На Черниговщине пятилетний мальчик спас на пожаре двоих маленьких братиков
В Управлении Госслужбы по чрезвычайным ситуациям в Черниговской области пятилетнего Рому Коваленко номинируют на всеукраинскую награду «Герой-спасатель года». Когда в доме начался пожар, Ромчик вытащил из горящей комнаты двоих братиков: трехлетнего Даню и полуторагодовалого Владика. Дети чудом не пострадали. Их дедушка пытался потушить пламя и зайти в дом, но у него ничего не получилось: огонь мгновенно охватил стены и крышу, в доме стало нечем дышать. «Если бы не этот храбрый ребенок, его братики могли погибнуть, — рассказали „ФАКТАМ“ в пресс-центре областного управления Госслужбы по чрезвычайным ситуациям. — Когда приехали спасатели, дети уже были на улице».
«Сбежалось все село. Кто-то с ведрами, кто-то — со шлангами. Но дом горел, как свеча»
— Ромчик даже успел надеть на маленького Даню курточку и мамины резиновые сапоги, — тяжело вздыхает тетя мальчика Наталья. — Мама всегда говорила детям раздетыми из дома не выходить. Не забыв мамино наставление, Ромчик, увидев в комнате дым, начал поспешно натягивать на трехлетнего братика одежду. Хотел одеть и Владика, но не успел — огонь распространялся по дому очень быстро и в считанные минуты охватил всю комнату. Ромчик понял, что нужно бежать. Взял детей и, наспех надев тапочки, побежал к выходу. Эти сапоги и одежда, которая была на Дане, теперь — все, что у них осталось.
— Дом, в котором жили дети, находится в селе Рогозка Щорского района, — рассказывают в пресс-центре областного управления Госслужбы по чрезвычайным ситуациям. — Как только в службу спасения 101 поступило сообщение о пожаре, на место ЧП выехали спасатели местной пожарной команды и дежурный караул 8-й государственной пожарно-спасательной части областного управления. Когда они приехали, пламенем были охвачены комнаты дома и крыша. На то, чтобы ликвидировать возгорание, понадобилось три часа. Спасатели не допустили распространения огня на расположенные рядом сараи. Как выяснилось, пожар возник в результате неисправности электропроводки. Первой загорелась комната, в которой играли дети. Их родителей в момент случившегося не было дома.
— Мама детей Оксана отлучилась в магазин, — говорит Наталья. — Детей оставила со своим отцом. Когда она уходила, Ромчик и Даня играли во дворе. Но потом дедушка сказал им идти домой — боялся, что внуки выбегут на дорогу. Ребята сели играть в комнате вместе с маленьким Владиком. Дедушка вышел в пристройку возле дома. И тут — невесть откуда дым. Я живу совсем рядом, но то, что их дом загорелся, сначала не увидела. Как вдруг забегает мой 16-летний сын: «Мама, срочно набирай ведра с водой! Оксанин дом горит!» Сбежалось едва ли не все село. Кто-то с ведрами, кто-то — со шлангами. Дом горел, как свеча. Огонь вырывался из лопнувших окон, куски горящего шифера падали на сараи. Мы поливали эти сараи водой, чтобы хотя бы они не загорелись. А вот с самим домом не могли ничего сделать — сколько ни поливали, все бесполезно.
— Вы видели детей?
— К счастью, когда я прибежала, ребятишки уже были в безопасности. Даня сильно испугался, Владик плакал и капризничал. А Ромчик, понимая, что остался за старшего, пытался их успокоить. «Все будет хорошо, — повторял он. — Не надо плакать». Детей отвели в соседний дом, где живет моя мама. А Оксана, выйдя из магазина, увидела дым и сразу все поняла. Будучи уверенной, что дети в доме, чуть не бросилась в огонь. Она не думала, что Рома, сам еще совсем ребенок, может кого-то спасти. Но он не растерялся.
— Огонь был очень страшный, — поделился воспоминаниями Рома, с которым мы связались по телефону. — Его сразу стало очень много. Перед этим пошел дым и появился неприятный запах. Я подумал: что это? Мы с Даней играли, ничего не поджигали. Тут смотрю: в углу что-то вспыхнуло… А потом вся стена загорелась!
— Что ты начал делать?
— Мне стало очень страшно. Если будем здесь прятаться, то все сгорим. Сначала я одел детей, чтобы они на улице не простудились. Натянул на Даню курточку. Вижу, загорелись две стены. Потом — все четыре. Владик заплакал. Я схватил его на руки и крепко-крепко прижал к себе. А Дане сказал, чтобы он шел за мной, — я не мог взять на руки обоих. Сказал ему уцепиться за меня и идти.
По словам Ромочки, в доме уже было нечем дышать. Загорелись вторая комната и коридор. Мальчику с братиками пришлось в прямом смысле пройти сквозь огонь. Дети чудом не получили ожоги.
— Я обрадовался, когда увидел выход! — вспоминает Рома. — Мы оказались во дворе, там уже были соседи. Они испугались, спрашивали: «Вы не обгорели?» С нами все было в порядке… Это нам Боженька помог.
«Когда нам будет где жить, мама перестанет плакать»
Трехлетний Даня расплакался. Ромчик принялся его успокаивать и искать, чем укутать Владика. Соседи тем временем пытались спасти хотя бы скот.
