С 1976 года бабушка Женя живет в селе Ковалево Котелевского района Полтавской области. Последние три года до своего 55-летия работала в местном колхозе дояркой и птичницей.
32 года Евгения Дмитриевна ни разу не получала пенсию. И вот с 12 октября наконец-то ей начнут начислять государственное пособие по старости. А 14 октября, на Покрову, Евгении Кубышкиной впервые вручили паспорт.
Почему же случилась такая невероятная «задержка» во времени?..
«Мы пытались найти мамины документы в архиве загса, но оттуда дали справку, что записи за 1922 год уже уничтожены»
- Ну, теперь, можно и замуж, — подшучивают над Евгенией Дмитриевной односельчане.
Официально бабушка Женя не состояла в браке, хотя вырастила троих детей, внуков и правнуков уже дождалась. Живет старушка с дочерью, 53-летней Людмилой Погребняк, в выделенной ей правлением хозяйства хате в центре села.
- Когда колхозникам в конце 1970-х годов начали выдавать паспорта, мама не получила документа, поскольку у нее не было метрики (свидетельства о рождении. — Авт. ), — рассказывает Людмила Погребняк. — Они давно где-то потерялись. У нашей мамы рано умерли родители, ее воспитывали чужие люди, и никому до нее не было дела. А образование у мамы всего два класса, едва писать умеет, то есть добиваться своих гражданских прав было не под силу. Да и мы, дети, как-то упустили этот момент. Ну, не выдали паспорт, так не выдали. Раньше-то все без них жили
До поры до времени семейство не особо страдало от отсутствия в бюджете бабушкиной пенсии. Держали корову, козу, свиней, гусей, пахали огород — все, как полагается в селе. Тяжелее стало после распада колхоза, когда Людмила осталась без работы. Но все равно не роптали.
- Мы пытались найти мамины документы в архиве загса, но оттуда дали справку, что записи за 1922 год уже уничтожены, — поясняет Наталья Заяц, младшая дочь Евгении Дмитриевны. — К сожалению, мама забыла даже название села, в котором родилась. То есть разыскать свидетелей, которые могли бы подтвердить ее личность, оказалось невозможным. Мы и оставили это дело.
- Ой, та я не знаю, що вчора ∙ла, — стесняется своей забывчивости бабушка. — Я везде работала. Разве можно все запомнить? Знаю только, что на колхозные собрания ходила. А про паспорт якось ў не думала.
О беспаспортной односельчанке побеспокоилась председатель совета ветеранов труда 81-летняя Анна Мяло. К ней как последней инстанции обратилась внучка Евгении Дмитриевны Лена. Они с мужем живут в Харькове. Имея двух маленьких детей, все же постоянно поддерживали родственников материально. И хлопотали, чтобы бабушка наконец-то смогла получать пенсию.
Почти два года длилась эпопея по сбору необходимых документов Евгении Кубышкиной, на основании которых можно было выписать ей паспорт.
- Куда мы только не отправляли запросы! — вспоминает начальник районного паспортного стола Инна Мироненко. — Но никак не удавалось установить место рождения Евгении Кубышкиной. Надеялись, что нам удастся получить нужную информацию по регистрации рождения детей старушки. Так и вышло! Из Луганской области, где Евгения Дмитриевна в 1956 году родила дочь Людмилу, сообщили, что мать ребенка — уроженка села Маловидное Котелевского района. Это уже был официальный ответ.
- Я не местная, поэтому, только став сельским головой, узнала о беспаспортной бабушке, — добавляет сельский голова Галина Золотоус. — Конечно, старались ей помочь. Пока ждали ответов на всевозможные запросы, районные депутаты, глава администрации дважды выделяли ей материальную помощь. А тут подключилась к решению проблемы Анна Пантелеймоновна Мяло, заслуженный житель района. Ее знают не только в Украине, но и в бывшем Советском Союзе. Она постоянно ведет какие-то поиски, восстанавливает историческую справедливость, помогая людям.
«Раньше всем обещала, что пропьем первую пенсию, а теперь думаю, что лучше магнитофон купить»
Именно Анна Пантелеймоновна, долгие годы работавшая в местном колхозе бухгалтером, попросила сельского голову дать ей похозяйственную книгу. И нашла запись, сделанную в 1976 году: Евгения Кубышкина зарегистрирована жительницей соседнего села Стадница и оформлена на работу дояркой. Это было основанием для выдачи справки об украинском гражданстве Евгении Дмитриевны.
- Сейчас остается получить только идентификационный код и справку о переименовании колхоза «Заря коммунизма» Полтавского района, в котором работала Евгения Дмитриевна, в частное предприятие «Заря», — с воодушевлением сообщает Анна Мяло. — Но это не беда — документы разрешается досдавать в Пенсионный фонд на протяжении трех месяцев. К сожалению, пенсия насчитывается с момента подачи заявления, поэтому компенсация за тридцать два года не положена. Надеюсь, к Новому году Евгения Дмитриевна уже получит свою первую пенсию. Ее трудовой стаж составляет 17 лет, а общий, учитывая воспитание троих детей, 26.
Анна Пантелеймоновна считает, что ускорил процесс восстановления справедливости начальник областной милиции генерал-лейтенант Михаил Цимбалюк.
- Уже знаете, как распорядитесь своей пенсией? — интересуюсь у «совершеннолетней» Евгении Кубышкиной.
- Раньше обещала всем, что пропьем, а теперь и не знаю. Наверное, многовато будет Всего хочется накупить. Может, магнитофон. Знаете, я очень сама люблю петь, и люблю слушать песни, — Евгения Дмитриевна красивым голосом затягивает «Ой, мороз, мороз».
- Теперь вы, что называется, полноправный гражданин своей страны. Знаете, что вам дает паспорт?
- Как же, пенсию буду получать! И что еще? А, на выборы пойду. Я ведь никогда в жизни еще не голосовала.
- Уже определились, за кого будете голосовать?
- Да эти политики мне все на одно лицо. Но теперь буду думать Пока же спрячу паспорт подальше, чтобы никто не украл случайно.
318Читайте нас у Facebook