Коммуналка подорожает, а субсидий станет меньше: что ждет украинцев в новом отопительном сезоне
Теперь на субсидию могут даже не рассчитывать собственники квартир площадью более 120 кв. м, а также частных домов более 200 кв. м. Причем независимо от того, какие доходы имеет семья владельца такой недвижимости. В госпомощи будет отказано и людям, владеющим автомобилем «моложе» 5 лет. Также субсидию не дадут лицам, совершившим в последнее время покупку на сумму от 50 тыс. грн (исключение сделано для расходов, связанных с лечением) или получивших имущество на такую сумму, в том числе и в наследство. Однако человек, сделавший крупное приобретение, например квартиру, но по всем остальным параметрам соответствующий требованиям для получения субсидии, может обратиться в специальную комиссию, которая принимает решение, назначать субсидию или отказать.
«Допустим, семья сделала покупку на сумму свыше 50 тысяч гривен. Но эта покупка — единственное жилье, купленное к тому же в кредит. В таком случае субсидия может быть назначена, но на комиссии, в индивидуальном порядке. И акт обследования условий проживания в домохозяйстве — обязательный документ для рассмотрения такого дела на комиссии. Социальный инспектор выезжает на место, делает проверку, заносит все в акт, и на основании этого акта комиссия принимает решение», — разъяснил руководитель директората семьи и социальной поддержки населения Министерства социальной политики Украины Виталий Музыченко.
Ранее таких имущественных ограничений не было, а субсидия назначалась в зависимости от доходов семьи в пределах социальных норм на жилплощадь. Теперь эти нормы тоже сократили. Например, если раньше субсидия выдавалась на жилплощадь до 62,5 кв. м для домохозяйств из одного человека, то теперь только на 48,87 кв. м.
Но и это не все. Теперь площадь жилья, на которую распространяется субсидия сверх социальной нормы рассчитанной для данного домохозяйства, не может превышать 30% процентов. Например, одинокий пенсионер живет в частном доме площадью 100 кв. м. На одного человека социальная норма жилья для назначения субсидии на газ составляет 13,65 кв. м плюс 35,22 кв. м на домохозяйство. То есть в сумме — 48,87 кв. м. К этой площади добавляем еще 30%, и выходит, что субсидию этому пенсионеру назначат только на 65,5 кв. м жилья, а за оставшиеся 34,5 кв. м он будет платить по полному газовому тарифу. С учетом грядущего подорожания сумма получится немаленькая. Кроме того, в среднем на 20−30% стали меньше субсидируемые нормы расхода газа, воды, электроэнергии.
Таким образом, в результате изменения порядка предоставления субсидий, правительство рассчитывает существенно сократить расходы госбюджета на поддержку населения. В этом году украинцам уже выдали в два раза меньше субсидий, чем в прошлом. Так, в период с января по июль 2018 года выплаты получило около 2,6 млн украинских семей, что на 50% меньше, чем было за аналогичный период в 2017 года. К тому же, если в прошлом году средний размер субсидии составлял 300 грн, то сейчас он уменьшился до 200 грн.
С этой же целью недавно заработал реестр получателей субсидий, в котором можно проверить наличие субсидии по любому адресу в Украине. За три месяца работы этого реестра удалось обнаружить около 20 тыс. украинцев, которые получали двойные выплаты.
Однако многие специалисты считают, что нынешний порядок не совершенен и нередко ущемляет права малоимущих граждан.
«Украинцы со страхом ждут начала отопительного сезона. И дело не только в вероятном колоссальном увеличении цены на газ для населения. Власти подготовили для украинцев еще один сюрприз в виде нового порядка назначения жилищных субсидий. После его введения тысячи украинских семей и домохозяйств останутся без необходимых льгот уже во время следующего отопительного сезона», — заявила «ФАКТАМ» народный депутат Украины Ирина Констанкевич.
По ее мнению, новый порядок не учитывает множество нюансов, в результате чего государственной помощи могут лишиться люди с действительно низким доходом.
