Дело скандального столичного застройщика Анатолия Войцеховского передают в суд
О завершении досудебного расследования дела скандального застройщика Анатолия Войцеховского сообщил первый заместитель главы генпрокурора Дмитрий Сторожук: «Сейчас подозреваемые и их адвокаты знакомятся с материалами дела, после чего обвинительный акт будет передан в суд. Следствию удалось установить, что Войцеховский в соучастии с другими лицами в 2004—2013 годах приобрел доли в уставных капиталах ряда предприятий (в 2014 году некоторые из них были переоформлены на подставных лиц). С помощью этих предприятий преступная группировка самовольно захватила земельные участки под строительство 40 объектов».
Как раньше утверждали в прокуратуре, строительные аферы Войцеховского в несколько раз превышают по масштабу махинации печально известного «Элита-Центра». В отношении деятельности Войцеховского открыто 46 (!) уголовных производств. Застройщику предъявили подозрение в уклонении от уплаты 12,5 миллиона гривен налогов, а также в организации преступной группировки, самовольно захватывавшей земельные участки по всему Киеву.
На захваченных участках строились жилкомплексы. Пострадавших от действий Войцеховского прельщала низкая стоимость жилья. Люди вкладывали деньги, не зная, что разрешений на строительство их квартир нет. В июле Печерский райсуд Киева избрал Войцеховскому меру пресечения в виде ареста с возможностью внесения залога в размере 14 миллионов гривен. Залог был внесен, и скандальный застройщик вышел из-под стражи.
Тем временем столичные власти призвали владельцев квартир в домах Войцеховского искать на зиму резервное жилье — дескать, даже в уже достроенных домах этой зимой отопления не будет. Речь идет о 40 объектах. Многие люди, вкладывая деньги в стройку, отдали все, что у них было. Сейчас им некуда идти, они вынуждены жить в квартирах, где температура воздуха не превышает десяти градусов. Включать обогреватели не получается — в большинство домов электричество поступает из вагончиков, оборудованных для строительных нужд, и сеть не выдерживает таких нагрузок. А с недавних пор в некоторых домах и вовсе нет электричества.
«Мы спросили в горадминистрации, нет ли у жилкомплекса каких-либо нарушений. „Все в порядке“, — ответили там и показали документы»
Например, такая ситуация сложилась в жилкомплексе «Родинний затишок» на бульваре Ярослава Гашека в Днепровском районе Киева. Здесь мы встретились с Верой Ивановной Горевич, дети которой купили в 25-этажном доме сразу три квартиры. Но построить успели только одну — двухкомнатную, в которой должна была жить дочка Веры Ивановны с мужем и десятилетним сыном. Часть дома, в которой приобрели квартиры два сына пенсионерки, до сих пор недостроена.
*Люди, купившие квартиры в жилкомплексе «Родинний затишок», только недавно узнали, что застройщик не продлил договор аренды земли
— А вот в дочкиной квартире мы даже успели сделать ремонт, — говорит Вера Горевич. — Закончили его в сентябре, когда здесь еще было электричество. Но завезти мебель не успели. Сейчас это уже невозможно — из-за того, что в доме нет электричества, подняться на 21-й этаж пешком не соглашается даже замерщик. Что уж говорить о людях, которые привезут мебель. Они просто не смогут ее поднять!
Поэтому все, что сейчас есть в квартире, — это диван, кухонный столик и несколько стульев. Еще есть обогреватель, стиральная машинка и бойлер — то, что успели привезти, когда было электричество. На 21-й этаж поднимаемся не меньше десяти минут. В самой квартире долго находиться невозможно. Там очень холодно даже в верхней одежде.
*"В доме нет ни электричества, ни отопления, поэтому жить здесь невозможно", — говорит Вера Горевич, дети которой вложили деньги в строительство дома на бульваре Ярослава Гашека (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
Когда еще был свет, дочка с зятем пытались здесь жить. Спасали положение обогреватели и полы с подогревом. Но сейчас ситуация безвыходная. Воды, кстати, тоже нет — ни горячей, ни холодной. Днем внук пытается здесь делать уроки. Сидит в куртке и даже не может выпить чашку чая. На ночь уходит в мою небольшую квартиру, где сейчас не протолкнуться. У меня ютятся две семьи — ведь младшему сыну с женой и ребенком теперь тоже некуда идти.
— Почему вы решили купить квартиру именно здесь?
— Мы долго подбирали варианты. Денег было немного, поэтому искали квартиры подешевле. Мы смотрели разные жилкомплексы. Здесь, в жилкомплексе «Родинний затишок», один квадратный метр стоил восемь тысяч гривен. Точно такую же сумму нам озвучивали и в другом жилкомплексе, который находится неподалеку. Но там нам нужно было брать кредит в банке под большие проценты, а здесь рассрочку предоставлял сам застройщик. Мы посчитали, что этот вариант выгоднее, и вложили деньги в тот момент, когда здесь только заливали фундамент.
— Вы проверяли документы — разрешение на строительство, договор аренды земли?
— Конечно! Будучи наслышанными о том же «Элита-Центре», мы с дочкой сразу поехали в Киевгоргосадминистрацию и спросили, нет ли в жилкомплексе «Родинний затишок» каких-либо нарушений. «Все законно», — ответили нам и показали всю документацию. Такая же информация была на сайте администрации. Убедившись, что все в порядке, дети сделали первый взнос — более 30 процентов от общей суммы. Остальное мы должны были выплатить до того, как объект введут в эксплуатацию.
Дом хоть и медленно, но строился. Дочка с мужем за это время смогли еще собрать денег и поинтересовались, можно ли на этапе стройки однокомнатную квартиру перепланировать в двухкомнатную. Представитель застройщика согласился, они подписали дополнительное соглашение и доплатили необходимую сумму. Дети уже не могли дождаться, когда у них будет собственное жилье, а у сынишки — своя комната. Копили деньги на ремонт.
«Молодчики с нашивками „Безпека ПС“ стали все крушить. Вывезли со стройки оборудование, а дом отрезали от воды и электроэнергии»
Сомнений в том, что все идет по плану и вскоре они получат долгожданную квартиру, не возникало. Вскоре в этом же доме решили купить квартиры двое сыновей Веры Ивановны.
— Вкладывая деньги, сыновья уже не обращались в Киевскую администрацию с вопросами о документах и разрешениях, — продолжает Вера Ивановна. — Зачем, если это тот же дом, в котором мы и так все проверили? А если бы мы все-таки обратились, то узнали бы, что еще в 2011 году у застройщика истек договор аренды земли. Договор так и не перезаключили, а людям почему-то никто об этом не сообщил. И стройку не остановили.
— Когда вы узнали, что договор аренды не перезаключен?
— Только в 2014 году, когда уже были внесены деньги за три квартиры. А в мае нынешнего года жилкомплекс пытались захватить рейдеры. Приехали человек тридцать в балаклавах, остановили стройку и разгромили общежитие, в котором жили строители. Представитель застройщика сказал, что у него пытаются отобрать бизнес. Но тогда молодчиков выгнали, и страсти вроде бы улеглись. Дочка с мужем начали в квартире ремонт…
— Потом было еще несколько попыток рейдерского захвата, — рассказывает юрист Эдуард Манко, который тоже является одним из инвесторов жилкомплекса «Родинний затишок», где он купил себе однокомнатную квартиру. — А уже после задержания Войцеховского пришел незнакомый нам человек по фамилии Голенков и сказал, что теперь он владеет компанией-застройщиком. Сказал, что стройку замораживает.
— То есть он получил это предприятие от Войцеховского?
— Нет. Официально фамилия Войцеховского в документах вообще не фигурировала, хотя мы знали, что курировал строительство он. Вернее, его сын. Но по документам владельцем фирмы-застройщика был другой человек. Приход этого Голенкова, похоже, даже для самого Войцеховского стал неожиданностью. А Голенков пришел не один — с ним были молодчики с нашивками «Безпека ПС». Они представились «Правым сектором» и стали крушить все, что попадалось им под руку. Со стройплощадки вывезли оборудование, а дом отрезали от воды и электроэнергии. Мы не могли ничего с этим поделать. Только на прошлой неделе, 28 октября, фирму удалось вернуть прежнему владельцу. Голенков пропал, однако молодчики с нашивками «Безпека ПС» до сих пор сидят в отделе продаж (который не работает) и никого не пускают на стройплощадку. Не дают подключить людям электроэнергию хотя бы со стройки, как это было раньше. Если в течение нескольких дней вопрос не решится, будем вызывать полицию. Хотя полиция ведет себя пассивно.
Кто такой этот Голенков и почему он появился, мы можем только догадываться. Но во время захвата стройки он во всеуслышание заявлял, что действует от имени столичных властей. Известно, что раньше он занимал должность директора одного коммунального предприятия в Подольском районе Киева и имеет в столице несколько недостроенных жилых объектов. Не исключено, что он решил воспользоваться арестом Войцеховского и просто отобрать бизнес. Но людям от этого стало только хуже.
— Заявлением о том, что люди должны сами искать на зиму «резервное жилье», власти дали понять, что помощи от них можно не ждать. Что вы теперь намерены делать?
— В Киевгоргосадминистрации предложили вариант — чтобы мы, инвесторы, создали жилищно-строительный кооператив и застройщик передал нашему кооперативу все права. Таким образом мы сами будем достраивать свое жилье. И, как сказали в КГГА, они в таком случае помогут нам и продлят договор аренды земли. Застройщик не против, осталось оформить это юридически. Если нам действительно продлят договор аренды земли, мы, инвесторы, сможем продать еще не купленные квартиры и за эти деньги достроить дом. Это будет очень сложно и долго, но других вариантов у нас нет. Либо мы спасем себя сами, либо останемся ни с чем.
«Недавно выяснилось, что квартира, покупку которой я полностью оплатил, уже принадлежит… другим людям»
Такой вариант киевские власти предложили жителям тех домов, на строительство которых изначально были разрешения. Как, например, в жилкомплексе «Родинний затишок»: договор аренды земли просто не продлили. Однако есть дома, где ситуация гораздо хуже. Например, строительство еще одного жилкомплекса недалеко от метро «Бориспольская» изначально было незаконным, ведь компания-застройщик (которой тоже неофициально руководил Войцеховский) получила разрешение на строительство трехуровнего гаража, а уж никак не многоэтажного жилого дома. Тем не менее построили 25-этажку, и правоохранительные органы этого странным образом не замечали.
Еще более яркий пример — печально известный «Печерский бастион» на улице Киквидзе. Чтобы построить многоэтажки, застройщики Войцеховского уничтожили деревья на холме, и он начал сползать. Оказалось, разрешения на это строительство застройщику никто не давал. Он самовольно захватил территорию и делал то, что хотел. Даже после того, как застройщик проиграл суды столичным властям, продажу квартир удалось остановить далеко не сразу. А правоохранительные органы опять-таки не вмешивались: против застройщика никто не возбуждал уголовные дела. Что делать людям, вложившим деньги в строительство подобных объектов, пока столичные власти не говорят.
Тем временем в редакцию «ФАКТОВ» обратились инвесторы еще одного жилого комплекса — «Стародарницкого», квартиры которых успели перепродать уже после задержания Войцеховского.
— Наш дом построен, к нему подведены коммуникации, — говорит один из инвесторов Сергей Синявский. — Но не продлен договор на аренду земли. Сейчас мы сидим без электричества и отопления. А недавно выяснилось, что квартира, покупку которой я полностью оплатил, уже принадлежит… другим людям. После задержания Войцеховского наш жилкомплекс тоже захватил некий гражданин Голенков. И оказалось, что этот Голенков без моего ведома продал мою квартиру фиктивному предприятию. И эта фирма тут же взяла кредит под залог моей квартиры! Сейчас застройщик от Войцеховского выгнал Голенкова, но моя квартира мне уже не принадлежит. В такой же ситуации оказались еще восемь жителей нашего дома. В полиции открыли уголовное производство.
Где сейчас Голенков, никто не знает. А Сергею теперь придется отсуживать свою же квартиру, в которой невозможно жить из-за отсутствия электричества и отопления.
— Создается впечатление, что в отношении Войцеховского открыли столько уголовных дел не для того, чтобы восстановить справедливость, а чтобы поделить его бизнес, — недоумевает Сергей. — Иначе как объяснить появление этого Голенкова и все то, что сейчас происходит? А проблемы пострадавших никто решать не собирается.
2272Читайте нас у Facebook