«Живу в одном кампусе с дочерью Барака Обамы» – киевлянин рассказал, как ему учится в Гарварде
В августе прошлого года Георгий улетел в США. А теперь, окончив первый семестр, рассказал «ФАКТАМ» об особенностях обучения в Гарварде и жизни в студенческом кампусе.
Напомним, как киевскому школьнику удалось поступить в один из самых престижных университетов мира. Георгий стал участником благотворительного проекта Ukraine Global Scholars — организации, бесплатно помогающей прошедшим отбор украинским школьникам поступить на учебу в США. Ukraine Global Scholars организовывает конкурс, где из тысяч желающих выбирают двадцать человек, которых готовят к поступлению в американские вузы.
— Чтобы стать одним из двадцати счастливчиков, нужно пройти несколько этапов конкурса, — рассказал Георгий Солодко. — Отбор очень похож на поступление в американские вузы — тесты, сочинения, собеседования. При поступлении в престижные университеты роль играют не только высокие баллы — в первую очередь абитуриент интересует приемную комиссию как личность. Характер часто раскрывается в сочинении.
При поступлении в такие вузы, как Гарвард или Стэнфорд, играют роль даже… странички в соцсетях. Вы должны следить за тем, что пишете. В приемной комиссии вуза могут посмотреть ваш профиль в «Фейсбуке», чтобы составить о вас более четкое представление. Если позиционируете себя как серьезный человек, не стоит постить фотографии котиков и собачек.
Чтобы поступать в американские вузы, всем, в том числе американцам, нужно сдать тест SAT. Он включает письменную часть, чтение, сочинение, математику с использованием калькулятора и без. Тест очень сложный, особенно для иностранцев. В некоторых заданиях дается предложение, а ты должен догадаться, что автор этим хотел сказать. Полагаешься только на интуицию. К тому же почти в каждом вузе были онлайн-собеседования.
— К первым собеседованиям я долго готовился, переживал, — рассказывал Георгий. — Столько раз повторял свою речь, что она буквально отскакивала от зубов. А с собеседованием в Гарвард все было по-другому. Я даже не думал, что смогу туда поступить, поэтому расслабился. Отвечал на вопросы просто и искренне, словно беседовал с другом. Вопросы были несложные: о планах на будущее, о родителях, немного о политике. После этого я понял, что непринужденность и простота мне даже помогли. По основному экзамену набрал 1560 баллов из 1600 возможных. Сам не ожидал такого результата!
Георгий пытался одновременно поступать в двадцать вузов. Прошел в десять. Выиграл грант на обучение в Стэнфордском, Колумбийском, Колгейтском, Итонском, Бостонском университетах, университете Вандербильта и университете Тафтса, а также Дартмутском колледже. Но свой выбор остановил на Гарварде.
* Гарвард — один из самых известных университетов всего мира, старейший вуз США
С тех пор прошло больше полугода. По словам Георгия, он быстро втянулся в учебный процесс и первый семестр закончил с очень хорошими результатами.
— Для меня все началось со специальной программы для иностранных студентов-первокурсников, — рассказал сейчас «ФАКТАМ» Георгий Солодко, с которым мы связались по телефону. — За четыре дня студенты третьих-четвертых курсов знакомят новеньких с американской системой обучения. Первокурсники успевают познакомиться. Многих своих однокурсников я узнал еще до начала занятий. Всего иностранцев-первокурсников было около 150 человек.
— Из Украины вы один?
— Есть еще один парень, родившийся в Украине. Но его семья уехала в Америку, когда ему было три года. Он гражданин США, закончил американскую школу. Первые несколько дней я ощущал языковой барьер, особенно в разговоре с иностранцами, но быстро привык. Главное — не бояться разговаривать, даже если делаешь ошибки. Тебя поймут. Американцы сами частенько допускают ошибки и на грамматику особого внимания не обращают.
Через четыре дня после приезда меня поселили в кампус. Общежития есть разные: где-то селят по одному человеку в комнату, где-то — по четыре. Как повезет. Еще до заселения каждый студент заполняет специальную анкету, в которой описывает свои бытовые привычки и даже предпочтения в музыке.
