ПОИСК
Гроші

Правительство передумало повышать налог на доходы физических лиц и пообещало снизить ставку единого социального взноса

1:30 10 грудня 2015
Інф. «ФАКТІВ»
Сегодня парламент, возможно, начнет рассматривать налоговую реформу

В непримиримой борьбе парламента и правительства в ходе работы над налоговой реформой вроде бы наметился компромисс. Так, в начале недели прошло заседание Национального совета реформ под председательством главы государства, на котором было выработано общее понимание того, в какую сторону будет двигаться наша налоговая система. Президент Петр Порошенко сообщил: бюджет 2016 года примут уже на основании новой налоговой системы. Он выразил надежду на то, что компромисс будет найден, и пообещал подписать налоговые изменения, как только они будут приняты.

Сохраняется льготный режим налогообложения лекарственных препаратов на уровне 7 процентов

После проведения налоговой реформы, возможно, будет введен на три года мораторий на изменения налогового законодательства.

— Я считаю необходимым, чтобы налоговая база предусматривала среднесрочное планирование, — отметил президент Украины Петр Порошенко. — То есть чтобы одновременно были программы налоговых изменений на три года и мораторий на изменения налогового законодательства, который гарантировал бы его стабильность для предпринимателей и инвесторов. Поскольку это одна из ключевых составляющих инвестиционного климата — вместе с независимой судебной системой и борьбой с коррупцией.

В итоге Национальный совет реформ рекомендовал правительству и парламенту ускорить осуществление налоговых преобразований, а также принять необходимый пакет решений для введения новых налоговых ставок с 1 января 2016 года и поэтапного изменения администрирования налогов с 1 апреля 2016 года.

РЕКЛАМА

Участники заседания пришли к соглашению, что налог на прибыль предприятий и налог на доходы физлиц, вопреки прежним намерениям, повышать не будут. Напомним, что проект налоговой реформы от Министерства финансов предусматривал увеличение ставки налога на прибыль с 18 до 20 процентов, а налога на доходы физлиц — с 15 до 20 процентов.

Как рассказал член Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады Андрей Журжий, налог на прибыль будет взиматься по классической модели (от варианта налогообложения распределенной прибыли, как было указано в депутатском законопроекте, пока отказались). В то же время ставка этого налога в 2016 году составит 18 процентов, а в 2017-м будет уменьшена еще на 1 процент — до 17 процентов.

РЕКЛАМА

Что касается нагрузки на зарплаты, то перед правительством поставлен ориентир — постепенно, к 2018 году, снизить ее до 20 процентов, из которых 10 процентов составит налог на доходы физлиц и еще 10 процентов — единый социальный взнос (ЕСВ). Отметим, что в настоящее время нагрузка на зарплаты составляет от 55 до 70 процентов (из которых 40,36—53,3 процента — это ЕСВ и еще 15 или 20 процентов — налог на доходы физлиц).

Ставка НДС остается на прежнем уровне — 20 процентов. При этом сохраняется льготный режим налогообложения лекарственных препаратов на уровне 7 процентов (который Минфин предлагал отменить). В части упразднения спецрежима для аграрного сектора Минфин пошел на уступки. Он разрешил частично оставить на переходной период льготу по уплате НДС. Таким образом часть НДС (75 процентов) сельхозпроизводители будут перечислять в бюджет, а часть (25 процентов) останется в распоряжении бизнеса. Сегодня аграрии аккумулируют на счетах все 100 процентов этого налога.

РЕКЛАМА

Определенным компромиссом стало и то, что Минфин при утверждении проекта изменений в Налоговый кодекс пообещал учесть все нормы об администрировании НДС, предложенные в депутатском варианте реформы. В частности, как отметил Андрей Журжий, речь идет об автоматическом возмещении НДС для всех плательщиков без применения критериев. Также правительство должно учесть предложения о демилитаризации налоговой милиции.

Новые ставки, возможно, вступят в силу с 1 января 2016 года. А новые нормы в части администрирования налогов — с 1 апреля.

Юридическим лицам запретят переходить на единый налог

Кроме того, разработчики налоговой реформы вроде договорились об изменении системы уплаты единого налога: могут быть приняты предложения Министерства финансов. Напомним, что правительственная концепция единого налога предусматривает существование упрощенной системы налогообложения только для физических лиц и сельхозпроизводителей. Юридические лица работать на едином налоге не смогут.

При этом «упрощенцев» разделят на три группы — А, В и С. В группе, А будут физические лица — предприниматели, занимающиеся розничной торговлей, предоставляющие услуги и имеющие годовой оборот не более 300 тысяч гривен. Ставка единого налога для таких плательщиков может быть до 20 процентов минимальной зарплаты (до 276 гривен 60 копеек). Устанавливать ее будут местные власти. Также группе, А предстоит платить ЕСВ в размере 20 процентов минимальной зарплаты.

Группа В — физлица-предприниматели с годовым оборотом не более 2 миллионов гривен. Им можно будет нанимать до десяти работников. Ставка для таких плательщиков — 20-процентный налог с дохода. Доход для этой группы может определяться прямым методом (доход минус документально подтвержденные расходы) или непрямым методом (облагается часть доходов, рассчитываемая по формуле, над которой правительство еще пообещало поработать).

В группу С войдут сельхозпроизводители — плательщики фиксированного сельхозналога, однако их порог оборота для вхождения в группу также будет ограничен 2 миллионами гривен в год.

Напомним, что ранее Министерство финансов предложило налоговую реформу, которая делает одинаковыми — на уровне 20 процентов — ставки основных налогов: на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на прибыль, а также ставку единого социального взноса. При этом Минфин отменяет упрощенную систему налогообложения для юридических лиц и сужает круг предпринимателей — плательщиков единого налога. В парламентском проекте предусмотрены более низкие ставки налогов (от 10 процентов по налогу на доходы физических лиц и ЕСВ до 15 процентов по налогу на прибыль). Кроме того, в парламентской налоговой реформе упрощенная система приближена к нынешней. Увы, более либеральный депутатский проект оказался менее приемлемым для МВФ.

В то же время последний визит миссии Международного валютного фонда в нашу страну фактически оказался провальным: денег нам кредиторы не дали, поскольку им не были представлены должным образом ни проект налоговой реформы, ни проект бюджета. Более того, фонд пока даже не назначил дату заседания совета по украинскому вопросу, без которого наша страна не получит очередные транши. По словам главы представительства МВФ в Украине Жерома Ваше, предварительно фонд одобряет правительственный проект, но ждет решений парламента.

Мы надеемся, что правительство успеет за среду оформить все компромиссные решения по налоговой реформе в законопроект и подать его в парламент, чтобы уже 10 декабря депутаты начали рассматривать его вместе с проектом бюджета на 2016 год. Тем более что премьер-министр Арсений Яценюк заявил: Кабинет министров готов к полному компромиссу с Верховной Радой в вопросах налоговых изменений в целях скорейшего завершения налоговой реформы и принятия сбалансированного бюджета.

Подводя промежуточные итоги этой эпической битвы за налоговую реформу, Петр Порошенко подчеркнул, что в мире трудно найти страну, которая в условиях войны на своей территории снижала бы налоги. Однако в Украине это необходимо сделать: нам нужна стратегия поэтапного, но радикального и быстрого уменьшения налоговых ставок. Кроме того, президент напомнил, что принятие бюджета и изменений налогового законодательства является условием для получения финансирования от Международного валютного фонда. А на сегодняшний день транши МВФ — одно из ключевых условий обеспечения финансовой стабильности государства.

4672

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів