тяжести и 45 — тяжелым больным, это позволит избежать серьезных осложнений. После иссечения омертвевших участков мы закрываем раны свиной кожей либо полупроницаемыми пленками. Если у тяжелого больного сразу взять собственную кожу для пересадки, он попросту не перенесет операцию из-за кровопотери.

- Говорят, в ожоговых центрах всегда нехватка донорской крови. Так ли это?

- Да, мы всегда просим родных пострадавшего человека привести знакомых для сдачи крови. И каждый день пункт переливания нашего центра открыт для тех, кто может стать донором. Все пациенты, находящиеся сейчас в реанимации (а это пятеро детей и четверо взрослых), нуждаются в переливании. Необходимо, чтобы за год кровь сдали полторы тысячи доноров, то есть каждый день — по пять человек.

- Ольга Николаевна? Скажите, пожалуйста, вводят ли больных в реанимации в состояние медикаментозного сна?

- Обязательно. Ведь все перевязки идут только под наркозом. Это обожженную кисть можно перевязать без наркоза — такую боль человек еще в состоянии вытерпеть. А площадь более десяти процентов (для наглядного представления — это десять ладоней) без общего обезболивания перевязать невозможно. Рану нужно промыть, почистить, обработать антисептиками. При этом у пациента может развиться болевой шок. Тем, кто находится в тяжелом состоянии, в течение трех месяцев проводят наркоз: вначале — ежедневно, затем — через день. Современные наркозные препараты не так разрушают нервную систему и печень, как много лет назад. Сегодня все клиники мира используют внутривенное обезболивающее, которое считается практически безвредным.

- Александр Иванович из Киева беспокоит. 13 лет назад моя дочь получила ожоги обоих ножек. Тогда ей было семь лет. У дочки остались келоидные рубцы. От них можно избавиться?

- Сначала нужно увидеть рубцы. Может, удастся их убрать методом шлифовки. Бывает, необходимы пластические операции. Приезжайте на консультацию в городскую больницу № 2, где находится ожоговый центр: улица Попудренко, 36 (возле станции метро «Черниговская»). Мы работаем ежедневно, в субботу — до 12 часов. Телефон: (044) 292-03-17.

- Всегда ли остаются рубцы после ожогов?

- Если ожоговую рану лечили правильно, обрабатывали современными антисептиками, и у человека здоровая иммунная система, то следов, как правило, не бывает. Но если рана нагноилась, началось воспаление, то образуются рубцы. Бывает, что они появляются из-за особенностей иммунной системы. Есть люди, у которых даже крохотная царапина приводит к нарастанию грубого уродующего рубца.

«В реанимацию попадают девушки, которые очень хотят загореть и лежат под солнцем целый день»

- Здравствуйте, звонит Ольга из Симферополя. Можно ли на солнце обгореть так, чтобы попасть в реанимацию?

- До четвертой степени вряд ли. А вот третья бывает. Это достаточно глубокое повреждение кожи. Как только выдается солнечный денек, к нам в реанимацию доставляют любителей погреться на солнышке. Бывают пациенты с площадью солнечного ожога 40 и даже 70 процентов поверхности тела! Чаще всего это девушки, которые уснули на пляже. В подобной ситуации необходимо принять холодную ванну, обработать пострадавшие участки антисептиком, позвонить на «скорую», чтобы узнать, как действовать. Нужно много пить. Таким пациентам мы ставим капельницы, проводим специальную терапию. Больной сутки-двое находится в реанимации.

- А если солнечный ожог не настолько тяжелый, что делать?

- Кефир и сметану лучше не использовать — в рану можно занести инфекцию. Тело нужно охладить. Для этого простыню, полотенце, салфетку, пеленку следует намочить в холодной воде и положить на обожженную кожу. Как только ткань станет теплой, снова намочите ее в прохладной воде.

- Добрый день, Ольга Николаевна. Можете рассказать о пациенте, которого удалось выходить, хотя вы не верили, что такое возможно?

- 15 лет назад к нам попал 17-летний парень. Он зашел в подвал, где хранились канистры с бензином. Одна была закрыта неплотно. От искры выключателя пары горючего взорвались. Площадь поражения у молодого человека равнялась 80 процентам. Мы тогда только начали применять современные методы лечения, даже провели пациенту пересадку кожи от живого донора. Сейчас этот метод запрещен. Такая операция — временная мера, но раны закрываются живой кожей, в которой есть все необходимые для восстановления факторы. Этот парень пробыл у нас около месяца. Мы сделали ему десять операций, восстановили большую часть кожи. Спасли его от возможных осложнений. В то время мало кто верил, что человек с такими ожогами выживет. Затем родители нашли возможность и отвезли сына на лечение в Англию, в Королевский лондонский ожоговый центр. С тех пор он приезжает к нам каждый год. Теперь это взрослый мужчина, бизнесмен, вполне успешный человек, у него есть семья и дети.

Сейчас наши коллеги из Николаева лечат ребенка, который родился без кожи. Она отсутствует не полностью, а на 30 процентах поверхности тела: ножках, личике, под мышкой, на спине. Там, где нет кожи, видны мышцы, сосуды — эти участки кровили. Малыша нельзя перевозить на большие расстояния, поэтому врачи из николаевской больницы каждый день отправляют нам по интернету фотографии, передают данные анализов, и, созвонившись, мы решаем, как поступать дальше, какое лечение назначать. Пока ежедневно обрабатывают раны, и кожа постепенно растет. Это редкий случай. С такими пороками появляется на свет один из 50 тысяч малышей.

- Николай Петрович из Киева. Участились случаи массовых поражений людей огнем: то взорвался киоск с шаурмой, то кафе подожгли… Ваш центр готов принимать большое количество пострадавших — сразу 25 или 30 человек?

- В нашем ожоговом центре две оборудованные реанимации. Каждая из них рассчитана на шесть коек, но в случае необходимости можем разместить в них вдвое больше пациентов. Мы в состоянии принять одновременно 25 человек. Круглосуточно дежурят два реаниматолога. Когда происходит массовое происшествие, дежурный врач сразу звонит заведующему, и тот вызывает в ожоговый центр всех врачей, не только хирургов и реаниматологов. Главный врач занимается обеспечением медикаментами, координирует работу. Собирается достаточное количество специалистов, чтобы оказать помощь всем пострадавшим.

Как оказать помощь человеку, получившему ожоги

  • Снимите с него горящую или горячую одежду.

  • Охладите тело пострадавшего проточной водой и накройте чистой тканью.
  • Раны можно обработать неспиртовыми водными антисептиками (йодопак, бетадин, декасан).

  • Обязательно вызовите «скорую помощь» по телефону 103.  

Подготовила Виолетта КИРТОКА, «ФАКТЫ»

1587

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів