На некоторых заправках сжиженный газ продают уже по 16 гривен 50 копеек за литр
Стоимость сжиженного газа продолжает расти. С начала месяца она увеличилась почти на 5 гривен. Если неделю назад средняя по стране цена литра этого топлива составляла 14 гривен 27 копеек, то сегодня она уже превысила 15 гривен 30 копеек. А на некоторых сетевых АЗС горючее продают по 16 гривен 50 копеек за литр. Такое подорожание привело к снижению потребления сжиженного газа. Однако эксперты считают, что вскоре ситуация стабилизируется.
Эксперты называют несколько причин сложившейся ситуации, главная из которых — дефицит сжиженного газа на рынке.
— Нехватка топлива возникла в первую очередь из-за неупорядоченности рынка, — считает аналитик Консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн. — С начала апреля до конца июня цены постоянно падали. Естественно, трейдеры не хотели ввозить в Украину больше газа, чем необходимо для розничной торговли. Ведь за время доставки топлива цена на него успевала упасть до уровня ниже закупочной стоимости.
Ситуацию усугубляли нелегалы. Приобретая газ по безналичному расчету у крупных трейдеров, они сразу же перепродавали его, не уплачивая налоги, за наличные по цене существенно ниже, чем в крупных сетях АЗС. В итоге падение стоимости приобрело лавинообразный характер, а поставки из-за рубежа стали еще более сдержанными. Нехватка ресурса нарастала. Если бы власти активнее боролись с нелегальными газовыми заправками, ситуация на рынке была бы прогнозируемой и нынешнего кризиса, возможно, удалось бы избежать.
Еще одним неприятным сюрпризом стало то, что сразу несколько предприятий, производящих сжиженный газ, приостановили свою работу. В апреле-мае отечественные хранилища топлива были заполнены под завязку. Эти запасы расходовались три месяца. Но когда ближе к июлю хранилища стали пустеть, трейдеры бросились восполнять резервы в Беларуси и России. Оказалось, что сразу несколько заводов остановились на плановые ремонты или готовятся к этому. Таким образом на отечественном рынке возник дефицит сжиженного газа.
Кроме того, из-за начавшихся на «Укрзалізниці» проблем с топливом и вагонами поставка партии сжиженного газа сейчас занимает не три дня, как было ранее, а десять и даже больше. Трейдеры теряют не только время, но деньги, что в итоге отражается на конечной стоимости горючего, — отметил Артем Куюн.
После длительного молчания на сложившуюся ситуацию отреагировало и правительство.
В официальном заявлении Министерства экономического развития и торговли Украины отмечается, что главной причиной роста цен на сжиженный газ стало ограничение его импорта из других стран. Украинские производители — «Укргазвидобування», «Укрнафта», «Укртатнафта» и частные компании — обеспечивают не более 20 процентов потребностей отечественного рынка. Остальные объемы мы импортируем из России, Беларуси, Казахстана и других стран, объясняют в ведомстве.
Тем не менее министр экономического развития и торговли Степан Кубив дал поручение Минэнергоугля, Государственной регуляторной службе, Антимонопольному комитету, Государственной фискальной службе и Госкомстату проанализировать ситуацию на рынке сжиженного газа, в том числе на предмет возможного нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, и безотлагательно подать предложения по решению проблем.
Первыми отреагировали в Антимонопольном комитете Украины.
— Нет оснований говорить о монополизированном рынке и согласованных действиях. Мы видим объективные факторы, вызывающие рост цен, — сезонное повышение потребления и падение импорта, — заявил государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины Валерий Полюхович.
Но похоже, что некоторые эксперты не согласны с его мнением.
«Практически все поставки сжиженного газа из России давно монополизированы компаниями, связанными с Медведчуком или Курченко, — сообщил на своей странице в „Фейсбуке“ бывший руководитель компании „Укргазвидобування“ Алексей Тамразов. — Как и поставки дизельного топлива из России. И не столько благодаря СБУ, внесшей свой вклад в создание проблем независимым поставщикам газа в определенный период, сколько благодаря российской Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, которая не выдает разрешения на экспорт из России никому, кроме нужных компаний».
Однако украинских водителей в первую очередь интересует вопрос: что будет с ценами дальше? Ведь не секрет, что по мере сокращения разницы между стоимостью бензина и сжиженного газа использование последнего становится просто невыгодным. Согласно расчетам экспертов, критическая точка — это когда цена на газ составляет 60—65 процентов стоимости бензина.
— Очевидно, что цена в рознице уже приблизилась к своему технологическому максимуму. Дальнейший рост ставит под сомнение использование автогаза, — считает Артем Куюн. — Думаю, эта отметка — 18 гривен за литр. После такого подорожания спрос на газ значительно упадет. И чем быстрее это произойдет, тем скорее наполнится рынок. С осторожным оптимизмом предполагаю, что можно ожидать этого к середине сентября. Ну, а дальше газ начнет дешеветь — до 11—12 гривен за литр.
434Читайте нас у Facebook