— То есть если вы фанат The Rolling Stones, вас не поселят вместе с любителем классической музыки?
— Да. Нас в комнате трое. Сначала было четверо, но один мальчик буквально через неделю отказался от обучения. Мои соседи по комнате — американцы. Один из Техаса, другой из Нью-Йорка. Общежития совсем не такие, как в Украине. Здания старые, но внутри чисто и аккуратно, ничего не поломано. Если перегорает лампочка, вызываешь специального человека, и он в течение десяти минут решает проблему. Нет привычных для наших общежитий плесени, тараканов. Есть только… мыши. Это связано с тем, что здание старое, вокруг природа. В кампусах активно с этим борются. Но мыши — это не так страшно, иногда они даже придают разнообразия (смеется).
— Правда, что ваша однокурсница — 19-летняя Малия Обама, дочь Барака Обамы?
— Правда. Она тоже живет в кампусе. Со всеми студентами держится на равных. Да и другие ребята ведут себя по отношению к ней нормально. Никто не шушукается по углам, не просит сделать селфи. В Гарварде часто можно встретить детей известных людей. Но у Малии все равно нет такой студенческой жизни, как у остальных. Она живет в общежитии повышенной безопасности с усиленной охраной. По сути, в четырехэтажном доме с множеством комнат.
* Георгий Солодко: «Учиться в Гарварде непросто, но очень интересно»
— Вы сказали, что ваш третий сосед через неделю отказался от обучения. Неужели есть те, кто уходит из Гарварда?
— Не поверите, но таких много. В течение первого семестра ушли около тридцати человек. Кто-то по семейным обстоятельствам, кого-то исключили за списывание или хранение алкоголя в комнатах. В каждом общежитии есть человек, ответственный за порядок. Он заходит в комнаты с проверкой всего раз в семестр, но делает это без предупреждения. Если в твоей комнате нашли алкоголь, а тебе нет 21 года, исключение из вуза гарантировано. На этом часто ловят первокурсников, которые, поселившись в кампус, решают, что у них началась взрослая жизнь.
Наказывают и за списывание. У нас в Украине это обычное дело. Нашел в Интернете, скопировал, вставил — и готов реферат. В Гарварде написать реферат (тут это называется papers) очень сложно. Нужно прочитать очень много литературы, а в конце работы поставить ссылки на источники, которыми пользовался. И этими источниками не может быть Википедия. Если книг, которые тебе нужны, нет в Интернете, приходится подолгу сидеть в библиотеке.
— В Гарварде студенты сами выбирают предметы?
— Да. Но есть нюансы. Первую неделю тут называют shopping week. Во время такого «шоппинга» студенты ходят на вступительные лекции по разным предметам, чтобы выбрать то, что им по душе. Нет ни оценок, ни домашнего задания — ты просто присматриваешься. Есть студенты, которые умудряются за неделю посетить лекции по 25 предметам! Но в результате каждый все равно будет изучать не больше четырех. Один из них — обязательный курс письма Expository Writing 20. Этот предмет многие не любят. Мне он, если честно, тоже не очень — новой информации мало, но при этом курс отнимает много времени. Второй предмет, обязательный для моей специализации, — вступительный курс к «Экономике». Оставшиеся два предмета уже выбираю сам. Кроме того, в Гарварде есть система General Education Requirements, включающая в себя целый список предметов из семи или восьми сфер, таких, как философия, этика, наука. До конца обучения необходимо взять по одному предмету из каждой сферы.
Мне нравится то, что преподаватели читают лекции четко и разборчиво. Главная их задача — чтобы студенты усвоили материал. Преподаватели шутят, подкалывают. Например, на курсе статистики профессор иногда шутит: «Сейчас европейцы будут смеяться над тем, как американцы учат математику». А еще к профессору можно подойти после лекции и задать любые вопросы. Он уделит тебе время, даже если разговор займет два часа.
— Вы успеваете отдыхать? Или приходится сидеть ночами?
