Федор Конюхов: "Идею облететь на воздушном шаре всю планету я вынашивал с 1992 года"
Известный путешественник, писатель, художник, священник Федор Конюхов вновь удивил мир. В 64 года он облетел Землю на воздушном шаре. Конюхов установил абсолютный мировой рекорд для аэростата, совершив кругосветное путешествие за 11 дней 5 часов 11 минут. И это не единственное его достижение в этом перелете.
За передвижением огромного воздушного шара следили по карте в режиме реального времени тысячи людей в разных странах. Они оставляли восторженные комментарии на официальном сайте проекта и в соцсетях — на страницах Федора Конюхова и его сына Оскара Конюхова, руководившего штабом кругосветного перелета. Но с особым вниманием и душевным трепетом наблюдали за перипетиями полета в Запорожской области, где родился давно уже ставший москвичом Федор Филиппович и где его удостоили звания почетного гражданина региона. Здесь у него много родственников, друзей и почитателей.
— Мне в субботу, 23 июля, позвонил из Симферополя сын: «Мама, дядя Федя приземлился благополучно!» — рассказала «ФАКТАМ» Раиса Конюхова, супруга старшего брата путешественника — Виктора, из села Атманай Акимовского района Запорожской области. — А мы уже посмотрели сюжет об этом в вечерних новостях по спутниковому телевидению. Увидели, что набил он себе шишку, когда корзину воздушного шара при приземлении волокло и молотило по земле. Конечно, все тут — и родня, и сельчане, которые хорошо знают Федора, — за него очень волновались. Ведь об этом полете он мечтал давно. А когда готовился к нему, то даже не смог приехать летом с семьей к нам на Азовское море отдохнуть. То в Англию летал — проверить, как шар мастерят, то на тренировки в Германию или Италию. Он же специально обучался управлению воздушным шаром. Так и не знаем, когда сможем увидеть его здесь, он же неугомонный. Теперь еще и в Марианскую впадину собирается на батискафе спуститься…
— Я в Интернете смотрела онлайн, как продвигался его «шарик», — говорит преподаватель атманайской школы, соседка Конюховых Галина Карабут. — А уж перед финишем всю ночь отслеживала на сайте: как шар поднялся, как его ветром относило к Антарктиде. Мы с односельчанами все 11 дней обсуждали эту затею Федора Филипповича. В общем, люди ждут, когда он опять приедет отдохнуть в Атманай. И мы с ним вместе порадуемся его победе.
— Меня впечатлила сцена, когда, встретившись и обнявшись, не сдержали слез трое мужчин: старший Конюхов, его 41-летний сын Оскар и 11-летний сын Николай, — говорит друг семьи Конюховых, жительница Мелитополя Наталья Бернага. — Я переживала за отца Федора, просила наших священников помолиться за него. Общалась с женой Конюхова — Ириной, она с Коленькой была в Австралии. Ира писала, что Федор каждое утро с ней связывался, но на той высоте, где находился воздушный шар, был ужасный холод, поэтому телефон ему приходилось держать за пазухой, согревать своим теплом, чтобы работал.
*Федор Конюхов с сыновьями — 41-летним Оскаром и 11-летним Николаем
— Мы здесь все в курсе событий! У кого нет компьютера, читали районную газету «Приазовская новь», отслеживавшую все события полета, — говорит сельский голова села Чкалово Светлана Закуцкая. — К сожалению, проект по созданию музея Конюхова в его родительском доме пока заглох. Но мы надеемся, что со временем Федор обязательно приедет на свою малую родину. О замысле облететь Землю на воздушном шаре он нам рассказал еще несколько лет назад. И сейчас его мечта сбылась! Мы рады этому и гордимся земляком.
— Облететь в одиночку вокруг света я задумал еще… 24 года назад, — рассказал «ФАКТАМ» Федор Конюхов. — В мае 1992-го прибыл в базовый лагерь Эвереста и узнал, что за год до этого был успешно совершен перелет на воздушном шаре через самую высокую вершину нашей планеты. С того времени я и вынашивал идею подняться на высоту Эвереста и облететь Землю.
До Конюхова другие экстремалы более 20 раз пытались совершить кругосветное путешествие на аэростате, но удалось это только дважды. В марте 1999 года у швейцарцев Бертрана Пиккара и Брайана Джонса с третьей попытки получилось облететь Землю на воздушном шаре почти за 20 суток. В июне 2002 года американец Стивен Фоссетт с шестой попытки в одиночку совершил на аэростате кругосветное путешествие за 13 дней 8 часов 33 минуты.
Федор Конюхов решил, что он сможет облететь Землю быстрее американца. И на официальном сайте путешественника появилась информация, что компания Cameron Balloons начала конструировать воздушный шар для Конюхова.
Готовясь к кругосветному полету, наш земляк не сидел без дела: 60-летие 12 декабря 2011 года он отметил в Африке — покорял самые высокие вершины Эфиопии. В мае 2012-го в составе российской экспедиции «7 вершин» поднялся на Эверест. В апреле 2013 года вместе с Виктором Симоновым из Петрозаводска отправился на двух собачьих упряжках с Северного полюса к южной оконечности Гренландии.
А в это время в Великобритании уже строили весельную лодку для рекордного морского путешествия длиной 15 тысяч километров. И в декабре 2013-го Конюхов первым в одиночку пересек Тихий океан: стартовал в чилийском порту Вальпараисо и финишировал у восточного побережья Австралии. За 160 дней он преодолел более восьми тысяч морских миль.
Чаще всего он осуществляет свои экстремальные проекты в одиночку, хотя, казалось бы, с напарником преодолевать трудности значительно легче.
— Я путешествую сам не потому, что не люблю людей, — сказал в одном из интервью «ФАКТАМ» Федор Конюхов. — Я люблю людей больше, чем одиночество. Однако я православный человек, теперь еще и священник, а есть такие моменты, когда ты подвергаешь риску жизнь своих друзей, соратников, партнера. Все экспедиции задуманы мной или сформированы под меня. И если человек за мои идеи, за то, что я задумал, может погибнуть или стать инвалидом, то лучше странствовать в одиночку…
Стоит ли говорить, что и гондола огромного воздушного шара строилась для одного человека? Для ее изготовления использовали, в частности, карбон (углепластик), кевлар, пенопласт и легчайшую древесину бальза. «Корзина» оборудована люком и одним смотровым окном возле навигационной рубки. Под днищем установлены два киля на случай посадки в океан. Перед экспедицией Федор Филиппович устроил для журналистов экскурсию в свой «рабочий кабинет и жилье» на предстоящие две недели. В капсуле размером 2×1,8 метра больше всего места заняли навигационные приборы. На стенах — дорогие сердцу Конюхова иконы: Архистратига Михаила, написанная на Афоне, Николая Чудотворца, выполненная по его эскизам, и образ священномученика Николая Конюхова, родного дяди, расстрелянного в 1918 году и причисленного к лику святых в 2001-м. А еще — специально изготовленный для перелета серебряный крест с заложенными в него частицами более 60 святых мощей.
*Шар «Мортон» — самый большой комбинированный аэростат в мире. Его объем — 15 тысяч кубометров, а высота — 56 метров
С собой путешественник взял скромные запасы еды (пошутил: «Буду поститься») и 50 литров воды в расчете на 20 дней. Объяснил, что умываться внутри гондолы нельзя, чтобы вода не попала на электронику. Ну, а снаружи вообще нереально, так как на высоте от трех до 10 тысяч метров над землей температура воздуха — 30—60 градусов мороза! Так и случилось: после посадки Конюхов продемонстрировал пластиковую бутылку с замерзшей водой. Чтобы утолить жажду, ему пришлось соскребать лед с гондолы и растапливать его в чайнике на горелках.
Маршрут перелета проложили от города Нортхэм в Австралии, далее — над Чили и Аргентиной в Южной Америке, над Южно-Африканской Республикой и мысом Доброй Надежды в Африке. Большую часть пути предстояло лететь над водной поверхностью — Тасманово море, Тихий, Атлантический и Индийский океаны. Июль выбрали потому, что в Южном полушарии в это время зима и нет тропических штормов и циклонов. Тем не менее «окно» для старта пришлось ждать несколько суток, оптимальный день выдался 12 июля.
56-метровый воздушный шар «Мортон» состоит из двух камер, наполненных гелием. Днем он поднимался и держал заданную высоту благодаря теплу от солнечных батарей, в ночное время — за счет работы газовых горелок, которые подогревали воздух, находящийся под нижней камерой. Подумать только, успех проекта зависел от одной-единственной колючки, которая могла проткнуть тонкое полотно оболочки! Потому, прежде чем разложить камеру шара на земле, чтобы заполнить гелием, под ней разостлали плотную ткань. Заполняли шар несколько часов, а утром Федор Конюхов, еще раз проверив надежность всех креплений, попрощался с близкими и стартовал, уповая на помощь Всевышнего. Представитель местной власти вручил ему символические бумеранги в знак того, что путешественник должен обязательно вернуться.
Наземная команда специалистов центра управления в Нортхэме круглосуточно отслеживала полет с помощью спутниковых систем и выкладывала новости на сайт. С первых же часов Федору Конюхову пришлось лететь в кислородной маске, от холода спасал специальный альпинистский комбинезон. На высоте 5—7 тысяч метров необходимо было регулярно очищать горелки ото льда перед запуском, переключать отработанные баллоны с газом.
*В гондоле больше всего места заняли навигационные приборы
Двигаясь в восточном направлении, аэростат 15 июля пересек линию смены дат и попал… назад в прошлое, у него снова наступил четверг! В штабе полета сообщили: «Температура воздуха слегка повысилась. Стало чуть теплее, чем при полете над континентом. Скорость шара — 160—170 километров в час. Самочувствие у пилота хорошее, над головой красивое небо с половинкой Луны».
17 июля мог стать последним днем перелета: «Ночь вслепую, по верхушкам облаков. Снег, кристаллы льда, на гондоле слой наледи в несколько сантиметров, турбулентность, качает так, что баллоны с пропаном бьются друг о друга. Гондола висит на стропах и раскачивается как люлька, внизу 8 километров. Видимость нулевая. Пришлось сбросить полупустые баллоны, уж очень они себя вели беспокойно. Отказал клапан стравливания давления на баллоне с кислородом. Еще бы 10 минут и рванул аварийный клапан. Пришлось выскакивать на гондолу и вручную стравливать давление. Теперь пилоту до конца полета придется вручную регулировать давление в баллоне с жидким кислородом, который вывешен за бортом».
Следующие сообщения оптимизма не прибавили: «Вышла из строя горелка номер три. Лопнул переходник, травит газ. Во избежание пожара пришлось перекрыть горелку. Мощности не хватает. Шар обледенел, плюсовая температура воздуха только на 2 тысячи метров над поверхностью океана. Спуститься нельзя из-за облаков. Приходится везти сотни килограммов льда в оболочке. А впереди — горы Анды с максимальной высотой 7 тысяч метров. Федор спал два часа урывками по 30 минут. Один раз поел, держится в основном на энергетических батончиках и воде».
19 июля новости были радостными: «Территорию Чили шар „Мортон“ преодолел за 1 час 5 минут! Гряду гор — за 2 часа. Общее время полета над Аргентиной — 9 часов 20 минут. Полет над Уругваем длился 4 часа. Полет над Бразилией длился ровно 30 минут. Итого: четыре страны и целый континент за один день».
Перелет над Атлантикой тоже был нелегким: на стенах гондолы образовалась наледь, было так холодно, что кислородные маски от дыхания Федора тут же замерзали в камень. Он менял их, нагревая одну на груди в куртке, пока дышал через другую. По спутниковому телефону сообщил в штаб, что попал в облака, в град и сильную турбулентность. Шар летел со скоростью 200 километров в час. После двух часов ужасной непогоды показалось наконец чистое небо, однако вышли из строя обогреватель гондолы и один ряд пилотных огней.
Уже на подлете к Австралии Конюхов отправил в штаб короткое сообщение: «Температура воздуха минус 40. Печка не работает. Приборы все в инее. Стационарный терминал замерз. Иду по краю облаков, снижаться не могу — тащит в Антарктиду».
Тем не менее 23 июля примерно в 13:01 по австралийскому времени шар пролетел над стартовой площадкой, то есть абсолютно точно замкнул круг. А финишировал чуть позже, и посадка была не мягкой. Повезло, что спускающийся шар заметили фермеры, они поспешили на помощь и вручную удержали его на земле. Уже потом выяснилось, что Федор должен был стравить, то есть выпустить, гелий, но клапан заклинило, и он не смог его открыть.
Повторить достижения Конюхова наверняка смогут еще не скоро. Полет удался с первой попытки и продолжался 11 дней 5 часов 11 минут. Абсолютный рекорд высоты — 10 тысяч 614 метров. Рекорд пройденного расстояния — 34 тысячи 800 километров.
Но сам рекордсмен о долгосрочном отдыхе не думает. Батискаф для спуска в Марианскую впадину уже строится, а Федор Филиппович задумал подняться на воздушном шаре в стратосферу на рекордных 25 километров!
Фото с сайта Федора Конюхова
3720Читайте нас у Facebook