— У Оксаны большое хозяйство: лошадь, корова, пять овец, куры, поросята, — рассказывает Наталья. — Их мы спасли. Но это все, что нам удалось. Из-за того, что дом был обшит сайдингом (пластиковые панели для облицовки зданий. — Авт.), пожар никак не удавалось потушить. А действовать нужно было быстро — пока огонь не перекинулся на другие постройки. Пожарные приняли решение работать бульдозером. Остатки дома фактически сравняли с землей. Не уцелело ничего. А ведь Оксана накануне сделала хороший ремонт. Они с мужем, отцом Владика, долго собирали на него деньги. Смогли купить стиральную машину, мягкий уголок, новую мебель… Оксана всю жизнь тяжело работала, выживала за счет хозяйства. В прошлом году ее мужу на пилораме отрезало три пальца, он остался инвалидом. С тех пор все легло на ее плечи. Приходилось работать сутками. С большим трудом Оксана смогла собрать десять тысяч гривен, чтобы купить еще одну корову. Но сейчас все деньги сгорели. Единственное, что уцелело, — паспорт, который лежал на холодильнике. Обложка немного расплавилась, но сам он сохранился.
— Сгорела даже машинка, в которой мы стирали, — говорит Ромчик. — Это была очень хорошая машинка, дорогая. Мама отдала за нее много денег. Теперь опять придется стирать руками… Но пока стирать нечего. Вещи тоже сгорели.
— Ромчику еще нет шести лет, а мне иногда кажется, что он очень взрослый, — продолжает Наталья. — Он жалеет не о сгоревших игрушках, а о том, что семья осталась без стиральной машинки. Привык помогать маме по хозяйству, поэтому знает, без чего теперь будет особенно тяжело. При братиках он не показывает, что расстроился. Да и при маме тоже. Видя, как Оксана плачет, подходит к ней, обнимает и говорит: «Мамулечка, ты у меня самая лучшая! Ты только не плачь. Я тебя очень люблю». В семье растет настоящий мужчина. На днях пришел и говорит: «Я знаю, что наши свиньи и куры не сгорели. А их нужно кормить. Я пойду покормлю». Пришел на место, где был дом, и увидел обгоревшие деревяшки. Ромчик долго смотрел на то, что осталось от родного дома и, не выдержав, расплакался. «Не надо, мой дорогой, — сказала я, хотя у самой к горлу подступил ком. — Будет у вас дом, вот увидишь! Добрые люди помогут». «Кто же нам поможет, тетя Наташа?» — покачал головой Ромчик.
— Где сейчас живет семья?
— Первую ночь они были у моей мамы. А на следующий день пришли соцработники и сказали, что забирают детей до тех пор, пока у них не будет нормальных условий для жизни. Страшно даже вспоминать, как плакали дети! Ромчик вцепился в маму и кричал, что никуда не пойдет. А Оксана вся аж почернела. В интернате, куда передали детей, рассказывали, что если младшие еще кое-как освоились, то Ромчик целыми днями плакал, отказывался от еды… Сейчас Оксана живет в хате моего брата. У брата у самого трое детей, но они пока переехали к бабушке. Теперь Оксаниных детей хотя бы отпускают к нам.
На защиту Оксаны и ее детей встали многие местные жители. Люди даже обратились к журналистам, попросив соцработников не забирать у Оксаны сыновей.
— Она хорошая мать, любит своих детей. Ребята всегда одеты и накормлены, — сказала местная жительница Галина Воробей. — Дети без мамы не мыслят своей жизни. Эту семью нельзя разлучать. А Оксане просто нужно помочь. В том, что в доме загорелась проводка, нет ее вины.
Как и обещала маленькому Ромочке Наталья, люди не бросили его семью в беде. Односельчане начали собирать для семьи погорельцев деньги. Собрали почти десять тысяч гривен. Еще 17 тысяч Оксана должна получить по страховке. Но для покупки дома нужно как минимум 50 тысяч гривен.
— Сейчас занимаемся поисками, — сообщила Наташа. — Надо поскорее поселить в доме Оксану с детьми. Мы очень благодарны всем, кто нам помогает. Кто-то приносит вещи, кто-то — игрушки или еду. В нашей ситуации важна любая помощь.
— Напишите от нас большое спасибо, — попросил Ромчик. — Я хочу, чтобы у нас опять появился дом! Я никогда не буду там мусорить, честное слово! Когда нам будет где жить, мама перестанет плакать. Хочу, чтобы она, как раньше, шутила и улыбалась.
*Рома с трехлетним братиком Даней и мамой Оксаной. Фото ТСН
— Теперь, когда Оксане разрешили забирать детей, всем стало немного легче, — говорит Наталья. — Ромчик рядом с мамой воспрянул духом. Вчера даже пришел ко мне, чтобы поиграть с кроликами. Рассказывал, как все вместе приготовили вкусный ужин. Оксане очень повезло с сыном. Ему всего пять, а он уже защищает и маму, и братиков. Но не нужно забывать, что это все-таки ребенок. И если бы была возможность, Ромчик с радостью погонял бы с мальчишками в футбол. Только мяч, к сожалению, тоже сгорел.
P. S. Для тех, кто хочет помочь пострадавшей семье маленького Ромчика, публикуем номер банковской карточки его мамы: ПриватБанк 4149 4978 6483 8026 Коваленко Оксана Константиновна.
2900Еще можно позвонить тете мальчика Наталье по телефону (068) 635−46−34.
Читайте нас у Facebook