— Нагрузки большие, поэтому раньше двух часов ночи лечь спать никогда не получается. Особенно тяжело перед экзаменами. Кстати, устных экзаменов здесь нет, только письменные. И принимают их не наши профессора, а совсем другие люди — чтобы исключить предвзятое отношение. Само собой, ни о каком списывании не может быть и речи. Даже если преподаватель не заметит, что ты списываешь, на тебя может настучать другой студент. Причем лично тебе он, скорее всего, ничего не скажет, а подойдет сразу к профессору. Ну, там уже никто не будет разбираться.
— В кампусе друзья, а на учебе — конкуренты?
— Да. Конкуренция даже не столько за оценку, сколько за будущее место в компании. Все смотрят вперед и понимают, что их будут выбирать работодатели. Если речь идет о карьере, тут каждый сам за себя. А работодатели здесь присматриваются даже к первокурсникам. На следующей неделе будут проходить карьерные вечера Ситибанка и JPMorgan Chase (американский финансовый холдинг. — Авт.). На карьерных вечерах присутствуют работодатели, чтобы в следующем году пригласить кого-то из студентов на стажировку. Конечно, каждый стремится показать себя в лучшем свете. Хорошо, когда твои друзья — студенты из другой сферы. Например, твой профиль экономика, а его — политика. Хотя бывает, что студенты-«политики» приходят на вечера консалтинговых фирм. Курс, который они учат, — одно, а деньги — совсем другое.
Гарвард часто приглашает в качестве спикеров известных политических деятелей, актеров. Например, скоро должен приехать председатель Европейского парламента. Здесь можно встретить Берни Сандерса, Рианну, недавно приезжала Мила Кунис. Я рассказал однокурсникам, что Мила Кунис — моя землячка. Многие удивились.
— Как вы закончили первый семестр?
— У меня хороший средний балл. Особенность учебы в Гарварде — закрытая система оценивания. Студенты не знают, у кого какие баллы, никто не говорит, какой балл он получил за семестр или за самостоятельную работу. Если кто-то хвастается своими оценками, это признак того, что человек еще не вышел из старшей школы. Тут с оценками как с зарплатой — все любят приватность. Преподаватель никогда не позволит сказать себе что-то вроде: «Сидоров, садись, 5».
— С какого курса студент может работать?
— На стажировку приглашают со второго курса. Но стажировки обычно проходят летом. Можно работать и во время учебы, но для иностранных студентов есть ограничения. Нам разрешено работать только в кампусе и не больше 20 часов в неделю. Американцы работают где хотят и сколько хотят. В кампусе можно помогать преподавателям, стать помощником профессора в каком-то исследовании. Но работа — дополнительная нагрузка. А хочется уделять время не только учебе, но и студенческой жизни. Здесь эта жизнь очень насыщенная. Есть студенческий парламент, различные финансовые группы, модели ООН. Я, например, состою в Европейской бизнес-группе, городском клубе финансовых аналитиков и являюсь помощником одного политика в кампусе.
— Денег на жизнь хватает?
— Да. Грант покрывает расходы на обучение, проживание и даже питание. Потратиться пришлось только на какие-то бытовые вещи, книги. По некоторым предметам книга может стоить от 150 до 200 долларов. Уходят деньги на походы в кинотеатр, в кафе, на поездку в Бостон. Цены здесь более или менее приемлемы. Средний чек на одного человека в бостонском кафе — 12 долларов. Из кампуса в Бостон можно добраться автобусом или такси Uber, которое здесь намного дешевле, чем в Украине. В Бостон можно доехать за три доллара.
Учиться в Гарварде непросто, но очень интересно. Здесь совсем иной мир, другие люди. Американцы всегда говорят то, что думают. Везде и во всем чувствуется свобода. Нет ни расизма, ни сексизма, ни какой бы то ни было дискриминации. Некоторые вещи поначалу удивляли. Например, у большинства американцев отсутствует культура еды. Даже дети из обеспеченных семей могут чавкать, сербать и разговаривать с полным ртом — никто на этот счет не заморачивается. Подобных нюансов много. Одно могу сказать точно: мне здесь нравится. Уже решил, что после окончания бакалаврата обязательно буду поступать в магистратуру.
5611Читайте нас у Facebook