«Например, если кто-нибудь из членов вашей семьи находился за границей совокупно более 60 суток в течение периода учета доходов для предоставления льготы, субсидии вы не получите. Замечу, что ездить на заработки за границу вынуждены, как правило, молодые работающие люди. Они делают это не от хорошей жизни, а исключительно из-за тяжелой экономической ситуации на рынке труда в Украине. Вследствие таких изменений без государственной поддержки останутся прежде всего их родители — люди пенсионного возраста.
Кроме того, новые правила начисления субсидий лишат льгот домохозяйства и семьи, члены которых в течение года получили в собственность земельные участки, недвижимость или транспортные средства стоимостью свыше 50 тысяч гривен. Согласно этой норме, на субсидии также не смогут претендовать граждане, получившие такое имущество по наследству.
Эта норма является несправедливой. Ко мне и моим коллегам, народным депутатам, массово поступают обращения от жителей разных населенных пунктов, которые уже столкнулись с проблемой при начислении субсидий. Поэтому в начале сентября мы направили соответствующее депутатское обращение на имя премьер-министра Украины Владимира Гройсмана. Мы призываем правительство немедленно пересмотреть правила назначения субсидий и не забирать такую льготу у семей, члены которых вынуждены работать за границей, а также — исключить наследование имущества и недвижимости из перечня оснований для отказа в начислении субсидии", — отметила народный депутат.
У нового порядка предоставления субсидий есть и положительные стороны, считают эксперты.
«Проверки семей, получающих субсидии — нормальная европейская практика. Дело в том, что субсидия выплачиваются из нашего бюджета, то есть это деньги налогоплательщиков. Достаточно много людей пользуются субсидиями, имея неплохое финансовое состояние, что подтверждается наличием хороших автомобилей и дорогой техники. В Европе нельзя претендовать на субсидию, если у тебя есть атрибуты хорошо обеспеченной семьи», — рассказал «ФАКТАМ» директор экономических программ Украинского института будущего Анатолий Амелин.
По его словам, это нерациональное использование государственных финансовых средств, а следовательно — денег налогоплательщиков.
«Мне кажется, что когда полноценно начнет действовать новый механизм начисления субсидий, количество семей, которые их получают, может сократиться до 30 процентов. И ввод в реестр данных о субсидиантах — это нормальный процесс автоматизации информации о получателе государственных денег. Это позволяет мониторить использование финансов и отслеживать материальное положение тех людей, которые получают субсидии. Такой реестр может периодически проверяться вместе с общими налоговыми базами, подтверждающие доходы людей.
В идеале государству нужно строить единую информационную систему, со сводной информацией на каждое физическое лицо. Человек будет иметь свой электронный кабинет со всей информацией о его финансовом состоянии.
Хочу отметить, что в связи с грядущим повышением тарифов на газ, вырастут и другие коммунальные тарифы. Это может стать стимулом для людей утеплить свое жилье. И в этой ситуации нужны не субсидии, а целевая помощь, например льготные кредиты.
Согласно исследованиям, для того, чтобы максимально утеплить двухкомнатную квартиру, нужно примерно 1,2−1,5 тысячи долларов. Такое утепление позволяет при том же объеме использованной энергии на 40 процентов снизить энергозатраты и примерно на 10 градусов повысить температуру в помещении.
То есть если бы государство выдавало не субсидию, а, например, 5-процентный целевой кредит на 5−10 лет для утепления помещений, это бы на 40 процентов уменьшило энергозатраты. То есть повышение тарифов на 25 процентов осталось бы незамеченным для бюджета граждан, а утепление, наоборот, уменьшило бы расходы", — подытожил Анатолий Амелин.
Кстати, правительство решило поощрить тех субсидиантов, которые в прошлом отопительном сезоне израсходовали газа и электроэнергии меньше положенной нормы. Таким людям до конца ноября обещают выдать «премии» на сумму до 695 грн.
5323Читайте нас у Facebook