ПОИСК
Гроші

"Через полгода выяснилось, что выигранные в лотерею шесть миллионов гривен мне... никто не даст"

6:00 28 травня 2016
Киевлянка не смогла получить свой выигрыш — в лотерейной компании заявили… что серия продававшихся в кассах билетов была бракованной

В Печерском райсуде столицы состоялся процесс, на котором киевлянка попыталась отсудить у оператора лотереи «Патриот» выигранные ею шесть миллионов гривен. Десять билетов (три из которых оказались выигрышными) Лидия купила в одном из киосков по продаже лотерейных билетов. Стерла на каждом защитный слой и обнаружила, что выиграла шесть миллионов гривен — по два миллиона на каждом из трех билетов. Не веря своему счастью, девушка пришла в киоск. Там ее поздравили с выигрышем и предложили обратиться в офис лотерейной компании.

— До этого случая я никогда не играла в лотереи, — признается Лидия. — А в этот раз решила купить билеты просто из интереса. Мы с мужем давно мечтали о собственном доме и решили попробовать. Я купила сразу десять билетов, каждый из которых стоил 20 гривен. Лотерея называлась «Свое жилье». По правилам на игровом поле каждого из билетов указаны шесть чисел, которые закрыты защитным покрытием. Если человек сотрет это покрытие и обнаружит, что три числа совпали, он выигрывает сумму, которая соответствует такому числу.

Проверив билеты, я не поверила своим глазам: сразу на трех оказался суперприз — два миллиона гривен! Большая часть билетов была невыигрышной, еще на одном — 25 гривен.

Я тут же пошла в киоск, где покупала лотерейные билеты. Еще думала, что, возможно, что-то перепутала. Но продавщица подтвердила: я действительно выиграла шесть миллионов гривен. За такой крупной суммой нужно было ехать в центральный офис оператора лотерей «Патриот» в Печерском районе Киева. Когда показала свои билеты, там, конечно, удивились. Потом представители оператора посчитали, какой налог я должна заплатить со своего выигрыша. Лотерейные билеты забрали на проверку. По правилам, если человек выигрывает крупную сумму, билеты, которые он принес, обязательно отправляют на экспертизу, чтобы проверить, не подрисовал ли покупатель, условно говоря, лишний нолик. В офисе сказали, что экспертиза может длиться до полугода. Оставалось только ждать.

РЕКЛАМА

Примерно через месяц Лидия на всякий случай решила перезвонить в офис — вдруг результаты экспертизы уже готовы.

— Но мне сказали, что я позвонила рано: дескать, еще ничего не известно, — продолжает Лидия. — Через месяц позвонила снова, но получила такой же ответ: ждите, экспертиза еще идет. А в сентябре прошлого года (лотерейные билеты я купила 10 апреля 2015 года) наконец получила официальное письмо. Но совсем не такое, как ожидала.

РЕКЛАМА

Письмо от оператора государственных лотерей «Патриот» начиналось со слов: «В отношении частного акционерного общества „Патриот“ Советом национальной безопасности и обороны Украины были введены следующие ограничительные меры: блокирование активов (временное ограничение права юридического лица пользоваться и распоряжаться своим имуществом), остановка исполнения экономических и финансовых обязательств. 17 сентября 2015 года банковские учреждения отказали предприятию в пользовании текущими счетами и денежными средствами. В связи с этим предприятие не имеет возможности выплачивать выигрыши или компенсации участникам лотерей».

— Оказалось, предприятие «Патриот» попало под санкции (поскольку им владел российский бизнесмен. — Авт.), — говорит Лидия, — и компания не имеет доступа к своим средствам. Это можно было бы понять, если бы не одно «но» — компания вовсю продолжала продавать билеты на другие лотереи. Как же они могли (и, кстати, могут до сих пор) проводить розыгрыши, если их активы заблокированы и «остановлено исполнение экономических и финансовых обязательств»?! Впрочем, это было только начало. Далее в письме говорилось следующее:

РЕКЛАМА

«Кроме того, сообщаем вам результат экспертизы. В первый день распространения лотерейных билетов были обнаружены многочисленные факты нарушений нанесения игровой информации на лотерейных билетах Государственной мгновенной лотереи „Свое жилье“. Нарушения были допущены типографией во время изготовления билетов. Так, в соответствии с условиями первая серия лотереи предусматривала возможность розыгрыша только двух билетов с максимальным выигрышем в размере двух миллионов гривен. Типографией общества с ограниченной ответственностью „Укрспецполиграфия“ ошибочно было изготовлено большее количество выигрышных билетов. Вся партия поставленных „Укрспецполиграфией“ лотерейных билетов является полиграфическим браком. Реализованные лотерейные билеты не должны считаться действительными».

Но если один из моих выигрышных билетов был очевидным браком и оператор обнаружил это уже в день выпуска билетов в продажу, почему мне сразу никто об этом не сообщил? — недоумевает Лидия. — В центральном офисе оператора лотерей точно должны были знать, что что-то не так. Но там даже успели озвучить мне сумму налога с этих шести миллионов! Еще в письме было сказано, что, оказывается, 13 мая (через месяц после того, как я купила лотерейные билеты) в газете «Україна молода» напечатали обращение предприятия «Патриот» «по поводу прекращения реализации билетов первой серии в результате брака». Дескать, через газету мы уже вас предупредили. Но что, если я не читаю газеты? И почему, когда уже после этой публикации я неоднократно звонила в офис и спрашивала о результатах экспертизы, мне отвечали, что все в порядке?

Письмо заканчивалось извинениями и предложением: «Патриот» просит вас обратиться в главный офис с целью выплаты вам компенсации стоимости билетов и обсуждения возможной дополнительной компенсации ваших фактических затрат, возникших в результате сложившихся обстоятельств. Сделать эти выплаты предприятие сможет сразу после прекращения ограничения финансовых операций".

— То есть даже минимальная компенсация будет возможна только после того, как с предприятия снимут санкции, — говорит Лидия. — Что же касается брака, то это, на мой взгляд, очень странно. Я купила билеты в киоске по продаже государственных лотерей. Сама ничего не подделала и не пририсовала. Как говорится, что купила, то и предъявила. Почему я в таком случае не имею права на свой выигрыш? В чем моя вина? Уже на суде представитель «Патриота» сказал: «Если бы вы принесли не три выигрышных билета, а два, то получили бы свой приз». Я сказала, что согласна на четыре миллиона. Но мне ответили, дескать, мы не знаем, какой из предъявленных вами трех билетов нормальный, а какой бракованный, изготовленный по ошибке. Поэтому… признаем недействительными все билеты!

— В качестве аргумента представитель «Патриота» заявил, что в соответствии с правилами лотереи, если были допущены нарушения в достоверности информации на билетах не по вине оператора лотереи, такие билеты считаются невыигрышными, — вступает в разговор адвокат Лидии Юрий Дзера. — Как выяснилось, на тот момент, когда Лидия купила билеты и предъявила их оператору, в правилах лотереи (опубликованных в газете «Україна молода») этого пункта вообще не было. А 9 сентября прошлого года (то есть практически через пять месяцев после приобретения и предъявления выигрышных билетов оператору) правила неожиданно изменили, добавив это нововведение.

— Но ведь, когда я покупала билеты и сдавала их на экспертизу, этого пункта в правилах не было! — горячится Лидия. — Я решила обратиться в суд вскоре после того, как получила ответ от компании «Патриот». Мало того что мне отказались выдать положенный по правилам лотереи выигрыш, так еще и выяснилось, что до отмены санкции компания не в состоянии даже выплатить компенсацию.

Представитель оператора лотереи «Патриот» заявил, что считает претензии Лидии необоснованными. В том, что билеты оказались бракованными, виновата не компания «Патриот», а типография.

«Мы предъявили результаты экспертизы, которые подтвердили, что партия билетов бракованная. По результатам этой экспертизы истец не вправе требовать взыскания выигрыша», — заявил юрист компании.

В свою очередь присутствовавший на суде представитель «Укрспецполиграфии» подтвердил, что это они допустили технологический брак. По его словам, это произошло из-за «нарушения программного алгоритма системы формирования игровой информации».

— Мы же настаивали на том, что Лидия как игрок точно в этом не виновата, — убежден Юрий Дзера. — Она не имеет отношения к хозяйственной деятельности компаний «Патриот» и «Укрспецполиграфия». А обязательства по обеспечению финансово-экономических, технологических, организационных нормативов согласно закону возлагаются на оператора лотереи. Покупая лотерейные билеты, Лидия действовала добросовестно. О том, что билетов с максимальной суммой выигрыша должно быть всего два, ее не проинформировали — об этом она узнала гораздо позже.

Однако суд первой инстанции Лидия проиграла. Ссылаясь на закон, где указывается, что «истец имеет право требовать компенсацию стоимости билетов и других понесенных им убытков, связанных с покупкой бракованных билетов». О санкциях, не позволяющих компании «Патриот» выплатить эту компенсацию (о чем оператор лотереи сообщил в своем письме), в решении суда не сказано ни слова.

— Этот вопрос в суде практически не обсуждался, — говорит Юрий Дзера. — Представители оператора лотереи заявляли в суде разные причины отказа выплаты выигрыша: это и введение санкций, и несформированность призового фонда, и технологический брак. Но суд отказал в исковых требованиях, ссылаясь только на допущенный типографией брак. Решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Суд не дал оценку всем обстоятельствам дела и не исследовал доводы истца. Вывод построен исключительно на доводах оператора лотереи и типографии.

Лидия уже подала апелляционную жалобу. Если решение Печерского райсуда останется в силе, по сути будет создан опасный прецедент: допущенные оператором или третьими лицами ошибки в лотерейном билете теперь будут рассматриваться как основание для освобождения их от ответственности перед игроками.

Лотерея «Патриот» государственная. Но на самом деле ее проводит получившая лицензию частная компания. По данным издания «Украинская правда», сто процентов акций компании «Патриот» принадлежат частным инвесторам. «Патриот» был создан в 1997 году на базе советского лотерейного оператора — Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).

Компания «Патриот» попала под санкции после того, как в СМИ появилась информация о ее владельце — кипрской компании Cehriba Investments Limited, входившей в инвестиционный холдинг российского миллиардера Олега Бойко. Вскоре после введения санкций в компании официально заявили, что Олег Бойко вышел из капитала акционерного общества. Однако руководство компании Cehriba Investments Limited не изменилось. По информации «Украинской правды», несмотря на то, что Олег Бойко вышел из капитала акционерного общества, председателем наблюдательного совета остался его дядя Александр Бойко.

Так или иначе, санкции с компании никто не снял. Тем временем на сайте «Патриота» людям предлагают поучаствовать в нескольких десятках розыгрышей. Среди них и «Свое жилье» — та самая лотерея, в которую играла Лидия. После решения суда на сайте появился официальный ответ компании на запросы журналистов:

«К сожалению, брак может случиться в деятельности любого предприятия. Мы столкнулись с таким фактом впервые. Компания принесла искренние извинения всем игрокам этой лотереи, предложила компенсировать им стоимость бракованных лотерейных билетов и предприняла меры для досудебного урегулирования ситуации».

В этом сообщении игрокам лотереи, которые купили билеты с выигрышем два миллиона, сделано новое предложение: теперь уже компания готова компенсировать стоимость одного лотерейного билета в тысячекратном размере. Но сколько еще людей купили «двухмиллионные» билеты, в компании не сообщили.

— Мы спрашивали об этом на суде, но представитель компании сказал, что такую информацию они не озвучивают, — рассказывает Лидия. — Поэтому, сколько таких, как я, и есть ли вообще эти люди, не знаю.

На этот скандал уже отреагировала заместитель министра финансов Елена Макеева.

«Экономические санкции затрагивают двух операторов лотерейного рынка Украины, среди которых „Патриот“, — сообщила в „Фейсбуке“ Елена Макеева. — В отношении этих операторов применяют пять видов санкций, среди которых предотвращение вывода капиталов за пределы Украины и блокирование активов. Министерство финансов обратилось с запросом к СНБО о порядке реализации этих санкций еще в прошлом году. Также неизвестно, распространяется ли остановка выполнения финансовых обязательств операторами лотерей по выплатам выигрышей.

Эти компании не платят налоги в бюджет страны, но председатель Государственной фискальной службы Роман Насиров написал официальное письмо министру финансов Александру Данилюку с просьбой выдать им лицензии. У меня вопрос: может, сначала нужно проверить эти компании? Почему они не платят налоги и при этом не выплачивают людям выигрыши?»

8127

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів