ПОИСК
Політика

Владимир шандра: «за три месяца удалось построить 184 новых автомобильных моста и восстановить более 250 разрушенных»

0:00 15 листопада 2008
15 ноября истекает срок, отведенный на восстановление домов и возведение нового жилья для жителей Западной Украины, пострадавших от грандиозного паводка. О том, как власти справились с поставленной задачей, «ФАКТАМ» рассказал министр по чрезвычайным ситуациям

29 июля этого года Верховная Рада утвердила указ Президента о введении на территории областей Западной Украины, пострадавших от наводнения, чрезвычайного экологического положения. Один из пунктов этого документа гласил: до 15 ноября завершить работы по восстановлению разрушенных жилых домов и возведению новых для людей, которых стихия оставила без крова. Удалось ли уложиться в срок, «ФАКТАМ» рассказал министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Шандра, побывавший недавно во Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой областях, больше других пострадавших от паводка.

«Женщину с двумя малышами спасатели вытягивали из затопленного дома по натянутому тросу»

 — Владимир Николаевич, слышали, что жители одного из отстроенных сел решили назвать улицы именами премьер-министра и Президента? Правда, Виктор Ющенко посоветовал отказаться от этой идеи… А переулок Спасателей еще не появился на карте?

 — Спасателей? Я не против. Знаете, какие герои наши вертолетчики?! Им приходилось спускаться на тросе, привязывать к себе людей, сидевших на крышах домов, и перемещать их в безопасное место. И это в самый разгар наводнения, во время страшной грозы, когда летать запрещено! А спасатели, ездившие по затопленным местам на ПТС (плавающее транспортное средство.  — Авт. )! Когда люди видели эти сорокатонные машины, в которые помещается более семидесяти человек, то у них сразу появлялась уверенность — их спасут! Хотя бывали моменты, когда и с «амфибиями» было нелегко. Ивано-франковские коллеги рассказывали, что им с трудом удалось эвакуировать семью из села Петрилив. Дом практически полностью ушел под воду. С вертолета трос пострадавшим сбросить не смогли — возле хаты росли раскидистые деревья. У «амфибии» тоже не получалось вплотную подойти к дому, глубина воды возле которого достигала трех метров. Отправили за семьей лодку, но из-за сильнейшего ветра даже это не помогло. Пришлось натягивать трос между хатой и «амфибией», и уже по нему переправлять хозяйку дома и ее двух маленьких сыновей. При этом сами спасатели каждую минуту рисковали жизнью.

 — Скажите, все ли пострадавшие получили компенсации, у всех есть крыша над головой?

РЕКЛАМА

 — Уже восстановлено почти 19 с половиной тысяч жилых домов, а это свыше 87 процентов от общего количества пострадавших, капитально отремонтировано порядка восьми с половиной тысяч домов. Полностью отстроено более 600 домов. Восстановлено 46 гидротехнических сооружений, большую часть защитных дамб. Также построено 184 новых автомобильных моста и восстановлено более 250 разрушенных. В пострадавших областях полностью возобновлено водо-, газо-, электроснабжение.

Во время поездки я, в первую очередь, обращал внимание не только на то, как идут восстановительные работы, но и что делается на местах для предотвращения последствий возможных паводков. Некоторые старые дамбы подняли на 2-3 метра, укрепили их. Тут, собственно, никакие особые инженерные новшества не нужны — необходим план модернизации и средства. Но в условиях нынешнего кризиса я опасаюсь, чтобы выполнение этих мероприятий не было отложено. Ведь из денег, выделенных на борьбу с последствиями паводка, львиная доля ушла на возмещение ущерба людям.

РЕКЛАМА

В общей сложности на ликвидацию последствий летнего паводка правительство перечислило в пострадавшие области более двух миллиардов 944 миллионов гривен. Тридцать пять с половиной тысяч семей получили компенсацию на сумму более 142 миллионов 232 тысяч гривен.

«Старушка согласилась на эвакуацию только после того, как в машину взяли ее трех коз и двух собак… »

 — Не проще ли заниматься предотвращением возможных наводнений?

РЕКЛАМА

 — Такие работы невозможно провести за три месяца — этим нужно заниматься постоянно. Например, в Закарпатской области после двух предыдущих паводков работа понемногу велась, и во время летней стихии этот регион пострадал гораздо меньше, несмотря на такие же сильные ливни.

Вместе с Госкомитетом по водному хозяйству мы разработали программу комплексных противопаводковых мероприятий в бассейнах речек Днестр, Прут и Сирет. Сейчас документ проходит согласование в Кабмине. Внедрение этой программы позволит предотвращать разрушительные последствия даже такого большого паводка, как в этом году. В частности, мы планируем создать систему активной защиты от катастрофических паводков. Она включает в себя 52 сухие горные и 23 сухие равнинные емкости, 11 противопаводковых хранилищ, а также 14 польдеров — участков, где во время ливней будет собираться вода. В обычное время люди совершенно спокойно смогут пользоваться территориями этих польдеров. Например, выпасать домашний скот. А при необходимости в этих временных хранилищах только во Львовской области можно будет собрать более 165 миллионов кубометров избыточной воды. Когда уровень воды вернется к норме, то эта вода совершенно спокойно вернется в реки. Так мы спасем от подтопления села, расположенные вдоль рек во Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой областях вплоть до Днестровского водохранилища.

 — В этом году многие критиковали ваше министерство за то, что, мол, поздно предупредили людей.

 — Одни критиковали, другие, наоборот, хвалили. Думаю, что после пережитого граждане больше будут прислушиваться к нашим словам. А бывало, люди нам не верили, когда им говорили, мол, через несколько часов здесь будет вода. Нам отвечали — сколько здесь живем, вода так отродясь не поднималась… Хочется, чтобы люди не селились там, где нельзя.

Я побывал во всех критических населенных пунктах, где требовалась наша помощь. Общался с людьми. Знаете, очень по-разному к нам относились. И паника была, и недоверие, и недопонимание. Помню, был трагикомичный эпизод. 25 июля спасатели работают день и ночь, вывозят людей из подтопленных домов. Решаем, куда их вывозить, где расселять… Тут звонок на мобильный телефон. Совершенно незнакомый человек, непонятно, где доставший мой номер, спрашивает: «А чего это у нас свет отключили? Мы с семьей сидим, смотрим телевизор… » Представляете? Я вежливо объяснил, что, наверное, есть угроза затопления важных объектов, поэтому временно отключили электроэнергию, чтобы не было короткого замыкания….

Другая история произошла в селе Вовчинцы на Ивано-Франковщине. На чердаке полузатопленного дома находилась 82-летняя женщина. Так наши сотрудники ее дольше уговаривали покинуть хату, чем, собственно говоря, длилась операция по спасению. Женщина согласилась на эвакуацию только после того, как пообещали взять в машину трех ее коз и собак…

«Страховые компании выплатили на восстановление Праги, пострадавшей в 2004 году от наводнения, более полутора миллиардов долларов»

 — А машин у спасателей достаточно? С паводком боролись во всеоружии?

 — Мы-то во всеоружии… Но одно дело, если есть только энтузиазм, дисциплина, желание и умение, а другое — все это при наличии современной техники. То есть в этом плане нам еще есть над чем работать. Было принято решение создать под Ивано-Франковском Региональный центр быстрого реагирования, который будет действовать в четырех областях — Ивано-Франковской, Черновицкой, Тернопольской и Хмельницкой. В общей сложности таких региональных спасательных центров в Украине будет семь. Естественно, в пострадавшие регионы в случае необходимости будут выдвигаться и спасатели с других областей. Ведь, к примеру, в той же Ивано-Франковской области было подтоплено более четырехсот населенных пунктов и, естественно, один региональный отряд численностью в шестьдесят человек никак не справится с такими объемами работ. На волне летнего стихийного бедствия в бюджете на следующий год на модернизацию МинЧС были заложены неплохие суммы. Но разразился кризис. Не хотелось бы, чтобы за счет МинЧС вытягивались какие-либо другие программы, а такое вполне может случиться.

 — Может, заграница нам поможет?

 — Помогала и, надеюсь, будет продолжать это делать. Мы сотрудничаем с Центром оперативного реагирования НАТО. Но нужно понимать, что у самого Альянса нужной техники нет — эта структура запрашивает помощь у стран — членов НАТО. Сейчас мы активизировали консультации с Мировым банком и вышли на достаточно серьезный уровень переговоров по резервированию для Украины суммы порядка 500 миллионов долларов как раз на случай чрезвычайной ситуации. Их можно снять со счета в течение 24 часов. Естественно, после решения правительства. Кредит дается на 30 лет под очень низкие проценты. Кстати, этот вопрос мы впервые прорабатывали еще до наводнения — в мае этого года. Но тогда Кабмин не заинтересовался такой возможностью… Сейчас же у нас с Министерством финансов есть полное взаимопонимание (улыбается). Еще мы работаем над тем, чтобы взять у Мирового банка кредит на техническое переоснащение наших аварийно-спасательных служб.

 — Коллега рассказывал, что в селе, где живут его родственники, до сих пор не восстановлен мост, длина которого… десять метров. А треть средств, выделенных на его ремонт, ушла на оплату проекта реконструкции…

 — К сожалению, движение средств мы не можем контролировать. Было предложение Президента, чтобы деньги на ликвидацию последствий наводнения «шли» через МинЧС, но Верховная Рада и правительство решили перечислять средства напрямую через «Укравтодор», Госводсхоз, Минтруда, обладминистрации, облэнерго. В принципе, мы не имеем права контролировать использование этих денег. То же самое касается и бесконтрольной вырубки лесов, которая во многом способствовала ухудшению последствий паводка. Для этого есть казначейство, КРУ, прокуратура… У нас достаточно институций, способных открывать уголовные дела. Если есть факты нарушений, следует обращаться в официальные инстанции. Задача МинЧС — людей спасать.

 — В том числе и тех, которые построили дома в запрещенных местах?

 — Да, многие построились в неблагоприятных местах. Однако если уж люди решили поселиться, например, недалеко от реки, на обрыве, то нужно было хотя бы позаботиться об укрепительных сооружениях. Поверьте, по сравнению с полученными компенсациями, для этого нужны совершенно небольшие суммы. Более того, в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций мы поднимаем вопрос о необходимости страхования. Хорошо, что этим летом в бюджете были деньги, Верховная Рада собралась и приняла решение направить их на ликвидацию последствий паводка. А через месяц случился еще один ливень, затопивший несколько сел. Никто уже не собирался и денег не выделял. И получается, что большая беда — беда, а локальная — нет? Но люди же пострадали! Поэтому я и говорю о страховании. Это мировая практика: страхуются большие дома, мосты, дороги… Во многих странах компенсацию населению платят именно страховые компании. В 2004 году произошло большое наводнение в Праге. Так страховые компании на реставрацию города выплатили около полутора миллиардов долларов!

 

268

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів