Владимир огрызко: «когда я прихожу с работы, мне навстречу с криком летит попугайчик дракоша. Прилетает, садится на плечо, дергает за ухо »
Первого апреля глава внешнеполитического ведомства страны Владимир Огрызко отмечал свой день рождения. Его 52-летие началось более чем оригинально. Дело в том, что около полуночи 31 марта в Украину прилетел президент США Джордж Буш, и, в соответствии с протоколом, среди встречающих его высокопоставленных чиновников обязательно должен быть министр иностранных дел. Накануне «ФАКТАМ» удалось побеседовать с именинником в его рабочем кабинете.
«Чтобы достать запертые в машине документы, охране пришлось разбивать бронированное стекло»
— Владимир Станиславович, и часто государственная служба преподносит вам подобные сюрпризы в день рождения?
— Такого, чтобы этот день совпадал с визитом в Украину столь важного гостя, еще не было. Хотя, скажу вам честно, в жизни нередко случалось забывать о днях рождения. Сначала живешь работой, ну а уж потом — семейными радостями.
— У вас, прямо скажем, веселый день рождения — 1 апреля. Любите его праздновать? Знакомые наверняка над вами часто подшучивали
— В детстве я очень радовался, когда приходили друзья по двору, соседи. Мы садились за стол. Все было очень просто, ведь наша семья не из тех, кто купался в роскоши. Но все равно было здорово. Помню, несколько дней рождения мы праздновали с друзьями всем двором Что же касается шуток, то бывало и такое. Правда, эти розыгрыши никогда не были злыми.
— В этом году у вас не круглая дата. Тем не менее нынешний год для вас юбилейный — 30 лет в дипломатии. Именно такой была ваша мечта детства?
— Как ни странно, но да. Где-то класса с седьмого-восьмого. А уже в девятом я точно решил — буду дипломатом. Моя мама, преподававшая экономическую географию зарубежных стран, рассказывала мне массу интересных историй. Благодаря ее рассказам и возник интерес к другим странам и народам, к географии в целом. Хотелось не столько поездить, сколько узнать больше. Почему, например, в одной стране лежит снег, а в другой круглый год стоит ужасная жара. Потом мне случайно попалась книга «Дипломатический этикет и протокол», и я понял, что меня это очень интересует. В одной из глав рассказывалось о дипломатических рангах. Я начал их считать и подумал: «Как же долго нужно работать, чтобы стать послом! Наверное, люди столько не живут. Может, это из какой-нибудь другой истории. Или из космоса». Но, как видите, можно достичь и космоса, если захотеть Помогал мне, конечно, и папа. Он очень поддерживал мою мечту и был рад, когда она осуществилась.
— Не жалели об этом, когда случались какие-то проколы в работе и казусы?
— Нет, хотя истории были. Я даже как-то пытался записывать, но понял, что их очень много. И интересное было, и смешное Может, позже все- таки сяду и напишу книгу. Один из таких случаев произошел в Греции. Я бы назвал его трагикомичным. Как-то в Афинах я понадеялся на своего коллегу, который пообещал взять документы, необходимые для следующей президентской встречи, но так получилось, что бумаги остались в машине. Приходим, а автомобиль заперт. Начали искать водителя, но он, как выяснилось позже, пошел выпить чашечку кофе. Найти его не удалось. В результате комичность ситуации переросла в трагичность — службе безопасности пришлось выбивать бронированное стекло и доставать документы. Слава Богу, успели, но помню, что ступеньки на третий этаж здания, где проходила встреча, я преодолел с одного маха. Летел со скоростью, которая могла бы «потянуть» как минимум на олимпийский рекорд. После этого я взял себе за железное правило все свое носить с собой.
— По гороскопу вы — Овен. Знаю по себе, что люди, рожденные под этим знаком, очень упрямы. Как вам работается в дипломатии с таким характером?
— Хотите сказать, что все Овны уперты, как бараны? Знаете, у меня всегда есть позиция, я всегда знаю, чего хочу. Возможно, именно упорство — та черта характера, которая мне помогает. Конечно, когда я веду переговоры, то не иду напролом, пытаясь сразу же достигнуть стопроцентного результата. Такого не бывает. Но если ты уверенно идешь вперед и всем своим видом показываешь партнеру, что не шутишь, то на него это производит впечатление. Другое дело, что нужно думать над формами реализации этой уверенности — или пытаться достигать всего сразу, или по этапам.
— Как родные отнеслись к тому, что вы стали министром иностранных дел? К этому посту вы шли долго и непросто
— У меня никогда не было цели добиться какого-нибудь конкретного кресла. Интереснее было реализовывать себя в том или ином качестве. Так сложилось, что должности мне предлагали. Сам я никогда ничего не просил. Так было, есть и будет.
К новому назначению отношение в семье было неоднозначным. Мама расстроилась! Сказала, что я и так постоянно пропадал на работе, а теперь меня и вовсе невозможно будет увидеть. Я, конечно же, стараюсь хоть раз в неделю приехать к ней, звоню каждый день. Но, скажем прямо, ее слова недалеки от истины. Работы много, иногда бывает очень непросто. Недавно я даже установил личный рекорд, в течение одного дня побывав в трех столицах — Лондоне, Париже и Брюсселе. Но это новое качество, новые возможности, совершенно другие горизонты.
— Соглашусь с вашей мамой. По крайней мере, мою попытку добраться до главы внешнеполитического ведомства я бы назвала охотой на министра
— Ну так поймали же!
«Катаюсь на лыжах с детства: сначала покорял холмы Чоколовки в Киеве, а сейчас дело дошло и до Альп»
— Владимир Станиславович, вы — трудоголик?
— Люблю работать на результат! Поставил перед собой цель — достиг ее. А приходить на работу, чтобы просто сидеть и переливать из пустого в порожнее — это не для меня.
— С чего начинаете день? С пробежки, чашечки кофе, просмотра деловых документов?
— Признаюсь честно: пробежек не было давно. Но, несмотря на то что годы идут, это на моей форме пока не очень сказывается. Постучу три раза по дереву, чтобы не сглазить! Нагрузка на работе большая, так что на спорт просто не хватает времени. Хотя я встаю достаточно рано — в полшестого, а бывает и в пять утра. Частенько включаю музыку, думаю. Очень важно в начале дня настроиться на работу. Проанализировать, что вчера было сделано правильно, а что — нет, понять, как нужно поступить сегодня.
— А какую музыку любите?
— Классику. Мы с семьей пять лет прожили в Вене, где классическая музыка как воздух! Часто ходили с супругой в филармонию и слушали выдающихся музыкантов современности. У нас дома огромная коллекция классической музыки.
— Сами не играете? У вас очень музыкальные пальцы
— К сожалению, нет. Правда, иногда в голове что-то музыкальное носится В детстве я больше интересовался спортом, чем музыкой,- играл в баскетбол. Но, думаю, главное, чтобы музыка звучала в тебе. А уж воссоздашь ты ее или нет — не суть важно.
— Неужели на спорт совсем не остается времени?
— Иногда удается немного поиграть в большой теннис. Это тоже мое увлечение. Надеюсь и мечтаю, что все-таки смогу уделять несколько часов в неделю этому занятию.
— Разведка донесла, что вы и на горных лыжах кататься любите
— Было дело. Причем катаюсь на лыжах с детства. Мы жили в Киеве на Чоколовке, рядом с Караваевыми Дачами. Там есть несколько маленьких горок, на которых мы с другом катались. А в то время лыжи были деревянными и тяжелыми в управлении. Помню, друг как-то разодрал ногу — полсклона в крови было! Впрочем, нас это не останавливало Ну а после того как я покатался в Австрии на нормальном снаряжении, просто заболел горными лыжами. Это же скорость, чувство полета, азарт Пять лет подряд мы каждую зиму выбирались на неделю в Альпы. Сначала дочки были очень осторожными, но после соответствующей родительской работы ситуация в корне изменилась.
— Сколько им лет?
— У нас трое детей — две дочки и сын. Младшей Лесе — шестнадцать лет, Жене — девятнадцать, Ростиславу — двадцать восемь. Скажу честно, что для меня было огромным удовольствием выезжать с детьми в горы. Сначала они учились кататься и ездили за нами. А сейчас мы с супругой только собираемся спускаться, а они уже с воплями несутся в очередную бездну. Дети нас опережают, и это здорово.
— А как у вас со временем для общения с родными?
— Стараюсь как минимум один день в неделю побыть с семьей. Ростислав уже женился, живет отдельно. Но мне очень приятно, когда они с женой приходят к нам. Как бы поздно я ни пришел с работы, стараюсь выслушать то, что мне хотят рассказать родные. Старшая дочь — студентка, занимается международной информацией. У нее возникает масса вопросов, на которые я могу ответить. Младшая заканчивает школу, и у нее тоже есть вопросы к отцу. А воскресенье я посвящаю родным полностью.
— Вы — строгий отец?
— Адекватный! Я стараюсь понять своего ребенка, его нужды, интересы. У нас в семье отношения между родителями и детьми построены на взаимопонимании. Откровенно говоря, на каком-то этапе жизни начинаешь осознавать, что самое главное — дети. Если они у тебя умные, воспитанные, образованные, то, пожалуй, это самый большой капитал. Когда тебе говорят, что твой сын — отличный парень, хорошо работает, говорит на иностранном языке лучше, чем коренные жители страны, как этим не гордиться? И я счастлив, что приложил к этому руку. Хотя, безусловно, заслуга жены в этом более значительная. Мама у нас особенная. Дети — ее все!
— А как вы познакомились с женой?
— Оля была, как и я, студенткой Киевского государственного университета. Как-то мы с однокурсником, который к тому же оказался ее одноклассником, пошли в кино. Уже на выходе из кинотеатра мы столкнулись прямо в дверях с Олей и ее подругой — они ходили на этот же фильм. Так и познакомились.
— Ухаживали романтично?
— А как же! Но рассказывать не буду. Для каждого человека это очень личное
«На прошлый день рождения дети украсили деревья на даче шарами, а над дверью повесили плакат с надписью: «Happy birthday!»
— Каких подарков ждете от родных на день рождения?
— Знаете, в прошлом году меня дети очень удивили и обрадовали. Тогда мой день рождения пришелся на воскресенье, и дети, не особо любящие дачу, предложили туда съездить. Я удивился, но согласился. Приезжаем туда — на всех деревьях, на домике и внутри него висят разноцветные шары. Над входной дверью — плакат с надписью: «Happy birthday!». Это лучше любых подарков!
Дочери мне часто дарят что-то сделанное своими руками. Они сначала учились в немецкой школе, потом в австрийской. И, что мне нравилось, там их учили работать руками. Это и аппликации, и вышивка Очень искренние вещи, сделанные от души. У меня целая коллекция таких поделок. Бывает, перебираешь их и думаешь: «Боже, это же мне Леся подарила, когда ей было лет семь »
— Выбирая костюмы, вы советуетесь с супругой? Какого дизайнера предпочитаете?
— Костюмы покупаю сам. Что же касается дизайнеров Меня часто спрашивают и об одежде, и о часах, и о прочих аксессуарах. Отвечу так: масса людей в Украине считает копейки, чтобы выжить. Тема одежды для меня не актуальна. Мне кажется, что я достаточно неплохо выгляжу, но никогда этим не хвастался. Думаю, что в нынешних условиях щеголять дорогостоящей одеждой было бы не к месту.
— А хобби у вас есть?
— Знаете, мои увлечения менялись со временем. У меня в доме постоянно жили животные. В детстве это были собаки. Я их очень любил. Это такие создания, с которыми можно по-особенному общаться. А в последнее время у меня поселились попугаи. Было два, но один, африканский жако, к сожалению, не выдержал нашей зимы — заболел, и его не удалось спасти. Он уже начал говорить, стал почти ручным Мне очень нравятся животные, с которыми можно пообщаться и которые дают тебе что-то в ответ на твою ласку и заботу. Второй попугайчик австралийского происхождения. Таких еще называют нимфочками. Наша Дракоша немножко больше, чем обычный волнистый попугай.
— Почему Дракоша?
— Сначала она была как дракон: к ней нельзя было подступиться, она исклевывала до крови мои пальцы. Но потом возникло взаимопонимание. Очень славное создание. Дракоша еще раз доказывает то, что с любым животным можно найти общий язык. Тем более если оно еще и немножко умное. Меня Дракоша почему-то выделяет изо всех домашних. Знаете, каждый день, когда я прихожу с работы, она с криком летит меня встречать. Прилетает, садится на плечо, дергает за ухо А когда собираются гости, то Дракоша у нас первое лицо на празднике — она должна обязательно пройтись по столу. Причем идет, не выбирая дороги и не обращая внимания на то, что перед ней стоит какое-то блюдо. Чего-нибудь поклюет, потом взлетит на карниз и спокойно будет наблюдать сверху за происходящим. А если, не дай Бог, ее не пустишь в комнату, крик стоит страшный. Вообще, она у нас живет на кухне. Но не в клетке — свободно летает по всей квартире. Очень общественно-активная птичка.
— Владимир Станиславович, а как получилось, что вы, проработав несколько лет в МИДе, попали на службу в армию?
— Это произошло совершенно неожиданно, — продолжает Владимир Огрызко. — Я даже сам не понял как. Получил повестку, зашел в отдел кадров. А мне говорят, что беспокоиться не нужно. Мы — дипломаты, и нас это не касается. Мол, напишут какое-то письмо и на этом все закончится. Не знаю, что произошло, но через несколько месяцев вышел приказ министра обороны СССР, и я отправился служить. В то время министр обороны был членом Политбюро ЦК КПСС и, соответственно, все разговоры, что необходимо поменять что-то, отпадали с самого начала. Поэтому два года я прослужил на офицерской должности в Киевском общевойсковом училище.
С одной стороны, это время, с точки зрения дипломатической работы, можно назвать потерянным. Но с другой — служба добавила мне уверенности в собственных силах. Армия — это ведь особенный институт. Помню, нас ночью гоняли в марш-броски по сорок-пятьдесят километров. Первое время ноги сбивали в кровь. Но уже через три-четыре раза такие моменты казались обыденными. А умение сказать себе, что это все нужно пройти, пережить, впоследствии мне очень пригодилось во многих жизненных ситуациях. Честно скажу: я сейчас совершенно не жалею о тех двух годах. Для внутреннего самоутверждения, для того «баранизма», о котором мы говорили, это как раз то, что надо.
909
Читайте нас у Facebook