Анатолий матвиенко: «мужики в моем понимании — это быки, плохо ориентирующиеся на ринге жизни»
В последние полтора года карьера этого известного украинского политика претерпевала значительные метаморфозы. От народного депутата — до премьер-министра Крыма и первого заместителя главы Секретариата Президента Украины. Теперь Анатолий Матвиенко депутат Верховной Рады. Хотя, оставляя Секретариат, он заявил, что не исключает вообще своего ухода из власти, в науку например. Это, пожалуй, мог быть прецедент для Украины: человек сам, без принуждения, уходит с такой высокой должности.
«Я не люблю поражений, и когда чувствую, что проигрываю, тогда зачем мне играть?»
- Так почему же вы все-таки не ушли в науку?
- Я не уходил, чтобы уйти. Просто человек должен быть эффективным на своем месте. Если получается, то надо работать, если нет — уйти.
- Так вас «ушли» или вы сами оставили должность в Секретариате Президента?
- Нет. Просто я имею совсем иную концепцию, что такое Секретариат. Не могу строить то, что, по моему мнению, строится «не в ту сторону». А манерничать или мешать другим
- Что бы там ни говорили высокопоставленные чиновники и политики о благе народа, люди в большинстве случаев уверены, что во власть идут исключительно из материальных соображений.
- Могу заверить в том, что вне власти имел бы больший достаток. Я не самый глупый организатор и неплохой исполнитель. Люблю работать и считаю себя относительно честным.
- Что значит «относительно честный»?
- Человек не способен достичь абсолютной истины, только Господнее истинно, все остальное — относительно. А теперь по сути. Я считаю, что могу достаточно эффективно эксплуатировать свои коммуникационные возможности и связи; я никогда не обворовывал страну, потому что уверен: при грамотном подходе всем и всего хватит. Если ты утвердительно ответил на вопрос «Это стране выгодно?», тогда имеешь право лоббировать, «пробивать» любую тему. А их масса, от больших до мелких. Скажем так: есть люди, у которых есть деньги, но правильное их применение для них проблема. Состоятельных людей надо сориентировать на решение национальных проблем, формировать инвестиционные проекты.
Я не считаю себя бедным. Могу позволить себе заниматься какими-то духовными вопросами. Например, своим фондом «Украина Инкогнита», который занимается восстановлением национальных традиций, культуры. По большому счету, я никогда не испытывал сложных денежных проблем. Разве что в начале своего трудового пути, когда я был главным механиком в гараже, получал 170 рублей и каждый месяц ходил к маме просить 20-30 рублей до зарплаты. Вот тогда у меня были некоторые материальные затруднения. Потому что жена не работала, смотрела за младшим сыном.
- Как вы с супругой познакомились?
- О, это длинная история. После того как я ее первый раз увидел, целый год мучился, считал, что она не для меня. Планка, которую я не возьму. Я не люблю поражений, и когда чувствую, что проигрываю, тогда зачем мне играть? Оля очень красивая, умная женщина. Такой она была и в юности. За ней «ходили хвостами» такие красавцы, которым я был не конкурент. Высокие, серьезные, солидные, статные.
А познакомились мы 16 мая. Шел дождь. Я сидел в своей комнате в общежитии. Ко мне зашел друг: «Почему не идешь на танцы? Вон там сколько девушек!» Я ему отвечаю: «Те, которых много, у меня не вызывают интереса, а та, которая вызывает интерес, — на меня внимания не обращает». Он меня спросил, о ком речь. А когда узнал, то сказал: «Ты трус. Иди — она пойдет с тобой. Я тебе говорю, что все будет хорошо». Так он вдохновил меня на это судьбоносное решение.
Прихожу на танцы. Она там. Заиграла музыка. Направляюсь к Оле через зал, а ее уже кто-то пригласил. Второй танец тоже пропустил: не успел пригласить. Так повторялось раз пять. Я разозлился на себя, свою неповоротливость, подошел и предложил потанцевать. Оля согласилась. Танцевали молча. Я, конечно, взволнованно дышал, и она, наверное, это чувствовала. После танца начал себя казнить за то, что промолчал. И в расстроенных чувствах стал думать, что делать дальше: уходить или еще раз пробовать. Но тут объявили белый танец, и Оля меня пригласила. Только после этого я предложил: «Можно, я проведу вас домой?» Вот и все. Теперь каждый год 16 мая мы празднуем день нашего знакомства, и я дарю ей розы, количество которых равняется годам, прожитым вместе. В этом году было 34 розы.
«Быть достойным любимой женщины — это и есть главное предназначение мужчины»
- Последнее слово в семье за кем?
- Мы уважаем мнение друг друга. Если что-то ей нравится, а мне нет, это не означает, что она не может реализовать свою прихоть. У нее с этим нет проблем, а у меня — обид.
- Кто вам покупает галстуки и костюмы?
- Все — жена.
- Вы хоть знаете, какую марку носите?
- Нет (пытается прочитать название фирмы на своем галстуке), не знаю, какая марка (»ФАКТАМ» удалось выяснить у супруги народного депутата, Ольги, что это престижные марки: «Ван Лак», «Хуго Босс». — Авт. ). Но, наверное, неплохая.
- Вы так безразличны к известным брэндам? Хороший костюм, скажем, от «Бриони», — это же престиж!
- Безусловно. Мой сын по этому поводу так и говорит: «Туфли, часы и ручка — это первые аксессуары, которыми должен отличаться деловой человек». Но я на это особого внимания не обращаю. Но не думаю, что хожу в плохой одежде. Вот недавно ручку подарили.
- «Паркер»?
- Нет, «Монблан» (сделана из черной драгоценной смолы, с позолотой. — Авт. ). Наверное, хорошая.
А сейчас я расскажу об одном своем философском открытии, за которое снимаю шляпу перед моей женой. Уровень жизни мужчины зависит от ума его жены. Что должна делать жена? Она должна стимулировать мужа к достатку. Но делать это так, чтобы эти инициативы были адекватны ситуации и максимальным способностям мужа на данном этапе. То есть не надо завышать планку. Потому что, как только жена завышает потребности семьи и свои личные настолько, что супруг не может их удовлетворить, это начинает раздражать. Муж чувствует себя неуютно.
- А что, мужик сам себя не может стимулировать для достижения каких-то целей?
- Мужики в моем понимании — это быки, плохо ориентирующиеся на ринге жизни (смеется). Суть мужика в том, чтобы выглядеть в глазах женщины достойно.
- Это все, к чему мы стремимся?
- Да, чтобы удовлетворить женщин. Я не хочу близко подходить к Фрейду, но, по сути, если проанализировать свою жизнь, то быть достойным любимой женщины — это и есть главное предназначение мужчины. А мудрость женщины заключается в том, чтобы увидеть это стремление, поддержать и развивать. Посмотрите, как только вы женщине делаете хорошо, то сразу же возвышаетесь в собственных глазах. А если это еще и оценено ею, то вы вообще чувствуете себя самым счастливым человеком на земле. Оценено матерью, сестрой, женой — теми, кто ожидает от вас защиты. Защиты не всегда физической — социальной и так далее.
- Значит ли это, что всем, чего вы достигли в жизни, вы обязаны женщине?
- Все это благодаря трем женщинам: матери, жене и внучке Елизавете. Ей сейчас восемь лет.
«Когда я был в оппозиции, сын вынужден был скрываться»
- Она знает, что ее дед — известный политик? Как реагирует, когда видит по телевизору?
- Знает, но она живет в Германии. К сожалению, так сложилось, что моя политическая биография сыграла злую шутку с родными, в частности со старшим сыном, Виктором. Когда я был в оппозиции (после 1999 года. — Авт. ), он вынужден был скрываться. Тогда жена сына посчитала, что это некомфортно, и вышла замуж за другого человека. Я ее за это не осуждаю. Она вместе с внучкой Лизой уехала на постоянное место жительства в Германию. Теперь приезжает к нам в гости несколько раз в год.
- Воспитываете внучку?
- Я считаю, что она очень талантливая девочка. Ходила в школу раннего развития с полутора лет. Эту школу открыли мои друзья Уткины, Евгений и Ирина. В Киеве шесть лет назад таких заведений были единицы. Занятия там длятся не более трех часов в день. Но, представляете, малышей учат логике!
- В полтора года?
- Да, логике, психологии, хореографии, языкам, литературе, истории, рисунку. Но все в виде игры. Хочет ребенок — слушает, хочет — ползает, спит, рисует. Сейчас Лизе восемь лет, она учится в немецкой школе — без проблем.
- Сколько же она знает языков?
- Мы высылаем ей украинские книги, она читает их. Хотя разговаривать внучке сложно: нет языковой практики. Со мной говорит только по-украински. Еще Лиза знает русский, немецкий и английский языки и во время общения не комплексует. Например, мы с женой взяли ее в поездку автобусом в Париж. Прежде чем ехать, они вдвоем проштудировали историю города. И потом Лиза рассказывала гиду, что такое Париж и чем он интересен. Занимается также большим теннисом — заняла недавно второе место на турнире земли в группе детей до десяти лет. Пока не говорит, кем хочет быть, но я уверен, что она сможет все, что захочет.
- Вы так тепло отзываетесь о внучке А младший сын еще не подарил вам потомков?
- Павел заканчивает Киевский национальный экономический университет. Правда, что-то очень долго. Занимается бизнесом. Очень современный способ получить образование — работать и учиться. То «академку» взял, то имел «хвосты» по экзаменам. Но я считаю, что он довольно способный и перспективный парень.
- Сыновья больше вас зарабатывают?
- Я думаю, да. Вот подарили часы на день рождения (снимает часы и показывает «Брегет» в позолоченном корпусе и с ремешком из крокодиловой кожи. — Авт. ). Сам себе такие бы не купил.
- Денег жалко?
- Нет. Если бы все свои сбережения собрал, то, может, и лучше купил бы. Но я ведь сын простого рабочего, зачем мне они? Я предпочел бы вкладывать деньги в другие семейные проекты. Когда-то, в конце 80-х годов, начал строить дачу в Васильковском районе (Киевская область. — Авт. ). Где-то метров на 300. В 1994 году она вышла мне боком: обвинили, что я строю ее, злоупотребляя своим положением народного депутата. После этого случая забросил стройку. А потом оказалось, что это даже к лучшему. С годами мой недострой вырос в цене, и я его продал. Сейчас думаю, что делать дальше: строить или покупать новый дом. Хотя за вырученные от продажи деньги новый не купишь
Квартир тоже не меняю. Живем в той, которую я получил еще как Первый секретарь Центрального Комитета комсомола Украины. Но я не говорю, что я какой-то бессребреник
«Я рад, что дети могут больше, чем я»
- Насчет бессребреника. Что вы можете себе позволить, а что нет? Купить «Мерседес» последней модели или тур на экзотические острова?
- Если друзья помогут, то, наверное, смог бы. У меня есть машина «Вольво». Такая небольшая, записана на жену. Сыновья тоже ездят на своих авто. У младшего «Ниссан». Так что я рад, что дети могут больше, чем я.
- Всем бы таких друзей, которые могут купить автомобиль!
- Да. Вообще, я очень много спекулирую на своих друзьях — достаточно богатых и зажиточных. Даже воспитал в себе такой паразитизм: молюсь каждый день за их возможности, понимая, что их богатство — это мое спокойствие (смеется). Думаю, они меня простят.
- А когда были губернатором Виннитчины, премьером Крыма, друзья просили о помощи?
- Да. Но мои друзья знают, что с воровской идеей к Матвиенко не стоит даже идти. Я говорю им: «Если это интересно стране, я буду бороться, буду лоббировать. И от этого вы получите удовольствие, а страна — пользу. Не хочу приучать вас к легким деньгам. Сегодня я при власти, завтра — нет. Я ушел, ушли льготы — и вы неспособны работать в нормальной конкуренции». А это для бизнесменов все равно что ледниковый период для мамонтов.
- Матвей — это ваше прозвище?
- Не всегда. Сначала было другое. Поскольку мой дед Штефан был очень полным человеком, в селе его прозвали Пузь, от слова «пузатый». И всю нашу семью прозывали Пузями. К тому же в детстве я был толстеньким хлопчиком — «настоящим Пузем». Это меня обижало. Поэтому начал заниматься спортом, всем, чем можно. Кроме волейбола: я его не люблю. А так — футбол, теннис, баскетбол, бокс. Так с Пузя стал Матвеем. Пытаюсь сейчас держать себя в форме, чтобы опять не стать Пузем. Я президент Федерации спортивного туризма. Каждый год путешествую.
- А за рубежом где вам нравится: в Европе или на экзотических островах?
- Нет, я это не очень воспринимаю. В Европе, конечно же, был, на острова не ездил. Не люблю я такой отдых. Мой отдых — это познание моего мира. Я хочу хорошо знать Украину. Проехал на машине, велосипеде, прошел пешком, на яхте, на байдарках почти всю страну. В 2004 году я дал себе зарок: если Ющенко проиграет, я пойду в кругосветное путешествие на яхте, как мой друг Валера Петущак с женой на своей яхте «Лелитка». Если выиграет, пойду на яхте в Турцию. Ющенко выиграл — и рухнула моя «кругосветка». А вместо Турции я попал в Крым (стал премьер-министром Автономной республики Крым. — Авт. ).
560Читайте нас у Facebook