ПОИСК
Події

После аварии на позняковском коллекторе, обслуживающем огромный жилой массив киева, образовался провал площадью около 200 квадратных метров

0:00 22 липня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
Но и через полгода канализацию не удалось полностью починить

Киевляне привыкли, что летом коммунальные службы и строители перекапывают едва ли не каждую вторую улицу города. Но только на четырех участках идет работа по важнейшему для столицы направлению — ремонту и замене канализационных коллекторов. Например, на улице Сырецкой этот многолетний процесс уже близится к концу. Здесь завершат работы в октябре. А на Лесном проспекте — в декабре. Между тем, если такие работы не выполнять вовремя, то беды не оберешься. Киев уже научен горьким опытом. 15 городских канализационных коллекторов из 21 находятся в аварийном состоянии: заполненные нечистотами трубы двух-трехметрового диаметра, которые проходят под всем городом, в любой момент может прорвать.

Относительно благополучная ситуация с подземными коммуникациями на Троещине и Оболони — они самые новые. Городские власти наконец решили обратить внимание на проблемы «Киевводоканала»: обещают внести изменения в столичный бюджет и предусмотреть деньги на обновление канализационных сетей.

«Один коллектор завалится — паралич города неизбежен… »

 — 15 аварийных — это только основных столичных коллекторов, — поясняет директор департамента эксплуатации канализационного хозяйства «Киевводоканала» Николай Кислый.  — Основные коммуникации строились в 60-70-х годах прошлого века из железобетона и рассчитывались на 20 лет эксплуатации, но материал легко разъедают бактерии. А в центре Киева до сих пор работают коллекторы начала прошлого века — Старолыбедской коллектор 1903 года, а есть труба… даже 1884-го!

 — Не надо войны, один только коллектор завалится — все, паралич города,- говорит Владимир Петренко, глава наблюдательного совета «Метростроя».  — В 1979 году прорвало Новодарницкий коллектор, построенный в 1970-м. Я был главным инженером строительно-монтажного управления и участвовал в ликвидации аварии. Месяц ночевал на объекте! Такого порыва новых труб никто не ожидал. Жители дома по улице Привокзальной позвонили в жэк с жалобой, что во дворе провалился асфальт. Яма росла буквально на глазах. Через два часа два дома стояли на краю 15-метрового котлована, заполненного фекалиями!

РЕКЛАМА

Самым опасным в этой ситуации стало то, что Новодарницкий коллектор в 1979 году был единственным на весь левый берег. Месяц, пока метростроевцы ликвидировали аварию, неочищенные стоки спускали прямо в Днепр. И накануне 9 Мая санэпидстанция обнаружила в днепровской воде, которую пил весь Киев, возбудителя холеры.

Повторись подобная авария сегодня, последствия оказались бы значительно хуже. У нас ведь стоки нынче более токсичные, чем в 70-е годы, количество загрязняющих веществ постоянно увеличивается. После аварии Новодарницкий коллектор капитально ремонтировали на двух участках. Верхнюю часть привели в порядок, до нижней руки не дошли до сих пор.

РЕКЛАМА

Наученные опытом, построили в 1994 году дублирующую ветку — Позняковский коллектор. Но полгода назад на нем произошла авария, которую до сих пор не могут полностью ликвидировать. Коллектор проложен в очень сложных гидрогеологических условиях — на восемь метров ниже уровня грунтовых вод. И выяснилось, что придется ремонтировать не только участок прорыва, но и большую часть коллектора. Проект разработан и проходит экспертизу. Только на ремонт надо около 15 миллионов гривен. А сам Позняковский коллектор нужно полностью перекладывать — он очень ненадежный.

Пока же Новодарницкий коллектор снова принял «на себя» все стоки левобережья, но население левого берега с 1979 года увеличилось (по самым скромным подсчетам) вдвое! И коллектор работает на пределе своих возможностей. Специалисты давно предупреждали, что оттягивать ремонтные работы коммуникаций уже просто опасно. В 2000 году была утверждена первая программа, предусматривавшая освоить за пять лет полтора миллиарда гривен. Однако город профинансировал программу лишь на 26 процентов. В 2005-м приняли новую программу — на следующие пять лет, и нужно уже 5,7 миллиарда гривен.

РЕКЛАМА

 — Два года прошло, — говорит Николай Кислый, — а денег практически нет. В год нам выделяют из бюджета около 20 миллионов гривен, а нужно более миллиарда! Если так будет продолжаться, то на следующую программу ремонта понадобится уже 15 миллиардов! Кроме того, возникает проблема не только денег, но и физической возможности выполнить необходимые работы.

«Если случится авария на улице Фрунзе, то весь Подол зальет канализационными стоками»

Один из крупных проектов, который город таки профинансировал, — это замена аварийного коллектора на проспекте 40-летия Октября в конце 1990-х. Второе строительство, без которого столице просто не обойтись, начали еще в 1994 году — сооружение дублирующей нитки главного городского коллектора. Начинается труба на улице Фрунзе и идет до Надднепрянского шоссе. Строительство ведется по новой технологии, которая позволит увеличить срок эксплуатации коммуникаций до 50 лет. Планировалось сдать коллектор в эксплуатацию в 2010 году, однако проложили пока семь километров трубы (а надо почти десять километров!), причем основные работы выполнили в последние два года.

 — Главная причина затягивания стройки — хроническое недофинансирование и отсутствие проектной документации, — возмущается Владимир Петренко.  — Проект разработан в 1994 году, но сегодня цены-то другие! Тем более что коллектор хотят сделать на уровне мировых стандартов.

Тем временем главный городской коллектор 1967 года постройки уже отработал свой срок. За последних полтора года на нем уже дважды случались аварии.

 — Из-за особенностей рельефа правого берега этот коллектор проложен с большими перепадами глубины залегания, — продолжает Владимир Петренко, — от 15 до 90 метров. Если случится авария на улице Фрунзе, то весь Подол может залить канализационными стоками.

 — В Киеве стоимость услуг по водоподаче и водоотведению одна из самых дешевых в Украине, есть всего две области, где тариф ниже, — констатирует первый заместитель генерального директора по экономике и финансам «Киевводоканала» Виталий Найдюк.  — По закону разницу в тарифе должен компенсировать городской бюджет. Но на сегодня денег не оказалось.

По словам первого заместителя главы столичной горгосадминистрации Анатолия Голубченко, 96,6 миллиона гривен планируют выделить на ремонт главного канализационного коллектора и 45 миллионов гривен на разработку проекта реконструкции Бортнической станции аэрации.

 — Но в эти предусмотренные суммы вошли уже освоенные — на выполнение работ, — поясняет Виталий Найдюк.  — То есть реально дополнительно выделяемых средств будет гораздо меньше. А вот сколько нужно денег и времени, чтобы привести в порядок всю городскую канализацию, точно сегодня не скажет ни один специалист.

При стабильном финансировании понадобится лет двадцать, подсчитывают в «Киевводоканале». Остается надеяться, что трубы «проявят сознательность» и дождутся, когда выделят средства на реконструкцию…

506

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів